Как получить субсидию на капвложения

724
Как мы уже писали на страницах нашего журнала, в 2014 г. претерпели серьезные изменения правила осуществления капитальных вложений в объекты госсобственности. В качестве финансового обеспечения таких вложений выступают бюджетные инвестиции (передача органом-учредителем полномочий госзаказчика бюджетным и автономным учреждениям), а также субсидии. В данной статье рассмотрим порядок формирования проекта решения о выделении субсидии на капвложения.

Правила предоставления

Напомним, что Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета утверждены постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 13 (далее – Правила № 13).

Исходя из положений п. 16 Правил № 13, объем субсидии ограничен лимитами бюджетных обязательств (далее – ЛБО), доведенных органу-учредителю на цели предоставления этой субсидии, и должен быть зафиксирован в соответствующем акте (решении). В свою очередь, ЛБО формируются в пределах бюджетных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на определенный финансовый год.

Таким образом, грамотно составленный проект решения о предоставлении субсидии на капвложения позволит обеспечить своевременное выделение достаточного количества средств на строительство и приобретение объектов.

С целью предоставления субсидии орган-учредитель заключает с учреждением соглашение, срок действия которого не должен превышать срока действия соответствующих ЛБО. При этом по решению Правительства РФ учредителю как получателю средств федерального бюджета может быть предоставлено право оформлять соглашение на более длительный срок.

На это указывает п. 17 Правил № 13 и ст. 79 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ).

В соглашении фиксируется общий объем капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения. А также утверждается цель предоставления субсидии и ее объем с распределением по годам в отношении одного или нескольких объектов капитального вложения.

Запомнить

Соглашение о предоставлении субсидии может быть заключено в отношении нескольких объектов (п. 18 Правил № 13).

По каждому объекту отражаются наименование, мощность, сроки строительства (реконструкции, в т. ч. с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимость, рассчитанная в ценах соответствующих лет (сметная или предполагаемая (предельная) стоимость строительства либо приобретения объекта).

Помимо этого, в соглашении необходимо указать:

  • положения, устанавливающие права и обязанности сторон и порядок их взаимодействия;
  • условие о соблюдении учреждением при использовании субсидии положений, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • положения, устанавливающие обязанность федерального государственного автономного учреждения по открытию в органе Федерального казначейства (далее – ОФК) лицевого счета по получению и использованию субсидий;
  • обязательство федерального государственного бюджетного или автономного учреждения осуществлять эксплуатационные расходы, необходимые для содержания объекта после ввода его в эксплуатацию (приобретения), за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета, в объеме, не превышающем размер соответствующих нормативных затрат, применяемых при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания;
  • сроки (порядок определения сроков) перечисления субсидии, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидии на лицевой счет, открытый в ОФК;
  • положения, устанавливающие право получателя средств федерального бюджета, предоставляющего субсидию, на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных соглашением;
  • порядок возврата учреждением средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года перечисленной ему в предшествующем финансовом году субсидии;
  • порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения целей и условий, определенных соглашением;
  • положения, предусматривающие приостановление предоставления субсидии либо сокращение ее объема в связи с нарушением учреждением условия о софинансировании капитальных вложений в объекты за счет иных источников финансирования в случае, если актом (решением) предусмотрено такое условие;
  • порядок и сроки представления организацией отчетности об использовании субсидии;
  • случаи и порядок внесения изменений в соглашение, в т. ч. в случае уменьшения учредителю ЛБО в соответствии с БК РФ, а также случаи и порядок досрочного прекращения соглашения.

Если субсидии предназначены для объектов федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего в соответствии с БК РФ полномочия ГРБС, соглашение с ним не заключается (п. 19 Правил № 13), а предоставление и использование субсидии осуществляются на основании акта (решения) (п. 20 Правил № 13) Санкционирование расходов учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в т. ч. остатки субсидий, не использованные на начало очередного финансового года, осуществляется в порядке, установленном Минфином России (п. 22 Правил № 13).

Решение ГРБС о наличии потребности учреждения в неиспользованных остатках субсидии (вместе с пояснительной запиской, содержащей ее обоснование) согласовывается с Минэкономразвития России.

В отношении остатков субсидии в части объектов, строительство или приобретение которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа, решение предварительно должно быть рассмотрено Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ (п. 25 Правил № 13).

Запомнить

В соответствии с решением федерального органа госвласти (госоргана) или федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего в соответствии с БК РФ полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, о наличии потребности в неиспользованных на начало очередного финансового года остатках субсидии, эти остатки могут быть использованы в очередном финансовом году для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления субсидии (п. 24 Правил № 13).

Проект решения

Правила принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 14 (далее – Правила № 14).

Данные Правила распространяются только на объекты госсобственности, не включенные в федеральные целевые программы (ФЦП).

Инициатором подготовки проекта решения может выступать главный распорядитель средств федерального бюджета, ответственный за реализацию мероприятий государственной программы РФ, в рамках которых планируется предоставление субсидии.

Если объект капстроительства (недвижимого имущества) не включен в госпрограмму, проект решения о выделении субсидии формирует главный распорядитель, наделенный полномочиями в соответствующей сфере ведения (п. 3 Правил № 14).

Нормативный документ

Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 16 внесены изменения в Правила принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы, утвержденные ранее постановлением Правительства РФ от 30.04.2008 № 324.

По объектам, включенным в ФЦП, решение о предоставлении субсидии принимается в соответствии с порядком разработки и реализации ФЦП и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 594. На это указывает п. 2 Правил № 14.

Согласно п. 5 Правил № 14 отбор объектов капитального строительства либо объектов недвижимости производится с учетом:

  • приоритетов и целей развития РФ, а также документов территориального планирования РФ;
  • поручений и указаний Президента РФ и поручений Правительства РФ;
  • оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения;
  • оценки влияния создания объекта капитального строительства на комплексное развитие территорий соответственно РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Соблюдение всех условий проверяет ответственный исполнитель гос программы, с которым главный распорядитель обязан согласовать подготовленный проект решения о предоставлении субсидии (п. 8 Правил № 14).

Проект решения подготавливается (п. 9 Правил № 14):

  • в отношении объекта стоимостью 1,5 млрд руб. и более – в форме проекта нормативного правового акта Правительства РФ;
  • в отношении объекта стоимостью менее 1,5 млрд руб. – в форме проекта акта главного распорядителя.

При этом допускается предоставление субсидии на несколько объектов капитального строительства или недвижимого имущества одного учреждения, в т. ч. в рамках одного мероприятия госпрограммы.

Запомнить

Предоставление субсидии на капвложения не допускается, если в отношении объекта принято решение о реализации бюджетных инвестиций, за исключением признания последнего утратившим силу либо внесения в него изменений, связанных с формой предоставления бюджетных средств (с бюджетных инвестиций на субсидии) (п. 4 Правил № 14).

Предусматривается включение в проект решения о предоставлении субсидии объектов капстроительства и недвижимого имущества, инвестиционные проекты по которым соответствуют критериям эффективности использования бюджетных средств, а также документам территориального планирования РФ в случае, если объект капитального строительства является объектом федерального значения, подлежащим отображению в этих документах. Оценка качественных и количественных критериев эффективности, а также интегральная оценка эффективности проводятся главным распорядителем в порядке, установленном Правительством РФ (п. 10 Правил № 14).

Запомнить

Главный распорядитель подготавливает проект решения о предоставлении субсидии и в том случае, если он не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Далее – согласовывает проект с субъектом бюджетного планирования, в ведении которого он находится.

В общем случае проект решения должен содержать следующую информацию (п. 11 Правил № 14):

  • наименование объекта капитального строительства;
  • направление инвестирования (строительство, реконструкция, техническое перевооружение, приобретение);
  • наименование главного распорядителя;
  • наименования застройщика, заказчика;
  • мощность (прирост мощности) объекта капстроительства, подлежащая вводу, мощность объекта недвижимого имущества;
  • срок ввода в эксплуатацию (приобретения) объекта;
  • сметная стоимость объекта капстроительства (при наличии утвержденной проектной документации) либо предполагаемая (предельная) стоимость (согласно паспорту инвестиционного проекта), либо стоимость приобретения объекта недвижимого имущества (согласно паспорту инвестиционного проекта) с указанием размера средств, выделяемых на подготовку проектной документации, проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, а также на проведение технологического и ценового аудита – в случае если субсидия на данные цели предоставляется, распределение стоимости по годам;
  • общий (предельный) размер субсидии с указанием размера средств, выделяемых на подготовку проектной документации, проведение инженерных изысканий, технологического и ценового аудита;
  • общий размер средств учреждения, направляемых на реализацию инвестиционного проекта, рассчитанный в ценах соответствующих лет и распределение средств по годам.

Какие расходы не финансируются за счет субсидий

Согласно п. 7 Правил № 14 разработка проектной документации и ее экспертиза, проведение аудита инвестиционных проектов, проверка достоверности определения сметной стоимости объектов не финансируются за счет средств субсидии, если иное не предусмотрено: 1) в отношении объекта стоимостью 1,5 млрд руб. и более – решением Правительства РФ о предоставлении субсидии; 2) в отношении объекта стоимостью менее 1,5 млрд руб. – решением главного распорядителя, принятым в соответствии с поручениями Правительства РФ, Председателя Правительства РФ и его заместителей о финансовом обеспечении указанных работ за счет субсидии, при условии наличия объекта капитального строительства в перечне, рассмотренном Бюджетной комиссией.

Одобрение у министров

После согласования с субъектом бюджетного планирования и ответственным исполнителем государственной программы проект вместе с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием направляется на согласование одновременно: в Минэкономразвития, Минфин и Минрегион России.

Проект должен быть доставлен в министерства – не позднее чем за два месяца (по особо опасным, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства – не позднее чем за четыре месяца) до даты начала рассмотрения Бюджетной комиссией предложений о распределении бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, предусмотренных на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств в части бюджетных инвестиций и субсидий (п. 12 Правил № 14).

Функции между тремя министерствами распределяются следующим образом:

1 Минрегион России согласовывает проект решения в части, касающейся его соответствия документам территориального планирования РФ (п. 15 Правил № 14).

2 Минфин России проверяет обоснованность расчета объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта после его ввода в эксплуатацию или приобретения (п. 16 Правил № 14);

3 Минэкономразвития России формирует заключение об эффективности использования бюджетных средств. Документы и материалы, необходимые для проведения проверки, представляются в Минэкономразвития одновременно с проектом решения (п. 17 Правил № 14).

Запомнить

Главный распорядитель (если он является субъектом бюджетного планирования) либо субъект бюджетного планирования (в ведении которого находится главный распорядитель) вносит в Правительство РФ проект решения по предоставлению субсидии на капвложения (по объектам стоимостью от 1,5 млрд руб.). Если стоимость объекта менее 1,5 млрд руб., главный распорядитель принимает решение в форме ведомственного нормативного акта (п. 19 Правил № 14).

На рассмотрение проекта всем трем министерствам отводится 30 дней (проект решения по особо опасным, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства оценивается в течение трех месяцев со дня его поступления). Данная норма утверждена п. 18 Правил № 14. После того как министры дадут добро, Бюджетная комиссия определяет объем соответствующих бюджетных ассигнований на указанные в проекте объекты капитальных вложений.

Возможны ситуации, когда решения по объектам капитального строительства федерального значения были приняты до утверждения документов территориального планирования РФ, но должны быть отображены в них. В этом случае в течение двух месяцев со дня утверждения указанных документов в соответствие с ними должны быть приведены и решения о субсидиях (п. 20 Правил № 14).

Внесение изменений в решение по объекту, включая формы предоставления бюджетных средств (инвестиции или субсидии), осуществляется в общем порядке, установленном Правилами № 14 (п. 21 Правил № 14).

Увеличение срока действия

Правила принятия решения о предоставлении получателю средств федерального бюджета права заключать соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты госсобственности Российской Федерации на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на предоставление указанных субсидий утверждены постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 15 (далее – Правила № 15).

Необходимость продлевать сроки может возникнуть в связи с уменьшением главному распорядителю доведенных ЛБО.

Инициатором подготовки проекта решения в данном случае выступает госорган или учреждение – главный распорядитель бюджетных средств (п. 2 Правил № 15). Согласно п. 3 Правил № 15 в проект включается:

  • наименование объекта;
  • распределение субсидии по годам строительства или приобретения;
  • срок действия соглашения, не превышающий срока, установленного решением о предоставлении субсидий;
  • порядок внесения изменений в соглашение в случае уменьшения главному распорядителю ЛБО, и как следствие, невозможность исполнения условий заключенных договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, связанных со строительством или приобретением объекта, подлежащих оплате за счет субсидии;
  • порядок согласования учреждением новых условий договоров при внесении изменений в соглашение.

Кроме того, главный распорядитель согласовывает с учреждением новые условия соглашения в части сроков предоставления субсидии, а при невозможности такого согласования - в части размера предоставляемой субсидии. При этом обеспечивается предоставление субсидии в размере, необходимом для оплаты товаров, работ, услуг, предусмотренных договорами, обязательства по которым поставщиками и подрядчиками уже исполнены.

Запомнить

Изменение условий соглашения осуществляется только после внесения изменений в решения о предоставлении субсидии (п. 5 Правил № 15).

В свою очередь, учреждение согласовывает с подрядчиками новые условия договоров в части изменения стоимости или сроков, а при невозможности такого согласования – в части сокращения предусмотренного договором объема поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Проект соглашения на срок, превышающий срок действия утвержденных ЛБО, согласовывается с учреждением, субъектом бюджетного планирования, в ведении которого находится главный распорядитель, и ответственным исполнителем госпрограммы. Далее вместе с пояснительной запиской направляется одновременно в Минфин и Минэкономразвития России, которые рассматривают его в течение 15 рабочих дней со дня получения (пп. 6, 7 Правил № 15).

После одобрения министерствами главный распорядитель либо субъект бюджетного планирования (в случае, если главный распорядитель одновременно им не является) вносит проект в Правительство РФ (п. 8 Правил № 15).

мнение специалиста

Татьяна Саакян,
действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса

Заказчикам следует обратить внимание на п. 18 Правил № 13. Согласно ему соглашение должно включать условие о приостановлении предоставления субсидии либо сокращение ее объема в связи с нарушением организацией условия о софинансировании капитальных вложений в объекты за счет иных источников финансирования. Данная норма определена ст. 782 БК РФ и распространяется на субсидии, предоставляемые из любого бюджета. Но при этом условие не является обязательным, его необходимость определяется актом (решением) об осуществлении капитальных вложений. Таким образом, при принятии решения о строительстве либо приобретении объекта обращается внимание на финансовое положение организации и ее согласие на привлечение иных источников финансирования работ кроме субсидии. Суть данной нормы заключается в том, что если государству для оказания государственных услуг (выполнения работ) необходимо строительство или приобретение нового либо реконструкция имеющегося объекта госсобственности, то независимо от финансового состояния организации бюджетные средства на капитальные вложения предоставляются в полном объеме.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×