Президент РФ потребовал создать конкурентную среду

1152
В российском законодательстве нет предела совершенству. Нормативные правовые акты дополняют и изменяют, отменяют и разрабатывают новые. И все это с единственной целью – добиться безупречного качества выполнения государственных услуг и работ при их адекватном бюджетном финансировании. О новациях настоящих и будущих рассказывает наш эксперт.
  • Прошедший год был богат на законодательные новации в бюджетной сфере. Какую основную цель преследовали многочисленные поправки в нормативные правовые акты, в т. ч. касающиеся государственных и муниципальных услуг?
  • Основные изменения в законодательстве ориентированы на создание эффективного и обоснованного исполнения бюджетов, обеспечения равномерности их расходов.
    Эффективность использования бюджетных средств согласно Бюджетному кодексу РФ является одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации. Но проблема состоит в том, что единого понимания эффективности бюджетных расходов на сегодняшний день нет. Нет и формализованных критериев, с помощью которых можно сделать вывод о том, эффективно ли израсходованы бюджетные средства.
    Многие эксперты считают, что главным оценочным показателем в данном случае является собственно процесс, а не достигнутые результаты по снижению объемов бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию проводимых мероприятий.
    Тем не менее, по оценкам Минрегионразвития России, неэффективные расходы в большинстве субъектов РФ были выявлены по следующим направлениям: сфера экономики госуправления, здравоохранение, образование, жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство.
    К неэффективному использованию бюджетных средств могут быть отнесены случаи неправомерных действий в процессе принятия и исполнения бюджетных обязательств.
    Сейчас мы внедряем систему регулярного мониторинга эффективности расходов по каждому направлению, в т. ч. динамики соответствующих показателей. Анализ государственных программ, расходов на их реализацию дополняется системой ответственности при достижении поставленных целей.
    На первый план выходит решение задач по переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений госполитики.
  • Какие меры на уровне Правительства РФ предпринимаются для обеспечения обоснованности исполнения бюджетов?
  • Еще в 2013 г. были введены новые формы обоснования бюджетных ассигнований. И сейчас при внесении изменений в закон о бюджете или в сводную бюджетную роспись ГРБС сначала должны уточнить сведения, которые содержатся в реестре действующих расходных обязательств с обоснованием заявляемых их объемов.
    При обосновании бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на выполнение госзаданий главные распорядители средств федерального бюджета представляют все нормативные затраты на оказание услуг (выполнение работ) на четыре года: текущий, очередной, первый и второй годы планового периода. По целевым субсидиям нормативные затраты показывать не нужно. Указывается только цель предоставления субсидий. А если данная субсидия касается выплат гражданам, то наряду с целью ее предоставления указывается еще и категория получателей, их количество.
    Изменился порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи.
    Впервые на 2014 г. роспись была утверждена до групп видов расходов. Дальнейшая детализация расходов осуществляется самостоятельно получателями средств федерального бюджета в бюджетной росписи ГРБС и в сводной смете.
    Таким образом, при перераспределении субсидии на задание и, например, целевой субсидии одну из них можно уменьшить, а другую увеличить. В рамках одного раздела, подраздела целевой статьи это возможно без внесения изменений в сводную бюджетную роспись, лишь подав заявку на изменение лимитов бюджетных обязательств.
    Но при этом необходимо помнить, что уменьшение объема субсидии на задание возможно только при изменении самого задания в соответствии с законами № 7-ФЗ и № 174-ФЗ.
    Кроме того, уменьшить субсидию лишь в единственном случае - если она еще не перечислена учреждению из бюджета.
    В связи с этим мы рекомендуем ГРБС, предоставляющим субсидии, заключать соглашения с учреждениями на долгосрочный период. При этом предусмотреть, что если законом о бюджете не будут утверждены ассигнования на предоставление субсидии, то действие соглашения приостанавливается.
    К соглашению следует заключать дополнительные соглашения на срок действия лимитов бюджетных обязательств, т. е. до трех лет. И в этом допсоглашении указывать конкретные суммы, подлежащие перечислению, сроки перечисления и т. д.
  • Огромный объем информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений должен размещаться в сети Интернет. Какие изменения ожидают нас в этой сфере?
  • Реестры, размещаемые на порталах, сами порталы, функции оператора в отношении которых выполняет Федеральное казначейство, обеспечивают прозрачность и открытость бюджетного процесса.
    Пожалуй, наиболее известный портал – это zakupki.gov.ru, который позволяет обеспечить максимальную прозрачность закупочного процесса, отслеживать нарушения в этой сфере, в т. ч. связанные с неэффективностью бюджетных средств, проводить мониторинг закупок.
    Единый портал бюджетной системы РФ призван сделать прозрачной информацию о финансово-хозяйственной деятельности всех бюджетов, на портале bus.gov.ru размещается вся отчетная информация о деятельности государственных и муниципальных учреждений.
    Кроме того, в рамках электронного бюджета Минфином России обеспечено создание единой системы справочников и реестров. В частности, это:
    • реестр соглашений – обеспечивает открытость и доступность информации о предоставляемых из федерального бюджета субсидиях юридическим лицам (в т. ч. госучреждениям);
    • реестр государственных и муниципальных контрактов;
    • реестр договоров – обеспечивает открытость и доступность информации о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ1 (госкорпорациями, госкомпаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%);
    • реестр банковских гарантий – обеспечивает доступность информации о банковских гарантиях, предоставляемых участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, либо обеспечения исполнения контракта;
    • реестр участников и неучастников бюджетного процесса – начнет действовать с 1 января 2015 г. и будет содержать информацию об участниках бюджетного процесса, а также о государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждениях, государственных (муниципальных) унитарных предприятиях, которым в соответствии с бюджетным законодательством РФ предоставляются субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений, неучастниках бюджетного процесса, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, лицевые счета которым в установленном законодательством РФ порядке открываются и ведутся в территориальных органах Федерального казначейства;
    • сводный перечень государственных и муниципальных услуг и работ.

    В 2013 г. внесены поправки в ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым введена норма о базовых (отраслевых) перечнях государственных и муниципальных услуг и работ, которые будут утверждаться федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Будет сформирован исчерпывающий перечень услуг и работ, оказываемых (выполняемых) учреждениями с учетом установленного объема полномочий соответствующего публично-правового образования в конкретных сферах деятельности (образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура, социальная защита, транспорт и т. д.).

  • В чем различие между порядком перечисления от учредителя учреждению субсидии на задание и субсидии на иные цели?
  • В 2014 г., как и ранее, мы рекомендуем субсидии на выполнение задания перечислять учреждению один раз в квартал: 25% – I квартал; 50% годового объема – во II-й, 75% – в III-й.
    Это нужно для того, чтобы контролировать неиспользованные остатки на конец года.
    Требования по ограничению ежеквартального перечисления федеральным бюджетным и автономным учреждениям установлены только в отношении субсидий на задание. Целевая субсидия может быть предоставлена всей суммой сразу в соответствии с соглашением.
    На федеральном уровне независимо от количества услуг и работ, которые выделены в перечне для определенного учреждения, субсидия будет передаваться ему единой суммой.
    Для чего это сделано? Учреждения самостоятельно должны решать, как распределять полученную субсидию между разными видами услуг и работ.
    Основная, стоящая перед учреждением задача, – выполнить задание, поэтому детально координировать распределение учреждением субсидии между услугами никогда не планировалось.
  • Наверное, самым обсуждаемым сегодня является вопрос формирования рыночных механизмов оказания государственных и муниципальных услуг, которые предусматривают развитие конкурентной среды с привлечением негосударственных организаций. В чем смысл этого мероприятия?
  • Необходимость расширения практики привлечения к оказанию государственных и муниципальных услуг негосударственных организаций заявлена в бюджетном послании Президента РФ на 2014–2016 гг., а также отмечена во всех программных документах Правительства РФ. Внедрение конкурентных принципов финансирования услуг создаст условия для выбора наиболее эффективных поставщиков по стоимости, качеству, объему и т. д., а также предпосылки для закупки услуг у организаций, которые выбрали сами потребители.
    Первые подходы к этому этапу развития созданы в рамках законодательства об обязательном медицинском страховании, в соответствии с которым финансовые ресурсы «идут» за человеком туда, где он получает медицинскую помощь.
    Сегодня устранены правовые препятствия к расширению участия негосударственных организаций в оказании услуг практически во всех сферах.
    Созданы равные условия для оказания образовательных услуг государственными и негосударственными организациями. Предусмотрена возможность участия негосударственных организаций в сфере социальной защиты.
    Кроме того, планируется внедрить систему независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. В связи с этим были приняты два правительственных документа: постановление № 286 (устанавливает правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих соцуслуги) и распоряжение № 487-р (утверждает план мероприятий о формировании независимой системы оценки качества).
    Какие меры нужно предпринять для выполнения поручения Президента РФ?
    Наряду с вышеуказанными механизмами необходимо дополнительно реализовать комплекс мер по ряду основных направлений.
    Внедрить практику конкурсного размещения государственного (муниципального) заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг с участием негосударственных организаций. Для этого предполагается разработать проект федерального закона об оказании государственных (муниципальных) услуг и выполнении работ от имени публично-правового образования физическим и (или) юридическим лицам на конкурентной основе, который будет определять формы финансового обеспечения услуг, особенности проведения конкурсных процедур отбора организаций-поставщиков и т. д.
    Необходимо обеспечить равенство условий налогообложения организаций-поставщиков государственных (муниципальных) услуг различных организационно-правовых форм. Для этого потребуется внести изменения в Налоговый кодекс РФ.
    Следует создать регулятивные инструменты, используемые для расширения практики приобретения государственных услуг и работ, в т. ч. позволяющие потребителю услуг самостоятельно выбирать организацию-поставщика, а также – прозрачную и конкурентную систему государственной поддержки негосударственных организаций, оказывающих госуслуги населению.
    Нужно оказывать содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, распространению добровольческой деятельности (волонтерства) в организациях, оказывающих социальные услуги.
Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×