Гарантии и компенсации усовершенствовали

1363
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
Весной 2014 г. вступил в силу важный законодательный акт – Федеральный закон от 02.04.2014 № 55-ФЗ, согласно которому органы власти за счёт средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований получили право устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов. Причём как для государственных и муниципальных учреждений, так и для государственных органов и органов местного самоуправления. Рассмотрим, какие ещё важные изменения привнёс в систему оплаты труда указанный закон.

Тип учреждения значения не имеет

В Законе № 55-ФЗ отмечено, что предоставление основных гарантий работников, включая права в сфере социального партнёрства, не должно ставиться в зависимость от типа государственного или муниципального учреждения.

В соответствии с этим в ст. 43 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) появилась норма, что коллективный договор, в т. ч. определяющий систему оплаты труда работников учреждения, сохраняет своё действие в случае изменения его типа. Кроме того, изменение типа учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками (ст. 75 ТК РФ).

При этом в соответствии с поправками в ст. 77 ТК РФ к общим основаниям расторжения трудового договора отнесён также отказ работника от продолжения работы в связи с изменением типа учреждения.

Сначала соглашение – потом проект бюджета

Согласно Закону № 55-ФЗ ст. 45 ТК РФ предусматривает, что сторонами соглашений, устанавливающих расходные обязательства бюджетов, могут быть не только органы исполнительной власти, но и иные государственные органы (например, представительные). В связи с тем что в указанных соглашениях (генеральных, отраслевых (межотраслевых)) определяются финансовые обязательства бюджетов, в ст. 47 ТК РФ уточнено следующее. Заключение указанных соглашений должно осуществляться до внесения проектов законов (решений) о бюджетах на очередной год и плановый период в соответствующие (представительные) органы власти.

На каждом уровне – свои условия дополнительных отпусков

Со дня вступления в силу Закона № 55-ФЗ порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днём определяется нормативными правовыми актами Правительства РФ (в отношении работников федеральных госучреждений), органами государственной власти субъекта РФ (в отношении работников госучреждений субъекта РФ), органов местного самоуправления (в отношении работников муниципальных учреждений). На это указывает ст. 119 ТК РФ.

Для зарплаты ввели ограничения

Ранее ТК РФ содержал гарантию, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Сейчас норма ст. 132 ТК РФ предусматривает, что ограничения максимального размера зарплаты работника могут быть установлены Кодексом.

Для справки

Согласно прежней редакции ст. 119 ТК РФ продолжительность дополнительного отпуска за работу в режиме ненормированного рабочего дня определялась в коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка, но не могло быть менее трёх дней. При этом, по мнению Роструда (письмо от 24.05.2012 № ПГ/3841-6-1), предоставление такого дополнительного отпуска не должно зависеть от продолжительности отработанного в рабочем году времени в условиях ненормированного рабочего дня.

Вместе с тем к случаям ограничения максимального заработка можно отнести определение зависимости заработной платы руководителя учреждения от средней заработной платы иных работников (основного персонала).

Соответствующие нормы в настоящее время включаются в «дорожные карты», которые предусматривают поэтапное увеличение зарплаты работников государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», иными указами, нормативными правовыми актами и поручениями высших должностных лиц.

Уточнён порядок индексации

Статья 134 ТК РФ в редакции Закона № 55-ФЗ предусматривает, что индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги должна осуществляться в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях исключительно на основании законов и иных нормативных правовых актов, которые: 1) содержат нормы трудового права;
2) создают соответствующие расходные обязательства для бюджетов.

Новый расчёт среднедневного заработка

Изменения, внесённые Законом № 55-ФЗ, в ст. 139 ТК РФ касаются порядка расчёта среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска. Теперь он исчисляется за последние 12 календарных месяцев путём деления суммы начисленной работнику заработной платы на 12 и на 29,3 (более подробно читайте на с. 37).

Регулирование зарплаты руководства

В соответствии с новой редакцией ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Ранее вопросы оплаты труда указанных работников уставами государственных и муниципальных учреждений не регулировались.

Отметим также, что перечисленные в ст. 145 ТК РФ нормативные правовые акты не должны содержать размеры заработной платы труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, а только – порядок (методику) её определения (в частности, устанавливать предельную зависимость от средней зарплаты основного персонала).

Расходы на командировки и переезд будут едиными

Изменения внесены и в порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками работников учреждений, органов власти, внебюджетных фондов РФ (ст. 168 ТК РФ). В целях обеспечения единообразного порядка распределения бюджетных средств, повышения эффективности их расходов введена норма, что порядок и размеры возмещения командировочных затрат со дня вступления в силу Закона № 55-ФЗ должны определяться не локальными актами (коллективными договорами) учреждения, а в зависимости от его подчинённости нормативными правовыми актами:

  • Правительства РФ;
  • органов государственной власти субъектов РФ;
  • органов местного самоуправления.

Учреждения, издавшие (применяющие) локальные акты или коллективные договоры, регулирующие порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, обязаны прекратить их действие (применение).

К сожалению, Закон № 55-ФЗ не содержит «переходных» положений, а предусмотренные им нормативные правовые акты ещё не разработаны.

Уполномоченным на их издание органам целесообразно принять правовые акты, определяющие право подведомственных организаций применять имеющиеся у них порядки возмещения расходов, связанных со служебными командировками, до издания соответствующих документов, или обеспечить оперативную разработку и принятие указанных актов.

Аналогичным образом ст. 169 ТК РФ предусмотрено, что порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах, органов местного самоуправления, работникам государственных внебюджетных фондов РФ, государственных (муниципальных) учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами:

  • Правительства РФ;
  • органов государственной власти субъектов РФ;
  • органов местного самоуправления.

Установят выходные для ухода за детьми-инвалидами

В статье 262 ТК РФ появилась норма о том, что дополнительные (оплачиваемые) выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ. Ранее действовал свободный порядок, работник приносил письменное заявление, на основании которого освобождался от работы.

Совместительство до 18 лет запрещено

Законом № 55-ФЗ внесена поправка в ч. 5 ст. 282 ТК РФ, согласно которой работа по совместительству лиц в возрасте до 18 лет запрещена. Ранее совместительство запрещалось лицам, не достигшим указанного возраста только на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями.

При этом поправке придана обратная сила: в соответствии со ст. 3 Закона № 55-ФЗ действие положений ч. 5 ст. 282 ТК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Вахтовикам уточнили терминологию

Внесены поправки, связанные с регулированием предоставления гарантий и компенсаций лицам, выполняющим работы вахтовым методом (ст. 302 ТК РФ). В частности, уточнена терминология с учётом действующего постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82 «Об утверждении Основных положений о вахтовом методе организации работ». Теперь определено, что предоставление взамен суточных надбавки за вахтовый метод работы, осуществляется не «работникам», а «лицам, выполняющим работы вахтовым методом».

Размер надбавки указанным лицам и порядок её выплаты устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ, государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (в зависимости от подчинённости учреждения).

Северные гарантии и компенсации

В соответствии с обновлённой ст. 323 ТК РФ коллективными договорами, заключаемыми в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах РФ, федеральных госучреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, может предусматриваться оплата за счёт средств работодателя стоимости проезда в пределах территории РФ для медицинских консультаций или лечения (если они не могут быть предоставлены по месту проживания). При этом необходимо иметь соответствующее медицинское заключение, выданное в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Аналогичные гарантии (а также иные гарантии, связанные с медицинским обеспечением) могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для соответствующих органов власти и государственных (муниципальных) учреждений.

Компенсации расходов, связанных с переездом (из регионов России в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), предусмотренные ст. 326 ТК РФ, со дня вступления в силу Закона № 55-ФЗ будут распространяться только на работников федеральных государственных органов, госорганов субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов РФ, государственных и муниципальных учреждений.

В действующей редакции статья содержит перечень расходов, подлежащих компенсации за счёт средств федерального бюджета.

Размер, условия и порядок компенсации лицам, заключившим трудовые договоры о работе в госорганах субъектов РФ, органах местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждениях, устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами субъектов РФ и местного самоуправления.

Заключение

В целом внесенные Законом № 55-ФЗ поправки можно охарактеризовать как направленные на совершенствование порядка предоставления установленных ТК РФ гарантий и компенсаций, создание правовой основы их реализации.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль