Планирование закупок по Закону № 44-ФЗ

1133
 Миллиард М.
Эксперт службы правового консалтинга «Гарант»
Закон № 44-ФЗ предъявляет гораздо более жесткие требования к планированию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд учреждений по сравнению с существовавшими ранее. Рассмотрим этот процесс с точки зрения финансовых служб.

Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ

Для начала определимся, какие учреждения руководствуются при закупках требованиями Закона № 44-ФЗ, а какие – Закона № 223-ФЗ** и в какой мере. Особенности закупок, осуществляемых бюджетными, автономными учреждениями, определены в ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Что касается бюджетных учреждений, то при осуществлении практически всех закупок они руководствуются Законом № 44-ФЗ. В первую очередь это относится к закупкам за счет субсидий из бюджетов. Исключения из этого правила перечислены в ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. Так, бюджетные учреждения вправе принять решение об осуществлении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ в трех случаях:

  • если закупки производятся за счет полученных грантов;
  • если закупки производятся за счет средств иной приносящей доход деятельности (за исключением средств ОМС);
  • если учреждение является исполнителем по контракту и ему для выполнения своих обязательств требуется привлечь иные лица для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, т. е. заключить так называемый договор второй руки.

Чтобы воспользоваться предоставленным правом, орган-учредитель в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ должен утвердить положение о закупке бюджетного учреждения и разместить его до начала года в единой информационной системе. При невыполнении любого из этих условий учреждение в течение года может руководствоваться только Законом № 44-ФЗ.

С точки зрения оптимизации планирования Закон № 223-ФЗ целесообразно применять для закупок за счет грантов и по договорам второй руки, поскольку их трудно спрогнозировать.

А вот закупки за счет средств приносящей доход деятельности осуществляются регулярно, их проще спланировать, поэтому в данном случае применение Закона № 44-ФЗ вполне обоснованно.

На автономные учреждения положения Закона № 44-ФЗ распространяются только в одном случае – когда они получают средства из бюджетов на капитальные вложения в объекты государственной, муниципальной собственности. В остальных случаях они руководствуются Законом № 223-ФЗ.

План и план-график

Планированию закупок посвящена гл. 2 Закона № 44-ФЗ. По сути, этот процесс заключается в формировании, утверждении и ведении двух документов – плана закупок и плана-графика. Требования к информации, которую должны содержать эти документы, приведены в ст. 17, 21 Закона № 44-ФЗ.

Показатели плана и плана-графика закупок

Общие требования к формированию планов закупок и планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд утверждены постановлениями Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043, 1044.

Как видим, ряд показателей повторяется в обоих документах. Разберемся, в чем же заключаются принципиальные отличия между ними. Прежде всего план закупок формируется на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, т. е. на три года, а план-график – только на один год. Поэтому в плане закупок указываются укрупненные показатели, а в плане-графике – эти же показатели, но уже детализированные, с привязкой к конкретным договорам.

Следует учесть!

Положения гл. 2 Закона № 44-ФЗ о планировании закупок вступают в силу с 1 января 2015 г. А поскольку план закупок и план-график составляются в процессе формирования проекта закона (решения) о бюджете, проводить закупки в соответствии с ними нужно будет в 2016 г. В то же время Правительство РФ, субъект РФ, высший орган власти местной администрации каждый на своем уровне вправе принять решение о более ранней дате применений указанных положений, т. е. начиная с 2014 г.

Идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь плана и плана-графика (ст. 23 Закона № 44-ФЗ). Он формируется с использованием кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию.

Каждому коду закупки в плане соответствует вид продукции и объем финансового обеспечения согласно Плану ФХД, а в плане-графике – конкретные характеристики этой продукции и начальная максимальная цена. Одна строка в плане закупок может расшифровываться несколькими позициями в плане-графике.

Например, одна позиция «компьютер» в плане может включать несколько позиций компьютеров с разными техническими характеристиками в плане-графике.

Цель закупки – является отправной точкой планирования закупок. Она указывается только в плане. С ее формулирования начинается обоснование закупки. Перечень возможных целей приведен в ст. 13 Закона № 44-ФЗ. Это может быть конкретное программное мероприятие либо расходы вне программы для обеспечения функций учреждения.

Получается, что в плане закупок определяется цель закупки, а в плане-графике конкретные характеристики необходимых товаров (работ, услуг) для достижения этой цели, их количество.

Таким образом, для бюджетного учреждения план закупок и план-график, по сути, являются приложениями к Плану ФХД. Они утверждаются в течение 10 рабочих дней после принятия Плана ФХД. Поэтому проекты планов закупок, планов-графиков нужно составлять в процессе формирования закона (решения) о бюджете.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×