Минфин России придерживается либеральной позиции

1291
 Кузьмин И.Ю.
Начальник Отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной методологии
В Указания № 65н регулярно вносятся изменения: бюджетная классификация, принятая Минфином России в 2013 г., совершенствуется в соответствии с новыми законодательными нормами и практикой ведения бюджетного учёта в субъектах РФ. Мы предложили нашему эксперту проанализировать наиболее проблемные точки применения кодов бюджетной классификации.

Почему так часто у учреждений и контролирующих органов возникают разногласия по поводу применения бюджетной классификации?

Одна из причин – непонимание сути назначения бюджетной классификации.

Зачастую сотрудники Казначейства, территориальных органов Росфиннадзора, финорганы субъектов РФ предъявляют учреждениям претензии такого рода: в бюджетной классификации не прописано, к примеру, приобретение автомобиля или телевизора, соответственно, делать это вы не можете. То есть бюджетная классификация рассматривается как некая структура, порождающая расходные обязательства бюджета.

…целевые статьи утверждаются финансовыми органами субъектов РФ самостоятельно…

Данная позиция в корне неправильная. Бюджетная классификация не определяет, можно или нельзя совершить какую-либо хозяйственную операцию (купить, отремонтировать и т. д.). Она лишь группирует те операции, которые учреждения уполномочены совершать в силу положений закона. На это прямо указывает ст. 18 Бюджетного кодекса РФ.

С 2014 г. введена единая для всех уровней бюджетов классификация видов расходов. Возникают ли в связи с этим трудности на местах?

Единая для бюджетов бюджетной системы РФ классификация видов расходов (данные нормы закреплены в пп. 5, 6 ст. 21 БК РФ) стала следствием введения так называемого программного бюджета. Напомню, что соответствующие поправки были внесены в БК РФ Законом № 104-ФЗ.

До этого перечень видов расходов два года «обкатывался» на федеральном уровне. В результате был выявлен и устранён ряд проблем при его применении.

Однако федеральный перечень не всегда соотносится с кодами классификации, которые были приняты в субъектах РФ и муниципалитетах. То есть получаются нестыковки в расходных обязательствах. Наша задача – выяснить, насколько «гладко» применяется единый перечень в каждом конкретном регионе, а также найти пути решения возникающих вопросов (данная работа уже проведена в Московской области, Уральском федеральном округе) и при необходимости разово внести поправки в БК РФ.

Мы сделали очень интересный ход. В БК РФ закреплены группы и подгруппы видов расходов, в Указаниях № 65н – элементы подгрупп. Внести изменения в приказ Минфина России можно оперативно (для этого не нужно обращаться в Госдуму, как в случае с Кодексом или законом о бюджете). Таким образом, мы можем своевременно откорректировать перечень видов расходов, если на уровне субъектов РФ и муниципалитетов действующей детализации недостаточно.

Отмечу, что в Указаниях № 65н содержатся новые элементы видов расходов, предназначенные сугубо для отражения затрат региональных и муниципальных бюджетов.

В чьи полномочия входит утверждение кодов целевых статей?

Целевые статьи расходов являются уникальным для каждого бюджета показателем, соответственно, устанавливаются они финансовыми органами субъектов РФ самостоятельно, в соответствии с общими правилами, утвержденными Указаниями № 65н.

На начало очередного бюджетного цикла у финансового органа субъекта РФ должны быть перечни ГРБС в части классификации расходов, а также целевых статей. Все остальное: разделы, подразделы, виды расходов, КОСГУ, направления расходов в разрезе межбюджетных трансфертов определяет Минфин России.

Каких основных правил надо придерживаться при формировании перечня целевых статьей расходов федерального бюджета?

В рамках Указаний № 65н Минфином России оставлены своего рода коридоры, в рамках которых можно изменять коды направления расходов целевых статей.

Так, целевые статьи, 4-й разряд кода которых начинается с цифры 3, – это всецело социальные выплаты в пользу физических лиц, а с цифры 5 – межбюджетные трансферты. «Занимать» их под свои прямые расходы бюджета субъекта РФ нельзя, дабы избежать в дальнейшем необходимости изменения в течение финансового кода кодов целевых статей (в случае их совпадения с кодами федеральных целевых статей).

С момента утверждения Указаний № 65н у участников бюджетного процесса скопилось немало вопросов. Например, в части применения видов расходов группы 100. На что нужно обратить внимание?

Согласно поправкам в Указаниях № 65н появились два новых элемента видов расходов: 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда казённых учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий» и 123 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий».

Причиной введения этих кодов стали вопросы, возникшие на региональном и муниципальном уровнях. В частности, в отношении выплат депутатам и спорт сменам. Дело в том, что в Госдуме ФС РФ депутаты работают на постоянной основе, получают зарплату и иные выплаты, которые отражаются по кодам 121 и 122 классификации видов расходов.

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований есть депутаты, которые работают на непостоянной основе. То есть некий гражданин избран депутатом, но продолжает трудиться на своём прежнем рабочем месте: на заводе, в какой-то организации и т. д. Соответственно, его нет в штате Заксобрания, и выплата зарплаты ему не производится. Но ему компенсируются определённые расходы, связанные с депутатской деятельностью: мобильная связь, организация общественных приёмных и т. д. Встал вопрос, каким образом отражать их в бюджете.

С действовавшими в 2013 г. видами расходов групп 100, 200, 300 данные выплаты не соотносились. Поэтому было решено ввести специальные элементы – 113 и 123. Помимо депутатов по данным кодам отражаются выплаты спортсменам. Для участия в спортивных мероприятиях часто привлекаются разного рода физлица: судьи, дети-сироты, любители из спортивных организаций и т. д. Договоры об оказании услуг с ними не заключаются, а покупка экипировки, питания и прочие расходы производятся.

На элементы 113 и 123 можно отнести, к примеру, оплату экспертам, которые привлекаются для работы в комиссии для проведения разного рода аттестаций, на основании законодательных и иных нормативно-правовых актов.

Следует также обратить внимание на отражение по видам расходов выплат персоналу государственных (муниципальных) органов. А именно – выплат государственным (муниципальным) служащим, состоящим в штате государственного, муниципального органа, и трудящимся там же обычным работникам.

В Указаниях № 65н чётко обозначена позиция: если в штате государственного (муниципального) органа состоят и работники, и служащие, все выплаты зарплаты указанным категориям лиц находятся в группе видов расходов 100, в элементах 121 или 122. Делить отдельно работников – на код 111, а служащих – на код 121 ни в коем случае нельзя.

Кроме того, зачастую работники учреждений (органов власти) выполняют обязанности как в рамках трудового договора, так и по договору возмездного оказания услуг (в свободное от основной работы время). Выплаты по данным договорам разделяются – группы 100 и 200 соответственно. Так вот, разного рода удержания из выплат по оплате труда осуществляются по тому же коду, что и сама выплата.

Распространённой ошибкой является применение кода 130 по отношению к военнослужащим, состоящим на довольствии в учреждениях (органах власти) субъектов РФ и муниципалитетов (к примеру, это касается пожарных дружин). Код 130 используется только на федеральном уровне. В регионах (муниципалитетах) его быть не должно!

Каковы особенности применения кодов видов расходов группы 200?

Относительно группы 200 классификации видов расходов действует тот же принцип, что и в группе 100: разделение по уровню бюджетной системы.

Коды подгрупп 210, 220, 230, 240 могут применяться на федеральном уровне.

На уровне региона используются коды подгрупп 230, 240. На уровне муниципального образования – только 240.

…Минфин России готов вносить поправки в Указания № 65н, если на это есть серьёзные основания…

Связано это с положениями Конституции РФ и законов, регулирующих разделение полномочий по уровню власти.

У субъекта РФ и муниципального образования нет полномочий по обеспечению нацбезопасности, правоохранительной деятельности, обороноспособности страны.

Напомню, что Закон № 349-ФЗ (после вступления в силу Закона № 104-ФЗ) свёрстан в принципиально ином формате (по сравнению с предыдущими законами о бюджете) в части бюджетных ассигнований. Они утверждены по группе либо подгруппе видов расходов.

Дальнейшая детализация по элементам (составление лимитов бюджетных обязательств) производилась ГРБС на местах.

И здесь возник ряд проблем. Достаточно интересная ситуация возникла при отражении расходов на приобретение топлива и ГСМ. Дело в том, что в подгруппе 220 есть элементы видов расходов 221 «Обеспечение специальным топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа» и 222 «Обеспечение специальным топливом и горюче-смазочными материалами вне рамок государственного оборонного заказа». Многие ведомства посчитали, что если они покупают бензин для своих нужд, то отразить это следует по виду расходов 222. Эта позиция принципиально неправильная.

…группа 400 представляет собой принципиально новую структуру видов расходов…

В Указаниях № 65н (как и в предыдущих аналогичных актах) закреплена норма, что подгруппы 210 и 220 применяются сугубо в органах и учреждениях, где присутствует военная и приравненная к ней служба. Если организация к таковым не относится (например, это обычный санаторий, школа, больница), бензин приобретается по элементу 244 подгруппы 240. По аналогии надо действовать при приобретении продуктов питания.

На код 244 учреждения «сбрасывали» самые различные выплаты, однако по некоторым расходам в Указаниях № 65н появились чёткие позиции…

У нас есть большая категория лиц, которым в силу законодательных норм гарантируется бесплатная медицинская помощь, проезд в отпуск или к новому месту жительства и прочие льготы и компенсации. Ранее, в 2012–2013 гг. указанные выплаты производились кому-то по коду вида расходов 122, кому-то – по коду 244, кому-то – по коду 300. То есть не было единого подхода. В Указаниях № 65н заложена следующая идеология.

Выплаты подразделяются на те, которые производятся в пользу действующих и бывших сотрудников, а также по способу их осуществления: деньгами или в натуре (т. е. товаром или услугами).

Например, возьмём военнослужащих, которым гарантируется обеспечение бесплатной медпомощи, причём и после увольнения. Как отразить данные выплаты по видам расходов? Если военнослужащий действующий, есть два варианта: либо заключить с медучреждением договор медобслуживания (это код 244), либо возместить расходы военнослужащего на лечение в каком-либо учреждении (код 134). По аналогии закупка в пользу бывшего военнослужащего осуществляется по виду расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения», а выплаты в натуре – по коду 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств».

В 2013 г. вышло в свет немало важных законов, в т. ч. о грантах, о бюджетных инвестициях. Как это отразилось на бюджетной классификации?

В связи с данными законами были откорректированы группы 400 и 600 классификации видов расходов.

Группа 400 «Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности» представляет собой принципиально новую структуру видов расходов, она полностью поменялась как по набору кодов, так и по порядку отражения расходов. Это связано с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ Законом № 418-ФЗ.

В частности, в группе 400 выделены две новые подгруппы: 410 – это собственно бюджетные инвестиции и 460 «Субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям».

Соответственно, у казённых учреждений или государственных (муниципальных) органов расходы на строительство и покупку недвижимости отражаются по элементам подгруппы 410, предоставление субсидий – по элементам подгруппы 460. При использовании подгруппы 460 применяется код КОСГУ, на который относились соответствующие расходы до введения в действие Закона № 418-ФЗ и Указаний № 65н (226, 310 и т. д.). Это касается уже заключённых контрактов. Если же субсидии предоставляются новым учреждениям, применяется только статья 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» КОСГУ.

Что касается группы 600, то здесь появились два новых элемента: 613 и 623 – это гранты в виде субсидий (Закон № 181-ФЗ).

Исходя из положений Закона № 181-ФЗ, органы власти могут предоставлять гранты как казённым, бюджетным, автономным учреждениям, так и иным юридическим и физическим лицам.

Если государственный (муниципальный) орган предоставляет грант бюджетному (автономному) учреждению, в отношении которого он является учредителем, расходы отражаются по элементам 612, 620 (субсидии бюджетным (автономным) учреждениям). Если грант предлагается чужому учреждению (например, Минкультуры может предоставлять субсидии учреждению, находящемуся в ведении Минобрнауки), то применяется элемент 613 или 623.

Если предоставляются гранты юрлицу, которое не является государственным, муниципальным учреждением, – вид расходов 630 либо 810. Если грант выдается казённому учреждению, то здесь необходимо изменение бюджетной росписи без поправок закона о бюджете.

Меняется акт о передаче ассигнований между главами бюджетной классификации, далее – бюджетная роспись, деньги переходят с главы на главу по соответствующим кодам видов расходов 100, 200, 800 и т. д. Если грант выдается физлицу, допустим, деятелю науки, культуры или искусства, применяется код 350.

Сохраняются ли проблемы при взаимоувязке кодов классификации видов расходов и КОСГУ?

К большому сожалению, на уровне Минфина России мы не можем видеть все существующие на местах расходные обязательства. Это не позволяет сформировать максимально полной таблицы по увязке кодов видов расходов и КОСГУ.

В связи с этим возникает масса вопросов. Например, к нам обращаются работники госорганов: есть некая выплата, которая всегда отражалась по коду 263 КОСГУ и увязывалась с видом расходов 360, однако в Указаниях № 65н данные коды не взаимосвязаны. Как быть?

Минфин России придерживается достаточно либеральной позиции. И готов вносить поправки в Указания № 65н, если на это есть серьёзные основания. Поэтому о различных нестыковках КОСГУ и видов расходов надо своевременно сообщать, подкрепляя свои письма анализом, обоснованием и практикой учёта. Надо, чтобы это было сделано как можно раньше, до тех пор, пока платежи пройдут.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль