Кто в группе риска у Роспотребнадзора

1178
 Котова Ю.В.
Юрист консалтинговой компании «Римус»
Поверки Роспотребнадзора – явление распространенное. Редко какой организации удается их избежать. И государственные (муниципальные) учреждения исключением из этого правила не являются. В группе особого риска – организации здравоохранения, образования, социального обеспечения, а также заведения общественного питания (кухни, столовые, кафе и др.). Выясним, в каком случае учреждение может подвергнуться проверке, как она будет проходить и можно ли заранее к ней подготовиться.

Руководство к действию

Роспотребнадзор проводит проверки по строгим правилам. Они установлены в документе со сложным названием – Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 (далее – Административный регламент). По сути, это настольная книга, регулирующая все действия ревизоров.

Как и любой другой проверяющий орган, Роспотребнадзор может проводить как плановые, так и внеплановые проверки.

Плановые проверки

По общему правилу плановые проверки проводится не чаще чем один раз в три года. А вот учреждениям здравоохранения, образования, и социальной сферы повезло меньше других.

Их могут проверять хоть каждый год (п. 14 Административного регламента). План проверок Роспотребнадзора не является секретным документом.

Чтобы выяснить, значится ли учреждение в нем, достаточно зайти на сайт http://inspect.rospotrebnadzor.ru. Узнать, будут ли проверять учреждение в текущем году, можно по названию организации, ОГРН и (или) ИНН.

В плане указан месяц, когда должна начаться проверка, и срок, в течение которого она будет проходить. В стандартном случае срок не может превышать 20 рабочих дней (п. 16 Административного регламента). Однако если в отношении коммерческих организаций срок поверки может составлять всего пять дней, то учреждения из группы риска обычно проверяют по полной программе. Поэтому рассчитывать на то, что специалисты Роспотребнадзора закончат ревизию раньше отведенных 20 дней, едва ли стоит.

Более того, если проверяющие решат провести экспертизу (обследование, исследование, испытание), то срок проверки может быть продлен еще на 20 рабочих дней (пп. 20, 21 Административного регламента).

Выходит, что плановая проверка может продолжаться в течение 40 рабочих дней. Если перевести этот срок в календарные дни, получится почти полтора месяца.

Внеплановые проверки

Если учреждение не обнаружило себя в плане проверок, это не значит, что специалисты Роспотребнадзора гарантированно не заглянут в гости.

Дело в том, что помимо плановых существуют внеплановые проверки.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются (п. 26 Административного регламента):

  • истечение срока исполнения предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
  • поступление в Роспотребнадзор обращений и заявлений от граждан (организаций), информации от органов государственной власти (местного самоуправления) или от СМИ о нарушении прав потребителей или угрозе их жизни (здоровью);
  • соответствующие поручения Президента РФ или Правительства РФ либо требование прокурора.

Запомнить

Специалисты Роспотребнадзора обязаны сообщить учреждению о проведении плановой проверки за три рабочих дня до ее начала (п. 41 Административного регламента). Для этого они направляют организации (заказным письмом с уведомлением о вручении) копию распоряжения о начале проверки.

О проведении внеплановой проверки проверяющие должны уведомить организацию не менее чем за 24 часа до ее начала (ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Сделать это они могут любым доступным способом, например по электронной почте (постановление Московского городского суда от 04.07.2013 № 4а-898/13).

Вместе с тем в некоторых случаях предварительно извещать учреждение Роспотребнадзор не обязан. Он вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно, если основанием для нее является (п. 34 Административного регламента):

  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде;
  • возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Правомерность незамедлительных проверок в таких случаях подтверждает арбитражная практика (решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.04.2012 по делу № А60-12932/2012).

Запомнить

Проведение плановой проверки не мешает специалистам Роспотребнадзора через некоторое время прийти еще и с внеплановой. Аналогично проведение внеплановой проверки не станет основанием для исключения организации из плана проверок. Подобных поблажек Административный регламент не преду сматривает.

Предмет проверки

Формально предметом проверки является соблюдение требований законодательства «в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей на потребительском рынке» (п. 5 Административного регламента).

На практике проверяющих будут интересовать, в частности:

  • наличие санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия;
  • проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации помещения, а также вывоз отходов;
  • соблюдение санитарных норм и правил по видам деятельности;
  • наличие медкнижек и спецодежды.

У каждого свои права

При проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора вправе (п. 6 Административного регламента):

  • беспрепятственно проверять выполнение обязательных требований (в рамках полномочий Роспотребнадзора);
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей и производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений;
  • привлекать к проведению выездной проверки экспертов и экспертные организации;
  • проводить досмотр транспортных средств и перевозимых грузов (в т. ч. продовольственного сырья и пищевых продуктов) для установления их соответствия санитарным правилам и др.

Представители учреждения тоже наделены некоторыми правами. Они, в частности, могут (п. 8 Административного регламента):

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать свои объяснения;
  • получать от проверяющих полную информацию по предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними;
  • обжаловать любые действия (бездействие) проверяющих в вышестоящий орган и (или) в суд;
  • получать возмещение вреда, причиненного при проверке.

Если вас не поставили в известность – идите в суд

Если Роспотребнадзор не известит учреждение о предстоящей внеплановой проверке, то впоследствии оно сможет успешно оспорить ее результаты в суде (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2011 по делу № А43-29254/2010, ФАС Поволжского округа от 24.08.2010 по делу № А12-5648/2010, ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2010 по делу № А05-16039/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 № 09АП-3198/2010-АК по делу № А40-160991/09-93-1345; решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.11.2011 по делу № А60-33469/2011).

Итоги проверки

По результатам проверки специалисты Роспотребнадзора составляют акт (п. 59 Административного регламента). Он оформляется сразу после завершения проверки.

Нормативный документ

В общественном питании основными регламентирующими документами являются: – СП 2.3.6.1079-01. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001);
– СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» (утв. Главным государственным врачом РФ 21.05.2003).

К акту прилагаются документы (или их копии), составленные в ходе проверки (п. 62 Административного регламента):

  • протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды;
  • протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений, экспертиз;
  • объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
  • предписание об устранении нарушений и др.

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается под расписку руководителю учреждения (п. 63 Административного регламента). Если руководитель отсутствует или отказывается дать расписку в получении, акт направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае выявления нарушений проверящие вправе (п. 68 Административного регламента): 1 выдать предписание об устранении нарушений;
2 привлечь виновных лиц к ответственности.

Как правило, по итогам проверки обе меры применяются одновременно.

Нормативный документ

Образовательные учреждения обязаны руководствоваться постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ: – от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”»;
– от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”»;
– от 18.03.2011 № 21 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2843-11 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев”» и др.

Ответственность

В общем случае ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Там предусмотрены предупреждение или штрафы в следующих размерах:

  • для должностных лиц – от 500 до 1000 руб.;
  • для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб. (вместо штрафа проверяющие могут приостановить деятельность учреждения на срок до 90 суток).

Кроме того, КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение некоторых специфических требований, например:

  • к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ). Это нарушение повлечет для организации штраф в размере 10 000–20 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • к организации питания (ст. 6.6 КоАП РФ). Штраф составляет 20 000–30 000 руб. Вместо него возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ). Штраф составляет 30 000–70 000 руб., а в случае рецидива – 100 000–150 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Запомнить

Уплата штрафа не освобождает учреждение от обязанности устранить выявленные нарушения. За невыполнение предписания также предусмотрена ответственность. Штраф для должностных лиц составит 1000–2000 руб. (он может быть заменен дисквалификацией на срок до трех лет), для организаций – от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП РФ). Причем ответственность по этой статье может применяться неоднократно.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль