Как Росфиннадзор проконтролирует эффективность расходов

1019
В связи с принятием Постановления № 1092, удалось решить старую проблему неопределенности полномочий Росфиннадзора по контролю в финансово-бюджетной сфере. Теперь содержание деятельности службы четко прописано. В чем оно состоит, рассказывает наш эксперт.
  • Чем продиктована необходимость создания правил финансово-бюджетного надзора?
  • Разработка и принятие Постановления № 1092 обусловлены изменениями федерального законодательства, связанными с совершенствованием системы государственного финансового контроля. И, как следствие, наделением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора новыми полномочиями, в т. ч. по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.
    Безусловно, определенный порядок деятельности Росфиннадзора существовал и до введения указанного постановления, однако ни один из действовавших ранее нормативных документов2 не давал ответа на вопрос: что составляет содержание полномочий нашей службы по контролю в финансово-бюджетной сфере. В новых Правилах данный момент отражен четко. К таковым относятся:
    • полномочия по внутреннему госфинконтролю в сфере бюджетных правоотношений;
    • внутренний госфинконтроль в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.
  • Какие именно изменения законодательства стали основанием для внедрения Правил?
  • В 2013 г. вступил в силу Закон № 252-ФЗ, положениями которого определены бюджетные полномочия, виды, объекты, методы, представления и предписания органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также применение бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений.
    Закон № 252-ФЗ уточняет понятие госфинконтроля и устанавливает его виды: внешний и внутренний, предварительный (осуществляемый в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений) и последующий (проводимый по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности), а также четко определяет объекты контроля.
    Поправки в Бюджетный кодекс РФ, внесенные Законом № 252-ФЗ, нацелены на то, чтобы бюджетные средства использовались в соответствии с принципом эффективности, под которым подразумеваются экономность и результативность расходов. В то же время большое значение в процессе контрольно-ревизионной деятельности придается соблюдению бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, участниками бюджетного процесса, а также юридическими лицами, созданными на базе государственного (муниципального) имущества (автономные и бюджетные учреждения).
    Все это обусловило необходимость разграничения полномочий в контрольно-ревизионной сфере. Согласно ст. 265 Бюджетного кодекса внешний госфинконтроль осуществляет Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований (органы внешнего контроля), а внутренний – наша служба, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций (органы внутреннего контроля) и Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципалитетов).
    Росфиннадзор будет контролировать соблюдение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноту и достоверность отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ и исполнении государственных (муниципальных) заданий.
    Также с 1 января 2014 г. вступил в силу Закон № 44-ФЗ , который пришел на смену Закону № 94-ФЗ. Новый документ кардинально изменил подход к процессам размещения и исполнения госзаказа и контроль за ними.
    Законом № 44-ФЗ установлено требование о планировании закупок, введены четкие и прозрачные методы расчета начальной (максимальной) цены контракта, оценка эффективности закупки, призванная определить степень достижения поставленных целей, социально-экономического эффекта. Заказчик теперь обязан обосновывать предмет закупки.
    На Росфиннадзор возложены полномочия по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе. В связи с этим в структуре центрального аппарата службы создано специальное подразделение, одной из важнейших задач которого является осуществление предварительного контроля на этапах до размещения процедуры закупки и заключения контракта. Это будет способствовать не столько выявлению финансовых нарушений, сколько их предотвращению еще на этапе планирования. Мы будем проводить постоянный мониторинг официального сайта РФ для размещения информации о закупках и другие открытые источники информации.
  • Помимо мониторинга, какие виды контрольных мероприятий осуществляет ваша служба?
  • Согласно Правилам деятельность Росфиннадзора по госфинконтролю подразделяется на плановую и внеплановую, а осуществляем мы ее посредством проведения проверок, ревизий и обследований. Проверки структурируются на выездные, камеральные и проводимые в их рамках встречные.
    Существует план контрольных мероприятий, который формируется с соблюдением следующих условий:
    • соответствие параметров плана показателям госпрограммы РФ, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления госфинансами;
    • обеспечение равномерности нагрузки на структурные подразделения центрального аппарата и территориальные органы службы;
    • выделение резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемого на основании данных за предыдущие годы.

    Отбор контрольных мероприятий осуществляется исходя из критериев:
    1 существенности и значимости мероприятий, осуществляемых объектами контроля, в отношении которых предполагается проведение проверок, и (или) направления и объемов бюджетных расходов;
    2 оценки состояния внутреннего финансового контроля и аудита в отношении объекта контроля, полученной в результате проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита;
    3 длительности периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом госфинконтроля (в случае, если указанный период превышает три года, данный критерий имеет наивысший приоритет);
    4 информации о наличии признаков нарушений, поступившей от Минфина России, Федерального казначейства, органов госфинконтроля, а также выявленной по результатам анализа данных единой информационной системы в сфере закупок.

  • Какова периодичность и сроки проведения проверок (ревизий)?
  • Периодичность плановых проверок (ревизий) в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более одного раза в год.
    Камеральная проверка проводится в течение 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов, представленных по запросу Росфиннадзора (его территориального органа). В срок ее проведения не засчитываются периоды с даты отправки запроса до даты представления информации, а также времени, в течение которого проводится встречная проверка и (или) обследование.
    Срок проведения выездной проверки (ревизии) структурными подразделениями центрального аппарата Росфиннадзора составляет не более 40 рабочих дней, территориальными органами – не более 30 рабочих дней.
    При этом руководитель (замруководителя) территориального органа службы может продлить указанный срок на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы, но не более чем на 10 рабочих дней.
    Полномочия руководителя (замруководителя) Росфиннадзора позволяют продлить срок проведения выездной проверки на 20 рабочих дней в отношении мероприятия:
    • проводимого структурным подразделением центрального аппарата службы, – на основании мотивированного обращения руководителя проверочной группы;
    • проводимого территориальным органом службы, – на основании мотивированного обращения руководителя (замруководителя) службы (ее территориального органа).
  • В связи с чем возникает потребность проведения внеплановых проверок?
  • Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя (замруководителя) нашей службы, принятого в связи с поступлением обращений (поручений) Президента РФ, администрации Президента РФ, Правительства РФ, аппарата Правительства РФ, Минфина России, Следственного комитета РФ, правоохранительных органов, депутатских запросов, обращений иных госорганов, граждан и организаций. Кроме того, такая необходимость может быть продиктована решением руководителя (замруководителя) Росфиннадзора (его территориального органа) при представлении объектом контроля письменных возражений, а также дополнительной информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки.
  • Для чего нужны встречные проверки и когда они проводятся?
  • При организации встречных проверок проводятся контрольные мероприятия в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
    Назначаются и проводятся они в порядке, установленном для выездных или камеральных проверок. А их результаты оформляются актом, который прилагается к материалам соответствующей проверки. Срок проведения встречной проверки не может превышать 20 рабочих дней. Меры принуждения к объекту встречной проверки не применяются.
  • Как оформляются результаты проверок и можно ли их оспорить?
  • По результатам проведения обследования оформляется заключение, которое подписывается должностным лицом службы не позднее последнего дня срока его проведения. В течение трех рабочих дней со дня подписания оно вручается (направляется) представителю объекта контроля. На основании заключения Росфиннадзор может назначить выездную проверку (ревизию).
    После проведения камеральной проверки оформляется акт, который также в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) объекту контроля. Последний вправе представить письменные возражения в течение пяти рабочих дней со дня получения акта.
    Материалы камеральной проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) службы (ее территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта. По результатам принимается решение:
    • о применении мер принуждения (представления, предписания, уведомления объекту контроля) либо отсутствия оснований для таковых;
    • о проведении выездной проверки.

    Акт по результатам выездной проверки (ревизии) должен быть подписан в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий.
    И в течение трех рабочих дней – направиться представителю объекта контроля. К акту (кроме акта встречной проверки и заключения, подготовленного по результатам проведения обследования) прилагаются предметы и документы, результаты экспертиз (исследований), фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий. В течение пяти рабочих дней и этот акт можно оспорить.
    Отмена представлений и предписаний Росфиннадзора (его территориального органа) осуществляется в судебном порядке. Кроме того, отмену может осуществить руководитель (его заместитель) службы по результатам обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц ее территориальных органов, осуществления мероприятий внутреннего контроля в порядке, установленном административным регламентом исполнения госфункции по контролю в финансовобюджетной сфере.

  • Каким образом учреждению подготовиться к проверке?
  • Прежде всего следует навести порядок в документации, завершить необходимые учетные операции, просмотреть документы и операции за предыдущие периоды и еще раз убедиться, что все сделано в рамках бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
    Также необходимо позаботиться о предстоящем размещении должностных лиц, входящих в состав проверочной (ревизионной) группы, продумать систему взаимодействия, в т. ч. определить должностных лиц объекта контроля, которые будут работать с Росфиннадзором по отдельным направлениям деятельности. Не следует забывать о своевременном и в полном объеме представлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения проверок.
  • Как Росфиннадзор взаимодействует с другими контролирующими структурами, которые тоже осуществляют проверки?
  • В целях совершенствования и повышения эффективности контроля в финансово-бюджетной сфере, 17 декабря 2012 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой РФ и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Службой направлены в Счетную палату сведения об объектах проверок на 2014 г., чтобы исключить дублирования контрольных мероприятий. При формировании плана контрольной деятельности мы учитываем информацию о планируемых или проводимых другими контролирующими органами мероприятиях и не намечаем идентичных.
Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×