Цена контракта: откуда взять и чем обосновать

1919
 Кичанов С.
Эксперт ТН «Госзакупки» Международного центра финансово-экономическо- го развития
Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) является одним из критериев обоснования закупки при формировании плана-графика. В соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ НМЦК определяется и обосновывается заказчиком посредством применения одного или нескольких методов. В случаях, прямо указанных в ст. 22 Закона № 44-ФЗ, используются: нормативный, тарифный, проектно-сметный и затратный методы. Приоритетным же является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Покажем, как с его помощью произвести расчёт цены.

О методе

Правила использования метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) содержатся в приказе Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Рекомендации). Особенностью его применения является то, что информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учётом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок. НМЦК устанавливается на основании информации о рыночных ценах (далее – ценовая информация) идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться в т. ч. страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Пример 1

Заказчик определил для себя основные характеристики товара (табл. 1) и на их основании отобрал идентичные и однородные жидкокристаллические мониторы.

По основным функциональным, техническим, качественным, а также эксплуатационным характеристикам идентичными можно принять ЖК-монитор 21.5" LG "22EA53S" и ЖК-монитор 21.5" BenQ "GL2250, а однородными эти мониторы и ЖК-монитор 21.5" Samsung "S22C150N". Они имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

ЖК-монитор 21.5" Asus "VS228DE" тоже имеет сходные характеристики и состоит из схожих компонентов, что позволяет ему выполнять одни и те же функции, однако не является однородным товаром, т. к. технология ASUS Smart Contrast Ratio, автоматически регулирующая яркость подсветки для получения более контрастного изображения и делающая ночные сцены в играх и фильмах более реалистичными, повышает его цену и не позволяет представленным мониторам быть коммерчески взаимозаменяемыми.

В свою очередь, работы и услуги признаются идентичными, если они обладают одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в т. ч. реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией. К примеру, к идентичным относятся работы по установке пожарно-охранной сигнализации в школах в соответствии с требованиями по пожарной безопасности, проводимые специализированными организациями.

Однородными признаются работы, услуги, которые, не будучи идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, вид, объём, уникальность. Однородными, например, являются услуги подвижной (мобильной) связи, оказываемые операторами (большой тройки).

Определение и расчёт НМЦК

После выбора заказчиком однородного товара (работы, услуги) в целях получения ценовой информации и обоснования НМЦК он может:

1) направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров (работ, услуг), информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, размещена в Интернете);

2) разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС (до ввода её в эксплуатацию на официальном сайте);

3) осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключённых заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчёт информацию, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, в течение последних трёх лет;

4) осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится, в частности:

  • информация о ценах товаров (работ, услуг), содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределённому кругу лиц, в т. ч. признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
  • информация о котировках на российских и иностранных биржах;
  • информация о котировках на электронных площадках;
  • данные государственной статистической отчётности о ценах товаров (работ, услуг);
  • информация о ценах товаров (работ, услуг), содержащаяся в официальных источниках уполномоченных государственных и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  • информация о рыночной стоимости объектов оценки, определённая согласно законодательству, регулирующему оценочную деятельность в РФ;
  • информация информационно-ценовых агентств. При этом в расчёт рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчёта цен;
  • иные источники информации, в т. ч. результаты изучения рынка.

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1. В данном случае мы не будем формировать и направлять запросы ценовых предложений или искать цены в реестре контрактов, а осуществим сбор и анализ общедоступной ценовой информации из интернет-магазинов, поскольку она является публичной офертой (табл. 2).

Так как коэффициент вариации не превышает 33%, то совокупность значений выявленных цен считается однородной и эти цены можно использовать для расчёта НМЦК.

Если коэффициент вариации превысит 33%, то целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчётах. Рассчитываем НМЦК по формуле:

Так как в примере используется ценовая информация по результатам сбора и анализа общедоступной ценовой информации, а не на основании запроса ценовых предложений в котором заказчиком указываются условия исполнения контракта, то рекомендуется скорректировать цену единицы товара с учётом: срока исполнения контракта; количества товара, объема работ, услуг; наличия и размера аванса по контракту; места поставки; срока и объёма гарантии качества; изменения базовой номенклатуры (комплектации, состава работ, услуг), обусловленного изменением удельного веса различных позиций (товаров, работ, услуг) в общем объёме закупки; дополнительной номенклатуры (комплектации) – появления новых (или исключение предусмотренных ранее) позиций (товаров, работ, услуг) в общем объёме закупки; размера обеспечения исполнения контракта; срока формирования ценовой информации; изменения в налогообложении; масштабности выполнения работ, оказания услуг; изменения валютных курсов (для закупок импортной продукции); изменения таможенных пошлин.

В нашем примере условно предлагается учесть размер обеспечения исполнения контракта (цi × 2% от цены единицы товара) и расходы на доставку товара в несколько адресов заказчика (цi × 3% от цены единицы товара). Итого получается:

Если в расчёте используются цены, полученные менее чем за шесть месяцев до периода определения НМЦК, то наряду с вышеизложенным расчётом рекомендуется осуществлять корректировку цен с применением коэффициента для пересчёта цен прошлых периодов к текущему уровню цен kпп, рассчитываемого в соответствии с формулой:

Пример 3

Заказчик для определения НМЦК на оказание услуг использовал ценовую информацию, представленную в июне 2013 г. Приведём индекс потребительских цен на услуги с официального сайта www.gks.ru в период с июня 2013 г. по апрель 2014 г. (табл. 3).

По результатам расчёта kпп = 1,07. После этого умножаем цену каждой услуги на полученный коэффициент для пересчёта цен прошлых периодов к текущему уровню цен и определяем НМЦК.

Если заказчик в целях определения НМЦК использует ценовую информацию из реестра контрактов, то им дополнительно может быть скорректирована цена товара, работы, услуги в зависимости от способа осуществления закупки, явившейся источником информации о цене. При этом рекомендуется использовать следующий порядок:

  • если закупка осуществлялась путём проведения конкурса – цену товара, работы, услуги при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на 10%;
  • если закупка осуществлялась путём проведения аукциона – на 13%;
  • если закупка осуществлялась путём проведения запроса котировок, запроса предложений – не более чем на 17%;
  • если закупка осуществлялась у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – цена не корректируется.

При увеличении цены рекомендуется учитывать процент понижения предложения победителя определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и существенные условия заключенных контрактов, влияющие на цену, предлагаемую таким победителем.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×