Законы о взносах: новая редакция с 2015 года

707
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
В связи с принятием Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ с 1 января 2015 г. вступит в силу множество изменений в законодательные акты по вопросам обязательного социального страхования. Расскажем о наиболее важных новшествах.

Начисление

Выплаты при увольнении. По действующим правилам не подлежат обложению страховыми взносами установленные законодательством компенсационные выплаты, связанные с увольнением.

Исключением является лишь компенсация за неиспользованный отпуск. Взносы с нее уплачиваются на общих основаниях (подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

С 2015 г. перечень облагаемых компенсаций, выплачиваемых при увольнении, будет расширен. Наряду с компенсацией за неиспользованный отпуск в него войдут:

  • выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный – для работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей);
  • компенсация руководителю (заместителю руководителя, главному бухгалтеру) в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Таким образом, суммы, не превышающие указанные размеры, выведены из-под обложения взносами.

Аналогичные правила будут применяться и при уплате взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее – Закон № 125-ФЗ). А вот в отношении НДФЛ этот порядок действует уже три года (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Выплаты северянам. Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены определенные льготы.

По действующим правилам не облагается взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). В случае проведения отпуска за границей не подлежит обложению стоимость проезда или перелета от места отправления до пункта пропуска через границу (включая провоз багажа весом до 30 кг).

С нового года оплата проезда членов семьи работника будет облагаться взносами. В то же время освобождение от обложения стоимости провоза багажа будет применяться и при проведении отпуска в России. Кроме того, уточнено понятие «пункт пропуска через границу». По новым правилам таковым признается в т. ч. международный аэропорт, в котором отпускники проходят пограничный контроль.

Аналогичные правила будут применяться при уплате взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (подп. 8 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ).

Ранее точки зрения судей и чиновников по вопросу, что следует считать пунктом пропуска, расходились. По мнению ФСС РФ таковым является здание аэропорта, из которого вылетает работник (письмо от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985). Соответственно, не облагается взносами только компенсация расходов по проезду до аэропорта.

В то же время суды считали, что от взносов освобождается компенсация стоимости авиационного перелета от места отправления до фактического пересечения границы и обратно (постановления Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 7828/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 28.02.2014 по делу № А81-2755/2013, от 05.11.2013 по делу № А81-249/2013, ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2013 по делу № А26-116/2012).

Если под пунктом пропуска через границу понимать здание аэропорта, получается, что обязанность страхователя по уплате взносов ставится в зависимость от вида транспорта, которым работник будет добираться до места проведения отпуска.

При следовании железнодорожным или автомобильным транспортом организация имеет право не облагать страховыми взносами компенсацию проезда работника по территории России в полном размере, а при следовании этого же работника к месту отдыха за границу на самолете – только до аэропорта. Тем самым нарушается принцип равенства обложения взносами.

Выплаты временно пребывающим иностранцам. Сейчас пенсионные взносы начисляются на выплаты иностранцам и лицам без гражданства, которые временно пребывают на территории России и заключили любой из следующих договоров:

  • трудовой договор на неопределенный срок;
  • срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Об этом сказано в действующей редакции п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». С нового года эта норма изменится. Пенсионные взносы с выплат временно пребывающим иностранцам (лицам без гражданства) нужно будет начислять в любом случае вне зависимости от срока договора.

Уплата

Пени за просрочку. Уточнен порядок начисления пеней за просрочку уплаты взносов. Сейчас из Закона № 212-ФЗ не ясно, в какой день прекращается начисление пеней – в день представления платежного документа в банк или только на следующий день.

Минтруд России считает, что день исполнения обязанности по уплате страховых взносов не должен включаться в период начисления пеней (письмо от 16.05.2014 № 17-4/В-211). Свою точку зрения он обосновывает положениями п. 1 ч. 5 ст. 18 Закона № 212-ФЗ, согласно которым обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной со дня предъявления в банк поручения. Таким образом, день исполнения обязанности по уплате взносов не может быть одновременно днем просрочки исполнения этой обязанности.

Суды придерживаются такого же мнения (определение ВАС РФ от 22.08.2011 № ВАС-10808/11, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.03.2012 № А19-15700/2011).

Тем не менее законодатель решил изменить этот подход. С 2015 г. пени начисляются со дня, следующего за установленным сроком уплаты взносов, по день их уплаты (взыскания) включительно (ч. 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ). Следовательно, день уплаты взносов нужно будет включать в период просрочки.

Зачет переплаты. В настоящее время в ч. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ установлен запрет на зачет излишне уплаченных взносов между разными внебюджетными фондами (например, ПФР и ФФОМС). С 2015 г. ситуация изменится. Если разные взносы администрирует один и тот же фонд, зачет будет возможен.

Таким образом, у организаций появится возможность зачесть излишне уплаченные взносы в ПФР в счет взносов в ФФОМС и наоборот, т. к. и те и другие взносы администрирует ПФР (ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ).

Кроме того, можно будет зачесть взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и наоборот. И те и другие администрирует ФСС РФ.

В любом случае для зачета от организации потребуется заявление по форме 22-ПФР или форме 22-ФСС РФ (утв. приказом Минтруда России от 04.12.2013 № 712н). Его можно составить на бумаге или в форме электронного документа.

Отсрочки и рассрочки. В настоящее время п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ за фондами закреплено право предоставлять отсрочки и рассрочки погашения сумм задолженности по взносам (пеням, штрафам) в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.

Проблема заключается в том, что ни порядок, ни случаи предоставления отсрочек и рассрочек ни в одном законе не установлены. А использовать механизм, предусмотренный для отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (гл. 9 НК РФ), в данном случае некорректно.

В результате на заявления организаций об отсрочке или рассрочке погашения сумм задолженности по страховым взносам чиновники ПФР или ФСС РФ как под копирку штамповали отказы, обжаловать которые было бесполезно (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2013 по делу № А75-5981/2012, Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 № 16929/12).

Однако со следующего года организации смогут вполне легально получить отсрочку или рассрочку. Закон № 212-ФЗ дополнен ст. 18.1–18.5, определяющими случаи и порядок их предоставления.

Для получения отсрочки или рассрочки учреждение должно подать заявление (его форма пока не утверждена) в фонд и приложить к нему документы, указанные в ч. 1 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ: акт сверки с фондом, справку из налоговой инспекции с перечнем открытых счетов в банках и др.

Решение об отсрочке принимает тот фонд, который администрирует взносы. Это означает, что решения по взносам в ФФОМС будет принимать ПФР (ст. 18.3 Закона № 212-ФЗ).

Основания для предоставления отсрочки (рассрочки) перечислены в ч. 3 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ:

  • причинение организации ущерба из-за форс-мажорных обстоятельств – стихийного бедствия, технологической катастрофы и т. п. При этом плательщик страховых взносов должен располагать заключением о факте наступления этих обстоятельств и актом оценки ущерба (ч. 2 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ). Их выдает региональное управление МЧС России;
  • неперечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов денежных средств из бюджета, в т. ч. в счет оплаты оказанных услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд. В этом случае потребуется документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме, которая не перечислена из бюджета, либо документ государственного (муниципального) заказчика с данными о суммах, которые не перечислены в счет оплаты оказанных услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд (ч. 4 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ);
  • сезонный характер производства. Организации потребуется справка о том, что в общем доходе от реализации товаров, работ, услуг доля дохода от сезонных видов деятельности (по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382) составляет не менее 50% (ч. 5 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ). При предоставлении отсрочки (рассрочки) по этому основанию на сумму задолженности будут начисляться пени.

Отсрочку (рассрочку) можно будет получить по всем видам взносов, за исключением тех, которые направляются на накопительную часть пенсии (ч. 4 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ).

Представление отчетности

Если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, превысила за предшествующий год 50 чел., то организация обязана отчитываться перед фондами в электронном виде. Такие правила закреплены в действующей редакции ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ. Порядок оформления и представления электронной отчетности содержится в постановлении Правительства РФ от 07.07.2011 № 553.

В следующем году плательщиков взносов ждут два изменения. Во-первых, порог среднесписочной численности физических лиц, при котором отчетность представляется в электронном виде, будет снижен с 50 до 25 чел. А во-вторых, постановление Правительства РФ от 07.07.2011 № 553 применяться не будет. Вместо этого вводится требование, что отчетность должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

При проставлении усиленной подписи используется криптографическое преобразование информации. Проще говоря, данные о лице, подписавшем электронный документ, шифруются при помощи специальной программы. Внести изменения в документ с усиленной подписью уже невозможно. Ключ проверки электронной подписи указывается в квалифицированном сертификате. Такие ключи выдают аккредитованные удостоверяющие центры (ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

Сейчас взносы считаются в полных рублях, копеечные суммы округляются (ч. 7 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Однако со следующего года округление отменяется. Сумма взносов, подлежащая перечислению в фонды, будет определяться в рублях и копейках.

Информационный обмен

Реорганизация, ликвидация, изменение количества обособленных подразделений. Сегодня организации обязаны письменно сообщать в фонды (ч. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ):

  • о создании или закрытии обособленных подразделений. На это отводится месяц со дня создания или закрытия подразделения (прекращения деятельности через него);
  • своей реорганизации или ликвидации. На это отводится три дня с даты принятия решения.

С 2015 г. сообщать об этих фактах будет не нужно. Часть 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ утрачивает силу. Однако остается не ясным, как быть, если, скажем, месячный срок начинает течь в 2014 г., а его окончание приходится на 2015 г. Видимо, в такой ситуации сообщить о создании (закрытии) подразделения все же придется.

Запросы в банки. До сих пор фонды, в отличие от налоговых органов, не могли направлять в банки запросы о наличии счетов у организаций. Теперь же в новой ч. 6.1 ст. 24 Закона № 212-ФЗ предусмотрена обязанность банков выдавать фондам по их запросу справки о наличии у той или иной организации счетов, об остатках на них, а также выписки по операциям.

Запрашивать эту информацию фонды смогут только в двух случаях (ч. 6.2 ст. 24 Закона № 212-ФЗ): при проведении выездных или камеральных проверок и при вынесении решения о взыскании взносов (пеней, штрафов) за счет денежных средств, находящихся на счетах. Впрочем, второй случай к учреждениям не относится: взыскание недоимки с них производится только в судебном порядке (п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

Контроль

Продление выездной проверки. Действующая редакция Закона № 212-ФЗ не предусматривает возможность продления выездной проверки. Ее срок не может превышать двух месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). После вступления в силу изменений специалисты фондов будут иметь возможность продлить выездную проверку до четырех и даже до шести месяцев. Для этого предусмотрены следующие основания (ч. 11.1 ст. 35 Закона № 212-ФЗ):

  • получение от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации о нарушении плательщиком законодательства о страховых взносах, требующей дополнительной проверки;
  • наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится проверка;
  • проведение проверки организации, которая имеет несколько обособленных подразделений. Если таких подразделений четыре и более, проверка продлевается до четырех месяцев, если десять и более – до шести месяцев;
  • непредставление плательщиком документов, необходимых для проведения проверки.

Отметим, что схожий перечень оснований предусмотрен и для продления выездной налоговой проверки (приложение 2 к приказу ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@).

Кроме того, ст. 35 Закона № 212-ФЗ дополнена ч. 24–27 о повторной выездной проверке. Повторной признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период (ч. 24 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Повторную выездную проверку смогут проводить (ч. 26 ст. 35 Закона № 212-ФЗ):

  • вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов – в порядке контроля за деятельностью органа, проводившего проверку;
  • фонд, ранее проводивший проверку, – в случае представления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, в котором указана уменьшенная сумма страховых взносов.

Однако бояться повторной проверки организации едва ли стоит. Даже если контролеры обнаружат нарушения, которые не были выявлены при первоначальной проверке, оштрафовать организацию они не смогут. Исключение сделано лишь для случая, когда организация при первоначальной проверке договорилась с проверяющими и те «не заметили» нарушения (ч. 27 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Согласно п. 4 ч. 6 ст. 39 Закона № 212-ФЗ при рассмотрении материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает наличие обстоятельств, исключающих вину организации в совершении нарушения, а также смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Со следующего года это норма будет изменена. Из нее исключается упоминание о смягчающих и отягчающих обстоятельствах. Фонды больше не будут их устанавливать. Соответственно, утрачивает силу и ст. 44 «Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения» Закона № 212-ФЗ.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×