От каких условий зависит расход топлива

863
 Никишина Н.В.
Бухгалтер ГОУ СОШ № 213
Распоряжением от 14.05.2014 № НА-50-р Минтранс России внёс изменения в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Теперь перечень транспортных средств, для которых утверждены нормы расхода ГСМ, дополнен автомобилями выпуска с 2008 г. – более 900 позиций.

С потолка нормы не падают

Методические рекомендации не являются обязательными к применению. Они носят рекомендательный характер. Поэтому учреждение должно закрепить в своей учётной политике, будет ли оно пользоваться указанными нормами, либо разработает свои показатели. В любом случае учреждение не может взять нормативы, как говорится, «с потолка». Необходимо обратиться по индивидуальной заявке к научной организации, осуществляющей разработку таких норм по специальной программе-методике (к примеру, в ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта»).

В противном случае контролирующие органы могут обвинить учреждение в неэффективном использовании бюджетных средств – завышении расхода топлива.

Конечно, нормы расхода ГСМ учреждение может разработать самостоятельно, исходя из результатов контрольных замеров и документов производителя соответствующей техники. Однако использовать их можно лишь временно, до момента появления научно обоснованных показателей.

При расчётах могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты (например, при эксплуатации в городских условиях).

Помимо обновлённого перечня автотранспорта, Методические рекомендации изменений не претерпели. Порядок расчёта нормативного расхода топлив остался прежним. Покажем на примерах, как он осуществляется.

Формула расчёта

Напомним, что базовая норма устанавливается в литрах на 100 км пробега транспортного средства в снаряжённом состоянии (л/100 км). Исходя из базовых значений норма расхода топлив на пройденное автомобилем расстояние рассчитывается по формуле: Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где Qн – нормативный расход топлива, л;
Hs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км;
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Пример 1

На балансе учреждения содержится автомобиль УАЗ 3163-120 «Патриот» 2009 г. выпуска. Базовая норма расхода ГСМ этого автомобиля составляет 13,8 л/100 км.

Согласно данным путевого листа за 30 июня 2014 г. пробег автомобиля составил 90 км. Нормативный расход топлива за этот день рассчитывается так:
0,01 × 13,8 × 90 км × (1 + 0,01 × 0) = 12,42 л.

Если автомобиль эксплуатировался в условиях, не отличающихся от нормальных (например, летом, вне условий мегаполиса, без кондиционера и т. п.), то поправочный коэффициент не применяется.

Поэтому норму расхода топлив проще считать по формуле: Qн = Hs × S : 100, где Qн – нормативный расход топлив, л; Hs – базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км; S – пробег автомобиля, км.

Итоговое значение расчёта по этой формуле не отличается от расчёта по формуле Минтранса:
13,8 × 90 км : 100 = 12,42 л.

Пример 2

Несколько изменим условия примера 1. Допустим нам необходимо рассчитать норму расхода топлива не за 30 июня 2014 г., а за этот же день в 2015 г. Напомним, что согласно Методическим рекомендациям для автомобилей, находящихся в эксплуатации длительное время, норматив расхода топлив увеличивается. В частности при эксплуатации:

  • более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км – до 5%;
  • более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км – до 10%.

Автомобиль из примера 1 будет иметь в 2015 г. пробег более 110 тыс. км и период эксплуатации свыше 5 лет. Поэтому норму расхода топлив можно увеличить на 5%. С учётом этого нормативный расход ГСМ за 30 июня 2015 г. необходимо рассчитать следующим образом:
0,01 × 13,8 × 90 км × (1 + 0,01 × 5) = 13,04 л.

Пример 3

Дополним условия примера 2. Допустим, автомобиль эксплуатируется в городе с плотностью населения 2 млн человек. В таких условиях норма расхода топлива увеличивается ещё на 20%. То есть к базовой норме применяется два поправочных коэффициента – за износ автомобиля и за эксплуатацию в городских условиях. Суммарное значение этих коэффициентов составит 25% (20% + 5%).

Таким образом, нормативный расход топлива по городским дорогам за 30 июня 2014 г. рассчитывается так:
0,01 × 13,8 × 90 км × (1 + 0,01 × (5 + 20)) = 15,53 л.

Расчёт нормы топлив в иных условиях аналогичен приведённому в примере 3. Например, если в некий условный автомобиль будет установлена система «климат-контроль», то суммарная относительная надбавка может быть увеличена ещё до 7%. Её общий объём составит 32% (20% + 5% + 7%). В зимнее время эта надбавка также увеличится – на соответствующий коэффициент, в зависимости от климатического района, в котором находится учреждение.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×