Каков устав – такова и деятельность

593
 Назарова М.
Заведующая МБДОУ «Детский сад № 1» Энгельсского муници- пального района Саратовской области
Казалось бы, устав государственной (муниципальной) образовательной организации можно рассматривать исключительно в юридическом аспекте. Однако именно этот документ должен содержать положения, регламентирующие деятельность учреждения, т. е. позволяющие ему составлять грамотные и выполнимые планы на будущее. К примеру, в уставе в обязательном порядке должен содержаться исчерпывающий перечень платных услуг. Иначе организация не сможет внести предполагаемый доход от их предоставления в план финансово-хозяйственной деятельности. Свою лепту в порядок формирования устава образовательных организаций внес Закон № 273-ФЗ, об этом и пойдет речь далее.

Обязательная информация

Согласно п. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) бюджетное учреждение должно осуществлять свою деятельность в соответствии с ее предметом и целями, определенными, исходя из положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов и устава. Аналогичные нормы относительно автономного учреждения закреплены в ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

Таким образом, наличие устава для бюджетного и автономного учреждения, в т. ч. образовательной организации, является обязательным.

По общему правилу гражданского законодательства уставом является учредительный документ юридического лица (ст. 52 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)). Соответственно, утверждает его учредитель организации.

Обязательная информация, которая должна быть отражена в уставе образовательной организации нормативно закреплена в ч. 2 ст. 25 Закона № 273-ФЗ и включает всего четыре пункта: 1 Тип образовательной организации.

Пример 1

В соответствии с ч. 1 «Общие положения» Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида» Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – Устав детского сада):
«1.1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида № ” Энгельсского муниципального района Саратовской области, действующее в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, именуемое в дальнейшем “Учреждение”, является правопреемником муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад комбинированного вида № г. Энгельса Саратовской области”, зарегистрированного государственным учреждением “Учетный центр Саратовской области” г. серия номер . Основной государственный регистрационный номер .
1.2. Тип – дошкольная образовательная организация».
<…>

Устав должен быть на сайте учреждения

Обязанность образовательных организаций формировать открытые и общедоступные информационные ресурсы о своей дея тельности закреплена ст. 29 Закона № 273-ФЗ. Размещать такие ресурсы рекомендовано в информационнотелекоммуникационных сетях, в т. ч. на официальном сайте организации в сети Интернет.

Причем в системе общего доступа должны быть как общие сведения об учреждении, так и копии документов, в числе которых – устав образовательной организации.

Это же требование содержится в постановлении Правительства РФ от 10.07.2013 № 582, которым утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации.

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона № 273-ФЗ устав, как и другие документы, подлежат обновлению в течение 10 рабочих дней со дня внесения в него изменений.

2 Учредитель или учредители образовательной организации.

Пример 2

Приведем выдержку из Устава детского сада:
<…>
«…1.6. Учредителем является Энгельсский муниципальный район. Функции и полномочия Учредителя осуществляет орган администрации Энгельсского муниципального района, осуществляющий полномочия в сфере образования – комитет по образованию и молодежной политике администрации Энгельсского муниципального района (далее – Комитет по образованию и молодежной политике).
… 1.11. Учредительным документом Учреждения является Устав дошкольного образовательного учреждения (далее – Устав).
Устав утверждается Комитетом по образованию и молодежной политике и регистрируется в установленном действующим законодательством порядке. Изменения и дополнения в Устав Учреждения вносятся по предложению Общего собрания трудового коллектива. Изменения и дополнения утверждаются приказом Комитета по образованию и молодежной политике, регистрируются в регистрирующем органе в установленном действующим законодательством порядке…»
<…>

3 Виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности.

Пример 3

Часть 2 «Организация и осуществление образовательной деятельности» Устава детского сада включает следующую информацию:
<…>
«2.4. Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.
2.5. Образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается Учреждением, осуществляющим образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
2.6. В Учреждении могут функционировать группы воспитанников раннего и дошкольного возрастов, группы имеют общеразвивающую, компенсирующую и оздоровительную направленность.
2.7. Правила приема определяются Комитетом по образованию и молодежной политике и закрепляются в локальных нормативных актах.
2.8. Количество детей в группах определяется в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
2.9. В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в речевом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
2.10. Порядок комплектования Учреждения определяется Комитетом по образованию и молодежной политике в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.11. Прием в Учреждение в общеразвивающие группы производится на основании медицинского заключения, заявления родителей (законных представителей) и направления Комитета по образованию и молодежной политике. Прием в группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи производится на основании медицинского заключения, протокола психолого-медико-педагогической комиссии и заявления родителей (законных представителей).

2.14. Режим работы в Учреждении устанавливается Комитетом по образованию и молодежной политике, исходя из потребностей семьи и возможности бюджетного финансирования Учреждения, и является следующим: с 7.00 до 19.00; рабочая неделя – пятидневная, ежедневный график работы учреждения – 12 часов. В учреждении может функционировать группа круглосуточного пребывания с режимом работы с 7.00 до 7.00; дни работы – понедельник, вторник и четверг.
Допускается посещение воспитанниками Учреждения по индивидуальному графику, порядок которого определяется в договоре между родителями (законными представителями) воспитанника и Учреждением.
… 2.16. Координация, регулирование, контроль деятельности Учреждения осуществляются Комитетом по образованию и молодежной политике.
2.17. Контроль целевого использования и сохранности переданного Учреждению муниципального имущества осуществляется Комитетом по управлению имуществом. 2.19. Проверка работы Учреждения осуществляется соответствующими органами в пределах их компетенции согласно действующему законодательству».
<…>

4 Структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Пример 4

В соответствии с ч. 5 «Структура и компетенция органов управления учреждением» Устава детского сада:
<…>
«5.2. Управление Учреждением строится на принципе единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления Учреждением. Непосредственное руководство Учреждением осуществляет заведующий, назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее председателем Комитета по образованию и молодежной политике с обязательным заключением письменного трудового договора.
5.3. Заведующий действует от имени Учреждения, без доверенности представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами, несет ответственность перед родителями (законными представителями), Учредителем, Комитетом по образованию и молодежной политике, государством, обществом за последствия своих действий в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом и заключенным с ним договором. При нарушении заведующим своих должностных обязанностей председатель Комитета по образованию и молодежной политике вправе наложить взыскания на заведующего вплоть до освобождения его от занимаемой должности.

5.5. Управление учреждением осуществляется следующими коллегиальными органами: Общим собранием трудового коллектива, Педагогическим советом, Родительским собранием Учреждения, Советом родителей.

5.22. С целью улучшения условий организации учебно-воспитательного процесса в Учреждении и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов могут создаваться на добровольной основе самоуправляемые некоммерческие объединения (фонды, советы), сформированные по инициативе родителей воспитанников и других граждан.
Объединение может иметь свой Устав, регламентирующий его деятельность, выборные руководящие и контрольно-ревизионные органы, может иметь отдельный расчетный счет в банке, печать и штампы со своим названием, бланки и другую документацию.
Объединение, выполняя свои уставные задачи, действует на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общественных объединениях», Гражданского кодекса Российской Федерации».
<…>

Отметим, что ранее действовавший Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании» (ст. 13) содержал исчерпывающий перечень необходимых сведений для формирования устава. Закон № 273-ФЗ предоставляет образовательным организациям большую самостоятельность и свободу действий.

Вместе с тем ч. 2 ст. 25 Закона № 273-ФЗ содержит отсылочную норму на иные нормативные правовые акты, также устанавливающие, какая информация должна отражаться в уставе организации.

В частности, ч. 2 ст. 52 ГК РФ устанавливает, что в учредительных документах юридического лица должны определяться: его наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

Возвращаясь к законам № 7-ФЗ и № 174-ФЗ, подчеркнем, что бюджетное (автономное) учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с ее предметом и целями.

Между тем в ст. 25 Закона № 273-ФЗ требований к предмету и целям деятельности образовательного учреждения не содержится! Поэтому очень важно грамотно зафиксировать их в уставе: ведь именно они отражают сущность учреждения в целом.

Пример 5

Часть 2 «Организация и осуществление образовательной деятельности» Устава детского сада включает следующую информацию:
«2.1. Дошкольное образование является первым уровнем общего образования и направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, в том числе с лицами с ограниченными возможностями здоровья (для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов – для учреждений комбинированного вида и групп оздоровительной направленности).
2.2. Образовательное Учреждение обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 1 года 6 месяцев до прекращения образовательных отношений.
2.3. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются Федеральным государственным образовательным стандартом».
<…>

Запомнить

В уставе образовательного учреждения необходимо сформулировать предмет и цели его деятельности.

Имущество учреждения

Специалисты нередко задаются вопросом, зачем в уставе образовательного учреждения прописывать полномочия комитета по управлению имуществом, ведь данный орган не является учредителем. В то время как в ч. 2 ст. 25 Закона № 273-ФЗ отмечено, что в уставе в обязательном порядке должно быть прописано только про учредителя.

Ответ мы найдем в ч. 1 ст. 296 ГК РФ. Согласно ей учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника. К примеру, комитет по управлению имуществом выступает от имени собственника муниципального имущества детского сада и закрепляет его на праве оперативного управления за этим муниципальным учреждением.

Именно поэтому права и обязанности комитета по имуществу должны быть отражены в уставе в обязательном порядке.

Запомнить

Следует создать условия, чтобы с уставом образовательной организации были ознакомлены все работники и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся (а если речь идет о вузах – то и непосредственно обучающиеся).
С этой целью устав можно растиражировать и распространить в структурных подразделениях, общественных организациях, органах самоуправления, а также разместить на интернет-сайте учреждения.

Пример 6

Согласно ч. 3 «Финансово-хозяйственная деятельность» Устава детского сада:
<…>
«3.3. Имущество Учреждения является муниципальной собственностью и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления.
Учреждение самостоятельно владеет, пользуется муниципальным имуществом в пределах, установленных действующим законодательством, договором о закреплении имущества на праве оперативного управления в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. Учреждение вправе с согласия Учредителя и по согласованию с Комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района (далее – Комитет по управлению имуществом) передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним Комитетом по управлению имуществом или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.
3.4. Право оперативного управления в отношении муниципального имущества, закрепленного за Учреждением, возникает у Учреждения с момента заключения с Комитетом по управлению имуществом договора о закреплении имущества на праве оперативного управления, если иное не установлено действующим законодательством или решением Комитета по управлению имуществом.
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним муниципальным имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных из бюджета».
<…>

Платные услуги

О том, что в уставе государственного (муниципального) бюджетного (автономного) учреждения в обязательном порядке необходимо прописывать перечень дополнительных платных образовательных услуг, мы уже говорили в преамбуле нашей статьи. Подтвердим свой вывод нормами законодательства.
Часть 3 ст. 298 ГК РФ дает право бюджетному учреждению осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах, которым является устав.
Аналогичные нормы содержит п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, а относительно автономных учреждений – ч. 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ.

Пример 7

Исходя из ч. 2 «Организация и осуществление образовательной деятельности» Устава детского сада:
<…>
«2.25. В соответствии с уставными целями и задачами, локальным нормативным актом Учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные платные образовательные услуги, не включенные в перечень основной общеобразовательной программы, определяющей его статус.
Платные образовательные услуги оказываются на материальной базе Учреждения в свободное от основных занятий время, согласно расписанию.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.
<…>

Запомнить

Произвольно отнести все виды деятельности, в рамках которых учреждение оказывает платные услуги, к основным уставным нельзя. Целью создания государственных (муниципальных) учреждений является обеспечение реализации полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления). Это означает, что, например, в детском саду могут оказываться услуги населению за плату, соответствующие только тем полномочиям муниципального образования, являющегося его учредителем, которые прописаны в целях создания учреждения.

Отметим, что учреждение не обязано оказывать платные услуги по всем предусмотренным в уставе видам деятельности. То есть в уставе могут быть предусмотрены основные виды деятельности, в рамках которых учреждение планирует в будущем оказывать платные услуги (но сейчас не оказывает). Однако важно составить именно исчерпывающий перечень таких услуг, чтоб впоследствии не вносить в устав изменения.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×