Чем бюджетный кредит отличается от коммерческого

2262
 Камардина Ю.В.
Советник руководителя Федерального казначейства
В 2014 г. начали действовать поправки в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым Федеральное казначейство получило право предоставлять бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Насколько оправдана данная мера и как будет развиваться институт кредитования в будущем, рассказывает наш эксперт.

Востребованы ли сегодня бюджетные кредиты в регионах и муниципальных образованиях?

Судя по откликам, субъекты РФ очень заинтересованы в предоставлении бюджетных кредитов. Ведь это источник пополнения ликвидности и сбалансированности счетов их бюджетов. Механизм бюджетных кредитов также можно рассматривать в качестве альтернативы целевым средствам, которые выделяются региональным бюджетам под фактическую потребность.

Кроме того, бюджетные кредиты дают субъектам РФ возможность существенно экономить бюджетные средства, поскольку они предоставляются по более низкой процентной ставке, чем в коммерческих банках. Этот инструмент позволяет нам выполнить поручение Президента РФ о необходимости замещения коммерческих кредитов более дешёвыми.

Сколько регионов уже воспользовались альтернативным кредитованием?

В текущем году бюджетные кредиты были предоставлены 30 субъектам РФ в общей сумме 98 млрд руб.1 Всего же договоры о предоставлении бюджетного кредита на 2014 г. были заключены с 39 субъектами РФ.

На каких условиях бюджетный кредит может быть предоставлен региону (муниципалитету)?

В соответствии с положениями ст. 93.6 БК РФ бюджетный кредит предоставляется субъекту РФ (муниципальному образованию) за счёт остатка средств на едином счёте федерального бюджета в размере, не превышающем 1/12 утверждённых доходов бюджета заёмщика, за исключением целевых средств, без обеспечения обязательств по возврату кредита и уплате процентов.

Отмечу,что бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных кредитов в законе о бюджете на текущий финансовый год не утверждаются. Это позволяет сделать инструмент кредитования более гибким – не нужно вносить изменения в сводную бюджетную роспись при изменении остатков средств на ЕКС. Соответственно, решения о предоставлении бюджетного кредита принимаются более оперативно.

…механизм бюджетных кредитов можно рассматривать в качестве альтернативы целевым средствам…

Размер платы за пользование кредитом устанавливается Федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Так, в 2014 г. плата за пользование бюджетным кредитом составляет 1/4 ставки рефинансирования Центробанка России, действующей на день заключения соответствующего договора, это чуть более 2%.

Бюджетный кредит предоставляется на срок до 30 рабочих дней при условии его возврата не позднее 25 ноября текущего финансового года.

Основанием для кредитования является договор, заключённый территориальным органом Федерального казначейства с заёмщиком – субъектом РФ (муниципальным образованием).

Форма договора и порядок его заключения установлены приказом Минфина России от 26.07.2013 № 74н.

При этом предоставление бюджетного кредита является правом территориального органа Федерального казначейства и осуществляется только при наличии на едином счёте федерального бюджета временно свободного остатка средств.

Остаток средств на едином счёте федерального бюджета может и не образоваться. Соответственно, будет установлен лимит на объём выдаваемых кредитов?

Безусловно, Федеральное казначейство будет учитывать прогнозируемые показатели наличия остатков средств на едином счёте федерального бюджета.

Например, исходя из прогнозов 2014 г., принято решение о выдачи бюджетных кредитов в текущем финансовом году только субъектам РФ.

При этом в случае наличия на едином счёте свободного остатка средств, достаточного для предоставления бюджетных кредитов всем заёмщикам, управлениям Федерального казначейства (УФК) они будут доводиться в полном объёме запрашиваемых средств и на максимально допустимый срок кредитования.

Если совокупная сумма лимитов на кредитные средства превысит сумму свободного остатка средств на едином счёте федерального бюджета, УФК будут обеспечиваться средствами не в полном объёме, а пропорционально совокупному объёму лимитов на кредитные средства. Также возможно будет уменьшен срок предоставления бюджетных кредитов.

Информация о максимальном размере средств федерального бюджета, предлагаемом для выдачи бюджетных кредитов, в процентном соотношении к совокупной сумме лимитов на кредитные средства и сроках кредитования будет публиковаться на официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Бюджетные кредиты» с указанием даты вступления в силу данного решения, за несколько рабочих дней до неё.

Сегодня Федеральным казначейством определены следующие параметры предоставления бюджетных кредитов:

  • максимальный размер средств федерального бюджета, направляемый на предоставление кредитов субъектам РФ, – 100 млрд руб. (в общей сумме);
  • 100% от суммы лимита на кредитные средства по договору о предоставлении бюджетного кредита, заключённому территориальным органом Федерального казначейства с субъектом РФ;
  • направление средств федерального бюджета на предоставление бюджетных кредитов на срок до 30 дней.

В чём заключается непосредственно процедура предоставления кредита заёмщику?

Предоставление бюджетного кредита, как говорилось выше, осуществляется на основании договора, заключённого заёмщиком в лице уполномоченного органа (по месту обслуживания счёта бюджета) с УФК.

…бюджетные кредиты позволяют субъектам РФ существенно экономить бюджетные средства…

Для заключения договора заёмщику необходимо направить в УФК обращение с приложением:

  • копии документов (закона субъекта РФ или устава муниципального образования), подтверждающих полномочия уполномоченного органа, заверенные высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ или местной администрацией;
  • копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц уполномоченного органа, заверенные высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ или местной администрацией;
  • выписки из закона (решения) о бюджете заёмщика, от имени которого действует уполномоченный орган, на соответствующий финансовый год, когда предполагается получение кредита, с указанием объёма доходов бюджета, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
  • карточки образцов подписей и оттиска печати с указанием полномочий должностных лиц уполномоченного органа на подписание обращения о заключении договора, обращений о внесении изменений в договор и дополнительных соглашений к нему;
  • доверенности о наделении должностных лиц уполномоченного органа правом подписания обращения о заключении договора, обращений о внесении изменений в него и допсоглашений в случае наделения должностных лиц указанным правом.

Представленные документы проверяются УФК на правильность их оформления и заверения, полноту и комплектность, наличие реквизитов. Также казначеи осуществляют правовую экспертизу документов.

В случае положительного результата проверки документов между УФК и заёмщиком заключается договор о предоставлении бюджетного кредита.

В договоре предусматриваются основные условия кредитования в соответствии с положениями ст. 93.6 БК РФ и устанавливается лимит на кредитные средства на текущий финансовый год.

Непосредственно бюджетный кредит выдаётся после заключения УФК и заёмщиком в лице уполномоченного органа допсоглашения к договору.

В нём указывается сумма кредита, дата его привлечения и возврата, срок кредитования и проценты за пользование средствами.

При этом УФК в установленном порядке запрашивает в Федеральном казначействе средства под сумму бюджетного кредита. В случае их перечисления УФК подписывает с заёмщиком дополнительно соглашение и перечисляет бюджетный кредит на счёт 40201 «Средства бюджета субъекта Российской Федерации».

Каковы обязательства заёмщика по возврату средств бюджетного кредита?

Заёмщик возвращает бюджетный кредит и уплачивает проценты за пользование им в день, установленный допсоглашением.

Возврат и уплата процентов осуществляется со счёта 40201 на счета УФК в соответствии с реквизитами, указанными в договоре. Сумма основного долга перечисляется на счёт 40105 «Средства федерального бюджета», проценты за пользование – на счёт 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

…до полного погашения долга УФК производит бюджетный учёт обязательств заёмщика по предоставленному бюджетному кредиту…

Обязательства заёмщика по возврату бюджетного кредита и уплате процентов считаются исполненными со дня зачисления средств на указанные счета УФК.

Если сумма, перечисленная заёмщиком, превышает его обязательства по возврату кредита и (или) уплате процентов за пользование им, УФК после установления соответствующих фактов осуществляет возврат излишне перечисленных средств заёмщику.

До полного погашения долга УФК производит бюджетный учёт обязательств заёмщика по бюджетному кредиту.

Если заёмщик не смог выполнить обязательства и возникла задолженность по кредиту, каков порядок её взыскания?

В случае неисполнения заёмщиком обязательств по возврату бюджетного кредита и (или) уплате процентов за пользование им взыскание задолженности осуществляется за счёт доходов от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ (местный бюджет).

Порядок взыскания задолженности регулируется приказом Минфина России от 26.07.2013 № 73н и осуществляется на основании приказа УФК, в котором указываются наименование должника, размер задолженности и начисленные проценты, реквизиты договора, а также дата, на которую была рассчитана задолженность.

Перечисление суммы задолженности субъект РФ осуществляет на основании заявки на возврат (код формы по КФД 0531803), оформленной с учётом ряда особенностей.

В частности, в графе 1 «Код по БК» раздела 1 «Реквизиты документа» указывается код бюджетной классификации РФ невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджет субъекта РФ (местный бюджет), с указанием в трёх первых разрядах кода администратора доходов бюджета соответствующего финансового органа субъекта РФ (муниципального образования).

В графе 9 «Назначение платежа (примечание)» раздела 1 перед текстовым назначением платежа в скобках указывается код классификации источников финансирования дефицита бюджета, с отражением первых трёх разрядов кода администратора источников финансирования дефицита бюджета – 100 «Федеральное казначейство». Также прописывается: «Взыскание задолженности по возврату бюджетного кредита».

В разделе 2 «Реквизиты документа – основания» указываются реквизиты приказа о взыскании задолженности по бюджетному кредиту.

…в перспективе планируется сделать линейку кредитов более гибкой…

Взыскание задолженности по уплате процентов за пользование бюджетным кредитом, штрафов и пеней осуществляется на основании Справки органа Федерального казначейства (код формы по КФД 0531453). В первой строке Справки (ф. 0531453) указывается:

  • в графе 3 «Содержание операции» – наименование операции по взысканию суммы задолженности по уплате процентов за пользование бюджетным кредитом, по взысканию суммы пеней или штрафов;
  • в графах 4–6 «Документ» – реквизиты приказа о взыскании задолженности с указанием даты и номера либо реквизиты приказа о взыскании штрафов и пеней с датой и номером;
  • в графе 11 «Код по БК» – код бюджетной классификации РФ невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджет субъекта РФ (местный бюджет), с указанием в трёх первых разрядах кода администратора доходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета).

Во второй строке Справки (ф. 0531453) в графе 11 «Код по БК» указывается код бюджетной классификации РФ, по которому данные средства зачисляются в федеральный бюджет, с отражением в первых трёх разрядах кода администратора доходов бюджета – 100 «Федеральное казначейство».

Средства, взысканные с заёмщика, учитываются на лицевом счёте администратора доходов бюджета, открытом финансовому органу субъекта РФ (муниципального образования) по коду классификации доходов бюджетов РФ невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджет субъекта РФ (местный бюджет). Они подлежат уточнению на соответствующий код классификации источников финансирования дефицита бюджета (код классификации расходов бюджетов) на основании представленного финансовым органом Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (код формы по КФД 0531809).

В случае недостаточности поступлений от налогов, сборов и иных обязательных платежей в текущем операционном дне взыскание задолженности осуществляется в последующие дни до полного погашения.

Каковы перспективы развития системы бюджетных кредитов?

Механизм предоставления бюджетных кредитов пока только набирает обороты. В течение этого года Федеральным казначейством будет наработана практика кредитования в целях её дальнейшего усовершенствования.

В перспективе планируется сделать линейку кредитов более гибкой, рассмотрев возможность предоставления нескольких займов в сумме совокупной задолженности, не превышающей 1/12 размера доходов бюджета заёмщика.

Федеральное казначейство будет анализировать кассовые планы заёмщиков, выдавая им кредиты действительно под потребность, а не просто в сумме лимита на кредитные средства.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль