Если возник конфликт интересов

1587
 Водянов И.
канд. экон. наук, ведущий специалист Института бюджетных отношений
С развитием информационных технологий всё большее распространение приобретает электронная подпись. Сегодня таким средством защиты пользуются практически в каждой организации. Однако далеко не все знают, в каких случаях и на каких документах её необходимо использовать. Рассмотрим наиболее проблемные ситуации.

Что относится к коррупции

Согласно действующему законодательству коррупция выражается в таких деяниях, как: злоупотребление служебным положением и полномочиями; дача и получение взятки; коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физлицами.

Данные нормы закреплены в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ). Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).

Конфликт интересов на госслужбе

Ситуация конфликта интересов является основным индикатором коррупционных проявлений в сфере государственного и муниципального управления. В соответствии со ст. 10 Закона № 273-ФЗ в данном случае личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. А также возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и правами и законными интересами граждан.

Результатом может стать причинение вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц.

Для справки

С 2013 г. все организации обязаны принимать меры по предупреждению коррупции. Для них Минтруд России совместно с Торгово-промышленной палатой, общероссийскими общественными организациями «Российский союз промышленников и предпринимателей», «Деловая Россия» и «Опора России» подготовил Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. 08.11.2013). Данные рекомендации созданы во исполнение подп. «б» п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”» и в соответствии со ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ.

Особое звучание норма о конфликте интересов приобрела с появлением ст. 13.1 «Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия» Закона № 273-ФЗ. Так, расстаться с поименованными лицами госоргану (органу местного самоуправления) придётся в случае: 1) непринятия служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
2) непредставления служащим сведений о своих (а также своих супругов и несовершеннолетних детей) доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
3) участия служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации;
4) осуществления служащим предпринимательской деятельности;
5) вхождения служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

Отметим, что «карательные» меры коснутся служащего не только в случае, если он «провинится» лично. Уволить (освободить от должности) его должны и в том случае, если он знал, но не принял никаких мер по предотвращению личной заинтересованности, которая привела (могла привести) к конфликту интересов, у подчинённого ему сотрудника.

Как показывает практика, ситуация конфликта интересов возникает в деятельности государственных (муниципальных) служащих довольно часто.

А недопонимание правовой природы явления и последствий несоблюдения порядка урегулирования приводит к плачевным результатам.

Пример 1

Приведём классический пример ситуации конфликта интересов при госзакупках. Начальник отдела Управления госзакупок Федеральной службы по труду и занятости Егоров в рамках своих должностных обязанностей осуществлял комплекс мероприятий по размещению госзаказа на оказание услуг по ремонту здания, включая подготовку документации. В тендере на получение заказа участвовало несколько коммерческих организаций. Директором одной из них был двоюродный брат Егорова.

Пример иллюстрирует определение конфликта интересов, закреплённое в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Под ним понимаются ситуации, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, гендиректором, управляющим, президентом и др.), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, гендиректором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юрлиц – участников закупки, с физлицами, в т. ч. зарегистрированными в качестве ИП, – участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сёстрами), усыновителями или усыновлёнными этих физлиц.

Под выгодоприобретателями при этом понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через одно или несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества.

Комиссия по урегулированию конфликта интересов

Исходя из изложенных выше норм, представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, обязан оперативно принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения служащего от замещаемой должности.

В целях усовершенствования данного процесса Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Положение). Документ определил порядок формирования и деятельности данных комиссий.

В частности, комиссия образуется нормативным правовым актом госоргана. В её состав входят председатель комиссии, его заместитель, назначаемый руководителем госоргана из числа членов комиссии, замещающих должности госслужбы в госоргане, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя его обязанности исполняет заместитель (п. 7 Положения).

Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые ею решения (п. 12 Положения).

При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включённого в повестку дня, он обязан до начала заседания заявить об этом. Соответственно участия в совещании он не принимает.

По итогам обсуждения комиссия принимает одно из следующих решений: 1) в случае установления признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) госслужащего информация об этом представляется руководителю госоргана для решения вопроса о применении к служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ;
2) в случае установления факта совершения госслужащим действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию об этом с подтверждающими документами в правоприменительные органы в 3-дневный срок, а при необходимости – немедленно.

Комиссия имеет статус совещательного органа, и её решение носит для руководителя госоргана рекомендательный характер.

Соответствие участника закупок требованиям закона

Согласно ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок должна проверить соответствие участников закупок требованиям, указанным в данной статье. В случае установления факта возникновения ситуации конфликта интересов, комиссия обязана отказать в допуске каждому такому участнику. Данное требование является обязательным и должно применяться при проведении любых конкурентных процедур закупок.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль