Закон № 44-ФЗ подкорректировали

653
 Кичанов С.
Эксперт ТН «Госзакупки» Международного центра финансово-экономическо- го развития
В начале лета текущего года претерпел существенные поправки Закон № 44-ФЗ. Новации коснулись контрактов с единственным поставщиком, малых закупок, оформления документации и др. Отметим основные изменения, которые необходимо учитывать заказчикам для осуществления закупочных процедур.

Объем закупок

Одним из ключевых уточнений стало введение в п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ определения совокупного годового объема закупок. Под ним понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в т. ч. для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в течение него.

Данная поправка изменила предыдущий порядок расчета совокупного годового объема закупок, который формировался в соответствии с планом-графиком. Кроме того, упростилось определение:

  • совокупного годового объема закупок на этапе планирования;
  • объема закупок среди СМП и СОНО;
  • выбора условий создания контрактной службы или назначения контрактного управляющего;
  • объемов закупок путем проведения запроса котировок и малых закупок у единственного поставщика на основании пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Закупки у СМП и СОНО

Внося изменения в положения ст. 30 Закона № 44-ФЗ, законодатель уточнил, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, путем:

  • проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП и СОНО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.;
  • осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

В свою очередь, согласно ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ при определении объема закупок у СМП и СОНО в расчет совокупного годового объема не включаются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Объем закупок среди СМП, СОНО включается в соответствующий отчет, форма, порядок подготовки и размещения в единой информационной системе (ЕИС) которого будут определяться Правительством РФ.

Таким образом, можно сделать вывод, что если заказчик в силу небольшого совокупного годового объема закупок запланирует осуществить их все у единственных поставщиков, с него снимается обязанность по осуществлению закупок среди СМП и СОНО.

Поскольку отсутствует совокупный годовой объем закупок, предусмотренный ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. Важные изменения коснулись порядка привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО в случае установления соответствующего требования в извещении об осуществлении закупки (если поставщик (подрядчик, исполнитель) не является СМП, СОНО).

Сейчас условие о субподрядчиках и соисполнителях из числа СМП и СОНО включается в контракты с отражением объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Соответственно, данный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных у СМП и СОНО, и включается в отчет.

В целях поддержки СМП и СОНО законодатель ввел ч. 8 в ст. 30. В ней определено, что в случае, если в извещении о закупке установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП и СОНО, то в контракт включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания документа об их приемке.

Запомнить

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 140-ФЗ действия положений ст. 30 Закона № 44-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Извещения и документация

В статье 31 Закона № 44-ФЗ законодатель исключил такое требование, как правомочность участника закупки заключать контракт. Кроме того, изменены формулировки в ч. 5. «Единые и дополнительные требования» к участникам конкретизированы на «требования в соответствии с ч. 1, 1.1 и 2 рассматриваемой статьи». В их число входит в т. ч. право требования об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), которое указывается заказчиком в извещении и документации о закупке.

В связи с этим комиссия по осуществлению закупок должна проверять соответствие участников закупок только требованиям:

1 установленным согласно законодательству РФ к лицам, которые производят поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2 об отсутствии в РНП информации об участнике закупки (в т. ч. об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица).

Запомнить

В отношении отдельных видов закупок комиссия по их осуществлению проверяет соответствие дополнительным требованиям, закрепленным в ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, если они установлены Правительством РФ. Также она вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пп. 3–5, 7–9 ч. 1 ст. 31.

Рекомендуем внести изменения в извещения и документацию о закупках при проведении:

  • открытого конкурса и электронного аукциона: 1 в извещении указать требования к участникам, в т. ч. об отсутствиив РНП информации о них, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть ими предоставлены в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ;
    2 в документации уточнить, что заявка на участие должна содержать в т. ч. идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, документы, подтверждающие право участника на получение преимуществ в соответствии со ст. 28 и 29 Закона № 44-ФЗ (или заверенные копии таких документов), указать требование о предоставлении декларации о принадлежности участника к СМП, СОНО в случае установления ограничения по ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. А также убрать требование о предоставлении документов или их копий, подтверждающих правомочность участников закупки. Срок подачи заявок на участие в электронном аукционе должен быть продлен так, чтобы период с даты размещения изменений в извещении и документации до даты окончания срока подачи заявок составлял не менее 15 дней. Или если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб. не менее чем 7 дней;
  • запроса котировок: 1 установить требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в соответствии с п. 1 ч. 1, ст. 1.1 (при наличии) ст. 31 Закона № 44-ФЗ;
    2 установить дополнительно форму заявки на участие в запросе котировок, подаваемой в форме электронного документа;
    3 при указании срока подачи заявок отметить, что их прием прекращается с наступлением времени вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов (решена правовая коллизия о невозможности подачи заявок на участие в запросе котировок перед вскрытием конвертов);
    4 в связи с установлением императивной нормы к составу заявки установить, что она должна содержать наименование, место нахождения (для юрлица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физлица), банковские реквизиты участника закупки, а также: согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении, наименование и характеристики поставляемого товара; предложение о цене контракта; документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ согласно ст. 28, 29 Закона № 44-ФЗ (их копии); идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок; декларацию о принадлежности участника запроса котировок к СМП, СОНО в случае установления заказчиком ограничения по ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

Запомнить

В документации об электронном аукционе заказчик может установить требования о предоставлении копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги нормам, установленным законодательством РФ. При этом не допускается требовать указанные документы, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром.

Процедура закупки

Изменения коснулись порядка проведения запроса котировок. В частности, уточнено, что котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками и открывает доступ к заявкам, поданным в форме электронных документов, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками и открытие доступа к электронным заявкам (с обязательным объявлением места, даты и времени данной процедуры), их рассмотрение и оценка осуществляются в один день, т. е. рассмотрение заявок сокращено на один рабочий день. Обязательным является объявление наименования (для юрлица), фамилии, имени, отчества (для физлица), почтового адреса каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой которого вскрывается (открывается доступ к электронной заявке), предложения о цене контракта, указанные в заявках.

Поправками решен вопрос о действиях заказчика, если электронный аукцион признан несостоявшимся. Имеются в виду случаи, когда аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об аукционе, всех вторых частей заявок на участие или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки.

Пример

Если аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям только одной второй части заявки, контракт с участником аукциона, подавшим ее, заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в порядке, установленном ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

Если же решено, что требованиям не соответствуют все вторые части заявок, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости в план закупок). А закупка осуществляется путем проведения запроса предложений согласно п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом.

Определено, что заключение контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся конкурентных закупок на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и согласование такого заключения является для заказчика обязательным.

Обращение заказчика о согласовании направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение 10 дней с даты размещения в ЕИС протоколов, информирующих о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. Срок согласования не должен превышать 10 рабочих дней с даты поступления обращения.

Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем 20 дней с даты получения заказчиком согласования. Либо по результатам несостоявшегося запроса котировок не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола.

Запомнить

Законом № 140-ФЗ исключена обязанность заказчиков по предоставлению возможности получения в режиме реального времени полной информации о вскрытии конвертов с заявками на участие в запросе котировок и (или) об открытии доступа к поданным в форме электронных документов.

Малые закупки

Согласно новациям годовой объем всех закупок на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. по одному контракту, не должен быть более 2 млн руб. (или 5% совокупного годового объема закупок) и составлять не более 50 млн руб.

Указанные ограничения не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для нужд федеральных госорганов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ и Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок производится раздельно (для каждого органа).

Поскольку действия положений п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г., в настоящий момент заказчики могут самостоятельно определить верхнюю границу годового объема малых закупок, в зависимости от финансового обеспечения закупок, запланированных на текущий год. И далее выбрать вариант закупок: 1 в объеме не более 2 млн руб. – при небольшом финансировании;
2 в объеме, не превышающем 5% совокупного годового объема закупок заказчика, но не более 50 млн руб., – при достаточном финансовом обеспечении.

Из обязанностей заказчика исключили обязанность по документальному оформлению отчета с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных его существенных условий. Сам контракт не должен содержать расчет и обоснование цены.

Что касается обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то краткий анализ положений ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, по нашему мнению, не исключает данной обязанности для заказчика.

При малых закупках заказчик может применять метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и выбрать, например, на основании коммерческих предложений с равными условиями поставки товара то из них, которое содержит наименьшую цену. То есть заключить контракт не по средней цене, а по цене, предлагаемой единственным поставщиком.

Запомнить

Согласно ст. 73 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств (казенные учреждения и органы власти) обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных (муниципальных) контрактов. Бюджетные учреждения могут устанавливать аналогичные реестры самостоятельно.

Устные сделки не запрещены

В часть 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ возвращено условие, что контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) для совершения сделок. В соответствии со ст. 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Таким образом, контракт может быть заключен на основании ст. 434 ГК РФ в той форме, в какой стороны договорились, и он считается заключенным после придания ему условленной формы, т. е. он может быть заключен устно или письменно. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также посредством обмена документами с помощью почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. В части 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ уточнено, что по результатам отдельного этапа исполнения контракта отчет об этом готовить и размещать в ЕИС не надо.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль