Студенческая практика: как и с кем заключить договор

1399
 Смирнова М.В.
Заместитель главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии Юго-Западного округа города Москвы
В преддверии нового учебного года образовательные организации, в т. ч. среднего и высшего профессионального образования, корректируют планы финансово-хозяйственной деятельности. В них, в частности, должны быть предусмотрены расходы на организацию практики для студентов (учащихся). Однако просто вписать необходимую денежную сумму в план – недостаточно. Услуга по проведению практики должна быть оказана в строгом соответствии с Законом № 44-ФЗ. И в этом смысле у учреждения может возникнуть немало вопросов.

Общие положения

Определение практики дано в п. 24 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ). Под ней понимается вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

При этом ч. 6 ст. 13 Закона № 273-ФЗ установлено, что проведение практики обучающихся предусматривают все основные профессиональные образовательные программы. Порядок прохождения практики регулируется:

  • для студентов вузов – Положением, утвержденным приказом Минобразования России от 25.03.2003 № 1154 (далее – Положение № 1154);
  • для учащихся (студентов, курсантов) профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования – Положением, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291 (далее – Положение № 291).

В данных положениях (п. 1 в обоих случаях) установлено, что цели и объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям). Однако образовательная организация имеет право самостоятельно разработать программы практики с учетом рабочих учебных планов и примерных программ дисциплин, а также утвердить документы, регламентирующие организацию практического обучения студентов.

Кроме того, на свое усмотрение учреждение может предусмотреть по факту прохождения практики сдачу обучающимся квалификационных экзаменов (пп. 2, 3 Положения № 1154, п. 2. Положения № 291).

В общем случае различают учебную и производственную практику. Согласно ч. 7 ст. 13 Закона № 273-ФЗ практика осуществляется на основе договоров между вузом (колледжем) и организациями, деятельность которых соответствует образовательной программе определенного профиля. Кроме того, практику можно провести непосредственно в учебном заведении.

Необходимость заключения между вузом (колледжем) и организацией базой практики договора установлена также в Положении № 291 (п. 11) и Положении № 1154 (п. 10). К примеру, оформляется договор о предоставлении мест для прохождения учебной и/или производственной практики, договор на организацию и проведение практики обучающихся и т. п.

По решению образовательной организации практика может включать несколько этапов: ознакомление с профессией, получение первичных профессиональных умений, подготовка по профилю (технологическая, исполнительская, лаборантская и т. п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная.

Запомнить

В соответствии с п. 4 Положения № 1154 федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные учреждения высшего профессионального образования, могут разрабатывать рекомендации по проведению практики студентов с учетом особенностей отрасли.

Нужно ли трудоустраивать

При наличии вакантной должности, и если работа соответствует требованиям программы практики, обучающийся может быть принят в организацию на основе трудового договора (п. 10 Положения № 1154, п. 15 Положения № 291). Подчеркнем, что законодательством (в частности, Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ)) предусматривается возможность, но не обязательность заключения трудовых договоров со студентами. Это подтверждает судебная практика (см. определение Верховного Суда РФ от 03.10.2008 № 89-В08-6). То есть трудовые отношения между практикантом и организацией могут отсутствовать.

Данный вывод косвенно подтверждает ч. 2 ст. 227 ТК РФ, которая не причисляет студентов и учащихся образовательных учреждений, проходящих производственную практику, к числу работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору.

Если студенту с его согласия всетаки поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы), организации, где он практикуется, необходимо соблюсти ряд обязательных условий. Во-первых, оформить соответствующий приказ и трудовой договор с практикантом, в рамках которого ему будет выплачиваться заработная плата (ст. 15, 56, 57, 67, 129, 135 ТК РФ). Во-вторых, завести на студента трудовую книжку.

В-третьих, ознакомить его с правилами охраны труда и внутреннего распорядка, действующими в организации.

Продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях составляет для студентов:

  • в возрасте от 15 до 16 лет – не более 24 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ);
  • в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ);
  • в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

Практика может проводиться в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих соответствующей квалификации (п. 10 Положения № 1154).

Запомнить

Трудовой договор, не оформленный письменно, все равно будет считаться заключенным, если студент приступит к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

Основание для договора

Источниками финансового обеспечения производственной практики образовательного бюджетного или автономного учреждения (вуза, колледжа) являются бюджетные средства, предоставленные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (ведь практика входит в структуру образовательной, т. е. основной, деятельности учебного заведения). Причем данный вид деятельности следует прописать в учредительных документах (уставе) учреждения.

Заключение договора с организациями – базами практик осуществляется в рамках Закона № 44-ФЗ. При этом события могут развиваться следующим образом:

1 учебное заведение (вуз, колледж и т. п.) выступает заказчиком на приобретение услуги по проведению производственной практики. В этом случае в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения закладывается определенная денежная сумма на расходы, связанные с практикой. К примеру: затраты на заработную плату (и соответствующие начисления) методистов (наставников); коммунальные и другие расходы по содержанию имущества; покупка канцелярских принадлежностей и т. п. Далее эти средства учитываются в плане закупок и плане-графике, после утверждения которых проводятся определенные закупочные процедуры;

2 организация объявляет оферту по проведению производственной практики, огласив стоимость услуги.

В соответствии с п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего его, считать себя заключившим договор с адресатом, принявшим это предложение.

Порядок оферты вытекает из содержания п. 1 ст. 528 ГК РФ. Согласно ему заказчик направляет поставщику (исполнителю) подписанный проект государственного (муниципального) контракта, если соглашением между сторонами не установлен иной порядок. Заключение о соглашении возможно как письменно, так и устно.

А наличие соглашения может явствовать из поведения сторон, например, в случае когда поставщик по своей инициативе подготовил проект контракта, подписал и направил его заказчику, который также его подписал.

По сути, п. 1 ст. 528 ГК РФ применяется в отношении заключения контракта на оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд при размещении заказа у единственного поставщика. Однако в отношении таких заказов Законом № 44-ФЗ предусмотрен ряд условий.

Ограничения и разрешения

Организацию работы со студентами в рамках прохождения ими практики учебные заведения склонны рассматривать как преподавательскую деятельность. В том смысле, что руководитель практики (методист, наставник) обучает студента, т. е. преподает ему некую учебную дисциплину.

При этом в п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлена возможность заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем) на оказание преподавательских услуг. Но с существенной оговоркой. Поставщиком (исполнителем) данных услуг должно выступать только физическое лицо.

Таким образом, проведение практики у единственного поставщика – организации, являющейся базой практики, – по данному основанию не представляется возможным.

Какие же варианты допустимы при заключении соответствующего контракта между организациями? Исходя из пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, основания для закупки у единственного поставщика при организации практики студентов могут быть следующими:

1 если сумма контракта не превышает 100 тыс. руб. При этом годовой объем закупок заказчика по данному основанию не должен превышать 2 млн руб., или 5% совокупного годового объема закупок, и не должен составлять более чем 50 млн руб.;

2 если контракт заключает государственная (муниципальная) образовательная организация на сумму не выше 400 тыс. руб. При этом годовой объем закупок по данному основанию не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок и не должен составлять более чем 20 млн руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в каждом случае закупки у единственного поставщика заказчик должен составить отчет с обоснованием необходимости такого контракта. Указанное требование является спорным. Если есть установленный законом перечень конкретных случаев, когда возможна закупка у единственного поставщика, то зачем, а главное – каким образом заказчик должен делать обоснование своего выбора? Тем не менее правила должны быть соблюдены. Требования к порядку составления отчета и его форме Законом № 44-ФЗ не установлены. Примерную форму документа см. ниже.

Согласно ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика контракт должен содержать расчет и обоснование цены. Поскольку целями Закона № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 1) является в т. ч. повышение эффективности, результативности осуществления закупок.

Кроме того, в обосновании цены заказчиком реализуется принцип обеспечения конкуренции.

Так, в ч. 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в т. ч. к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Отчет
о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов
определения поставщика (подрядчика, исполнителя),
обоснования цены контракта и иных существенных условий
исполнения контракта при осуществлении закупки у единственного
поставщика для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

Обоснование цены осуществляется путем определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) в порядке, установленном ст. 22 Закона № 44-ФЗ, с использование одного или нескольких методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) – является приоритетным;
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Содержание договора

Содержание договорных отношений между учебным заведением и организацией – базой практики, вытекает из норм Положений № 291 и № 1154. В частности, образовательные организации:

  • планируют и утверждают в учебном плане все виды и этапы практики в соответствии с основными профессиональными образовательными программами с учетом специфики деятельности организаций;
  • разрабатывают и согласовывают с организациями программы практики, ее содержание и планируемые результаты;
  • осуществляют руководство практикой;
  • контролируют реализацию программы практики и условия ее проведения организациями, в т. ч. требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, включая отраслевые;
  • формируют группы в случае применения групповых форм проведения практики;
  • определяют совместно с организациями процедуру оценки общих и профессиональных компетенций обучающегося, освоенных им в ходе прохождения практики;
  • разрабатывают и согласовывают с организациями формы отчетности и оценочный материал прохождения практики.

Нормативный документ

Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта утверждены приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.

В свою очередь, согласно пп. 14, 15 Положения № 291, п. 14 Положения № 1154 организации – базы практики:

  • согласовывают программы практики, ее содержание и планируемые результаты, задание на практику;
  • предоставляют рабочие места обучающимся, назначают руководителей практики от организации, определяют наставников;
  • участвуют в определении процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики;
  • участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных на практике;
  • при наличии вакансий могут заключать с обучающимися срочные трудовые договоры;
  • обеспечивают безопасные условия прохождения практики, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
  • инструктируют обучающихся по требованиям охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правил внутреннего трудового распорядка.

В договоре следует закрепить обязанности обучающихся и порядок оформления результатов практики (пп. 18–21 Положения № 291, п. 9, 15–17 Положения № 1154).

Запомнить

Статья 8 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, с тем чтобы любое заинтересованное лицо имело возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом требуется соблюдение принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Пример 1

В г. Москве сложился обычай, когда в рамках организации производственной практики для студентов между школой и вузом заключается соглашение о сотрудничестве, не несущее в себе финансовых обязательств. При этом занятые в качестве руководителей практики (методистов) учителя школы принимаются на работу по совместительству в вуз и там получают денежное вознаграждение за обучение студентов.

В данном случае нарушаются сразу нескольких федеральных законов:

1) одно юридическое лицо оказывает услуги другому юридическому лицу, которые не освобождены от уплаты НДС. То есть нарушены нормы гл. 21 Налогового кодекса РФ;

2) не выполнены требования Закона № 44-ФЗ;

3) учителя выполняют работу в школе, а зарплату получают в вузе, что не соответствует требованиям трудового законодательства (т. е. не соблюдены нормы ТК РФ).

Запомнить

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пп. 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта должен разместить в Единой информационной системе (на официальном сайте) соответствующее извещение (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В остальных случаях размещать извещение не требуется.

Алгоритм действий

По общим правилам процедура заключения контракта с единственным поставщиком состоит в следующем:

1) выбор предполагаемого единственного поставщика, если таковой не определен в силу закона;

2) обращение о согласовании заключения (возможности заключения) контракта с единственным поставщиком (при необходимости);

3) разработка и утверждение проекта контракта;

4) расчет и обоснование цены контракта;

5) подписание контракта;

6) подготовка отчета с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком;

7) подготовка и направление уведомления об осуществлении закупки у единственного поставщика (при необходимости).

Согласование контракта

Заключение (возможность заключения) контракта с единственным поставщиком требует согласования с контролирующими структурами лишь в случаях, установленных пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:

1 признание несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом и принятие заказчиком решения об осуществлении закупки у единственного поставщика;

2 признание несостоявшимся открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений.

Контролирующими органами в данном случае являются:

  • ФАС России – при закупках для федеральных нужд;
  • Рособоронзаказ – при закупках в рамках государственного оборонного заказа;
  • уполномоченный контролирующий орган субъекта РФ – при закупках для нужд субъекта РФ;
  • уполномоченный контролирующий орган муниципального образования – при закупках для муниципальных нужд.

Нужна ли лицензия

Предоставление базы для производственной практики студентов (учащихся) вузов (колледжей) образовательной услугой не является и соответственно не подпадает под категорию операций, не подлежащих обложению НДС (ст. 149 Налогового кодекса РФ).

Более того, на данную услугу не распространяются правила лицензирования.

Запомнить

Образовательная деятельность подлежит лицензированию по видам и уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (ст. 91 Закона № 273-ФЗ).

Пример 2

Из пункта 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966) следует, что услуги по предоставлению мест студентам в целях формирования, закрепления, развития ими практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной педагогической деятельностью (т. е. для прохождения учебной и производственной практики), не является самостоятельным видом лицензируемой деятельности.

Студент проходит практику в рамках профессионального обучения, осуществляемого заказчиком, и под его контролем. Следовательно, лицензию на реализацию профессиональной образовательной программы должен иметь сам заказчик.

Таким образом, наличие лицензии не является обязательным условием при отборе организации – базы практики. А денежная сумма, уплачиваемая организации на проведение практики, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в размере 18%.

мнение специалиста

Наталья Ковалева,
начальник отдела нормативного обеспечения Департамента
бюджетного процесса, учета и отчетности Минобрнауки России,
аттестованный консультант по налогам и сборам

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 273-ФЗ в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные и медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Таким образом, необходимость лицензирования организации – базы практики зависит от того, осуществляет ли она образовательную деятельность. Если осуществляет, то необходима лицензия. Если такие организации предоставляют только базу практики, то лицензия не требуется.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×