Как подготовиться к проверке внебюджетных фондов

1542
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Миссией государственных внебюджетных фондов является социальная защита населения. Поэтому формированию доходной и расходной частей бюджетов ПФР, ФФОМС, ФСС РФ уделяется самое пристальное внимание. Специалисты фондов контролируют как правильность начисления организациями страховых взносов, так и правомерность выплат пособий. Выясним, какие работодатели находятся в группе риска и как ревизоры будут искать нарушения.

Контролирующие органы

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее – Закон № 212-ФЗ):

  • ПФР и его территориальные органы – в отношении взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС;
  • ФСС РФ и его территориальные органы – в отношении взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Кроме того, ФСС РФ проверяет обоснованность расходования средств на выплату страхового обеспечения за счет фонда в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее – Закон № 255-ФЗ).

Порядок проверки описан в следующих документах:

  • в Законе № 212-ФЗ;
  • Методических рекомендациях по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденных распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р (далее – Методические рекомендации);
  • Методических указаниях о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81 (далее – Методические указания).

План-график

Следует учесть!

Внебюджетные фонды могут проводить не только плановые, но и внеплановые мероприятия. Поводом для назначения внеплановой проверки может послужить:

  • обращение страхователя за выделением средств (ч. 4 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ). Теоретически ФСС РФ может назначить выездную проверку по каждому обращению, но в реальности проверки происходят выборочно, когда у фонда есть подозрение, что в представленных документах не все чисто;
  • жалоба работника на отказ в выплате пособия или на неправильный расчет (ч. 3 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ). В такой ситуации специалисты фонда наверняка нагрянут к страхователю с внеплановой проверкой;
  • предстоящая реорганизация или ликвидация страхователя (ч. 20 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Выездные проверки плательщиков взносов территориальные отделения ПФР и ФСС РФ проводят совместно на основании ежегодных планов (ч. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ), т. е. организация фактически подпадает сразу под две поверки – социальную и пенсионную.

В план проверок организации включаются не случайно. Вероятность того, что однажды на пороге появятся контролеры, увеличивается, если учреждение:

  • финансирует расходы за счет средств ФСС РФ (в частности, на выплату больничных, пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком);
  • выплачивает суммы, не облагаемые страховыми взносами. Они перечислены в ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Шансы попасть под проверку увеличиваются, если вопрос о начислении взносов на те или иные вознаграждения является спорным. Это, например, компенсация различных командировочных расходов, материальная помощь, предоставление бесплатного питания сотрудникам и др.;
  • применяет пониженные тарифы страховых взносов (например, часть деятельности переведена на ЕНВД);
  • не представляет пояснения по противоречиям, выявленным в отчетности по результатам камеральной проверки, или если приведенные доводы неубедительны;
  • имеет задолженность по взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
  • уменьшает суммы начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности застрахованных;
  • неоднократно представляет уточненные расчеты;
  • имеет большую облагаемую базу и большое количество работников;
  • несвоевременно представляет отчетность.

Такие критерии отбора плательщиков страховых взносов для включения в план-график выездных проверок перечислены в письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

В частных разъяснениях чиновники уверяют, что они публикуют планы проверок. Однако найти их на сайтах отделений фондов практически невозможно. Впрочем, если к сданной отчетности у контролеров не было претензий и организация не претендует на возмещение крупных сумм из бюджета, вероятность, что контролеры придут с проверкой, низкая.

Проводить выездную проверку плательщика взносов разрешено не чаще одного раза в три года. При этом проверки, проведенные в отношении обособленных подразделений, не учитываются (ч. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Документы для проверки

Основанием для проведения выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) территориального отделения фонда (ч. 1 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Оно составляется в двух экземплярах, один из которых вручается проверяемой организации.

Одновременно с передачей решения специалисты фонда затребуют интересующие их документы. Это право закреплено ч. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ. Они могут проверить период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки (ч. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

О том, какие именно документы могут заинтересовать контролеров, сказано в Методических рекомендациях и Методических указаниях.

Документы для ПФР. Проверяющие из ПФР могут запросить:

  • учредительные документы, действующие лицензии;
  • учетную политику;
  • первичные учетные документы (в т. ч. банковские, кассовые, по подотчетным суммам), регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую отчетность;
  • расчеты по начисленным и уплаченным взносам (форма РСВ-1 ПФР);
  • карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов (форма карточки приведена в письме ПФР от 26.01.2010 № АД-30-24/691, ФСС РФ от 14.01.2010 № 02-03-08/08-56П);
  • гражданско-правовые, коллективные и трудовые договоры, а также дополнительные соглашения к ним;
  • приказы и иные распорядительные документы, трудовые книжки;
  • сведения о численности и заработной плате работников (форма № П-4);
  • документы по учету кадров (в частности, формы № Т-1 – Т-8);
  • налоговые регистры по учету НДФЛ (обычно составляются на основе формы № 1-НДФЛ), справки о доходах физического лица (форма № 2-НДФЛ).

Следует учесть!

Если документы составлены на бумаге, необходимо представить проверяющим их копии. Сделать это можно лично, через представителя или по почте. Копии должны быть заверены подписью ответственного лица и печатью организации. Если документы составлены в электронном виде, их передают по телекоммуникационным каналам связи. Такой порядок установлен ч. 2.1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ. Срок представления документов – 10 дней с даты вручения требования (ч. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). За каждый непредставленный документ взимается штраф в размере 200 руб. (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

Документы для ФСС РФ. Перечень документов зависит от предмета проверки. Например, если специалисты фонда проверяют правильность выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, они попросят предъявить заявление о назначении пособия, справку из ЗАГСа о рождении ребенка, справку с места работы (службы, учебы) другого родителя о том, что пособие не назначалось.

В ситуации, когда назначается единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, организация должна располагать справкой из медицинского учреждения, поставившего женщину на учет.

Но в любом случае проверяющих из ФСС РФ будет интересовать отчетность, представляемая в фонд.

Взаимодействие с налоговыми органами

Наряду со сведениями, содержащимися в представленных документах, проверяющие могут воспользоваться информацией, которую они получают от налоговых органов. Порядок предоставления такой информации описан:

  • в Соглашении ФНС России № ММВ-27-2/5, ПФР № АД-30-33/04сог от 22.02.2011 по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации;
  • соглашении ФНС России № ММВ-27-2/15, ФСС РФ № 14-03-40/08-1767П от 23.06.2011 по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Фондом социального страхования Российской Федерации.

Так, на федеральном уровне в ФСС РФ и ПФР попадает вся информация о налоговых агентах, от которых физические лица получили доход. Эти данные фонды получают ежегодно не позднее 10 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На региональном уровне, среди прочего, налоговики предоставляют органам ПФР информацию об организациях, имеющих право применять пониженные тарифы взносов (например, перешедших на уплату ЕНВД).

В ФСС РФ налоговики ежемесячно направляют сведения о переходе организаций с общего на специальный режим налогообложения и обратно.

Процедура проверки

Главная цель проверяющих – выявить на основании полученных документов ошибки при определении облагаемых и необлагаемых сумм, а также базы для начисления взносов. Для этого они сравнивают информацию из представленной отчетности с фактическими учетными данными, в частности:

  • правильность арифметических подсчетов;
  • обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов;
  • соответствие общих сумм выплаченных пособий за проверяемый период данным бухгалтерского учета и отчетности, представленной в фонд.

В случае выявления нарушений проверяющие:

  • сделают подборку документов, подтверждающих каждое нарушение (их копии приобщат к материалам проверки);
  • доначислят страховые взносы и (или) откажут в принятии к зачету расходов на цели обязательного социального страхования;
  • подготовят предложения о привлечении организации к ответственности (окончательное решение принимает руководитель или заместитель руководителя территориального отделения).

Следует учесть!

Руководитель (заместитель руководителя) отделения фонда обязан известить организацию о времени и месте рассмотрения материалов проверки (ч. 2 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Если он этого не сделает, то итоговое решение по проверке суд, скорее всего, признает незаконным (см, например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.05.2013 № Ф03-1820/2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.03.2013 № А19-15120/2012, ФАС Поволжского округа от 22.01.2013 по делу № А06-657/2012, ФАС Уральского округа от 11.01.2013 № Ф09-12799/12). Неявка представителя организации, извещенной надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки (ч. 3 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

В последний день мероприятий контролеры должны составить справку о проведенной проверке с указанием предмета и сроков проверки. Справка вручается представителю организации.

В течение двух месяцев со дня составления справки специалисты фонда будут готовить акт проверки (ч. 2 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

Еще пять дней им отведено на то, чтобы вручить акт представителю организации. Если организация не согласна с фактами, которые изложены в акте, она вправе в течение 15 дней со дня его получения представить в фонд аргументированные возражения в письменной форме (ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). По истечении этого срока руководитель (заместитель руководителя) отделения фонда начнет рассматривать материалы проверки независимо от того, были ли представлены возражения.

По результатам проверки может быть вынесено решение либо о привлечении организации к ответственности, либо об отказе в привлечении. Решение вступает в силу по истечение 10 дней с даты вручения организации (ч. 12 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Обжаловать вынесенное решение можно в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или в суд (ч. 1 ст. 54 Закона № 212-ФЗ). При этом соблюдать досудебный порядок урегулирования спора с внебюджетными фондами, в отличие от налоговых споров, организации не обязаны (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.09.2011 № Ф03-4519/2011). Таким образом, в случае несогласия с решением проверяющих организация может обратиться сразу в суд, минуя апелляционные процедуры.

Если учреждение будет признано нарушителем, ему направят требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа (ч. 14 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). На его добровольное исполнение у организации есть 10 дней со дня получения (ч. 5 ст. 22 Закона № 212-ФЗ).

В требовании должны быть указаны (со ссылками на нормы Закона № 212-ФЗ) следующие сведения:

  • сумма задолженности, размер пеней и штрафов, начисленных на день направления требования;
  • срок уплаты причитающейся суммы;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования;
  • основания взыскания.

Если информация в требовании будет неполной (например, не будет указан период возникновения или размер недоимки), у организации появляется шанс признать его недействительным (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.10.2012 № А19-390/2012, ФАС Московского округа от 25.05.2012 по делу № А41-20729/11, ФАС Поволжского округа от 20.02.2012 по делу № А55-9362/2011).

Штрафные санкции по итогам проверки, как и нарушения, за которые они применяются, достаточно разнообразны. Они установлены ст. 46–48 Закона № 212-ФЗ, ст. 19 Закона № 125-ФЗ, ст. 27 Закона № 167-ФЗ.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×