Закупаемся у единственного поставщика

587
Закон о контрактной системе предусматривает широкие возможности для закупок на неконкурентной основе. Вместе с тем у заказчика появился ряд дополнительных обязанностей, связанных с процедурой закупки у единственного поставщика. Рассмотрим некоторые из них.

Обязательные действия

В соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан разместить в Единой информационной системе (а пока она не введена в действие–на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) извещение об осуществлении такой закупки, не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Данное извещение должно содержать информацию, указанную в пп. 1, 2, 4, 8 ст. 42 Закона № 44-ФЗ.

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.

В ряде случаев (пп. 6, 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан уведомить о закупке контрольный орган соответствующего уровня в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта.

Кроме того, заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчёте невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные его условия. В этом случае акцент необходимо делать на нецелесообразность и неэффективность финансовых, трудовых и временных затрат, связанных с проведением закупочной процедуры. Удобнее всего подобный отчёт оформить в табличной форме (табл. 1).

Таблица 1

ОТЧЁТ о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика)

Подробнее все необходимые действия, связанные с проведением неконкурентных закупок, отражены в табл. 2. Плюсами обозначены случаи, когда заказчик обязан осуществить то или иное действие (например, получить согласование контролирующих органов) или опубликовать тот или иной отчёт. Нормы, приведённые в «шапке» таблицы, относятся к Закону № 44-ФЗ.

И наконец, в соответствии с ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика контракт должен содержать расчёт и обоснование своей цены. Логичнее всего это сделать в форме калькуляции, которая будет являться неотъемлемой частью контракта (табл. 3).

Таблица 2

Действия заказчиков при проведении неконкурентных способов закупок


Таблица 3

КАЛЬКУЛЯЦИЯ стоимости обучения одного слушателя по курсу повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными закупками»
2013–2014 учебный год Продолжительность программы 72 часа

Закупки у естественных монополий

В настоящий момент Закон № 44-ФЗ содержит 37 видов обоснований закупок у единственного поставщика. Первыми в списке значатся закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 ч. 1 ст. 93). Деятельность этих субъектов регулируется Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Согласно ст. 4 данного закона к такой деятельности относятся:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
  • ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Зачастую возникает вопрос о том, что относить к услугам общедоступной связи. Согласно постановлению Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» таковыми являются:

  • пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей);
  • предоставление междугородного, местного, внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (в случае местного телефонного соединения – кроме таксофонов);
  • передача внутренней телеграммы;
  • распространение общероссийских телерадиопрограмм;
  • предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;
  • предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от её типа;
  • услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного пользования;
  • услуги телефонной связи с использованием таксофонов.

По указу Президента РФ

Пунктом 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 94-ФЗ закреплена норма об осуществлении закупки для государственных нужд у единственного поставщика, определённого указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, а также – постановлением или распоряжением Правительства РФ. В таких правовых актах указываются предмет контракта, кроме того, в них может быть закреплён предельный срок, на который заключается контракт, и обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.

Отметим, что так называемый президентский заказ имел место в рамках ранее действующего закона о размещении заказов. Ярким примером такой закупки являлось распоряжение Правительства РФ от 13.09.2012 № 1680-р «Об организации видеотрансляций», в соответствии с которым ОАО «Ростелеком» было определено единственным поставщиком услуг по предоставлению доступа к сети передачи данных, трансляции сигнала в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях осуществления видеотрансляций (включая сбор и хранение записей видеотрансляций) процедур голосования избирателей и подсчёта голосов избирателей на выборах высших должностных лиц субъектов РФ.

Мобилизационная подготовка

Согласно Федеральному закону от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» соответствующие работы в целях обеспечения обороны и безопасности нашей страны являются расходными обязательствами Российской Федерации. Учреждения по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, выполняющими функции и полномочия учредителя, могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджетов. В том числе затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются согласно законодательству РФ во внереализационные расходы.

Данный вид закупок установлен п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Совокупный объём закупок

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ у единственного поставщика возможны закупки на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом совокупный годовой объём закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика и составлять не более чем 50 млн руб. в год или 2 млн руб. в год.

С учётом последних изменений в Законе № 44-ФЗ появилось понятие «совокупный годовой объём закупок». Это утверждённый на соответствующий финансовый год общий объём финансового обеспечения для осуществления закупок, в т. ч. для оплаты контрактов, заключённых до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в этом году.

Ограничения годового объёма закупок, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не применяются в отношении закупок, осуществляемых для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для федеральных нужд госорганов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчёт ограничений годового объёма закупок производится раздельно: 1) для федерального органа исполнительной власти;
2) для каждого государственного органа.

Итак, у заказчиков появился выбор: считать все закупки малого объёма и в совокупности не превысить 5% в общем объёме контрактов, либо взять за основу фиксированный показатель в абсолютном выражении – 2 млн руб.

Закупки у органа исполнительной власти

Пункт 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закрепляет возможность закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему госучреждением, государственным унитарным предприятием. В данном случае речь идёт об исключительных полномочиях органа власти или подведомственной ему организации. Причём, полномочия организации должны быть определены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, законодательными актами субъекта РФ.

Примером такого нормативного акта является распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629 «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией». В соответствии с указанным перечнем административные здания, занимаемые федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде, административные здания Счётной палаты РФ и многие другие структуры могут оплачивать охранные услуги контрагента, выбранного на бесконкурентной основе.

Военные контракты

Следующее обоснование – заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включённым в соответствующий реестр единственных поставщиков. Порядок ведения реестра единственных поставщиков вооружения и военной техники, формирования цены устанавливаются Правительством РФ. Госконтракт на поставку таких вооружения и военной техники заключается по цене, определяемой в соответствии с указанным порядком её формирования. Такая сложная формулировка содержится в п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 826 «Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники» определено, что реестр ведёт Федеральная служба по оборонному заказу.

Обязательным при ведении реестра является соблюдение норм и требований законодательства о защите государственной тайны.

В указанный реестр включаются организации, которые: 1) соответствуют требованиям, установленным к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
2) имеют лицензии на осуществление деятельности, связанной с производством военной продукции и предусмотренной Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Информация о сведениях, содержащихся в реестре, предоставляется заказчикам в течение пяти рабочих дней со дня получения запросов с соблюдением требований законодательства о защите гостайны. Порядок формирования цены контракта определён постановлением Правительства РФ от 25.01.2008 № 29 «Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем».

Коммунальные услуги

Так называемые коммунальные закупки по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам) закреплены в п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Основные нормативные акты, регулирующие порядок оказания услуг и действующие тарифы перечислены в табл. 4.

Таблица 4

Услуги и тарифы коммунального комплекса

В следующем номере нашего журнала мы прокомментируем и другие основания по закупкам у единственного поставщика.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль