Судьбу театральных грантов решают органы власти

715
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
Один раз в три года каждый российский театр, находящийся в ведомственной подчиненности у субъекта РФ или муниципалитета, может стать счастливым обладателем дополнительной финансовой помощи от государства в виде гранта. В зависимости от специализации учреждения (музыкальный, драматический, кукольный театр) господдержка составляет от 3 млн до 18 млн руб. Такие условия установлены Постановлением № 354.

Кому, за что и сколько

В соответствии с Постановлением № 354 государственная поддержка (грант) может быть оказана как государственным (муниципальным) театрам, имеющим статус бюджетного или автономного учреждения, так и независимым театральным коллективам.

Под последними понимаются некоммерческие организации, созданные в форме автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, фонда или частного учреждения.

Подчеркнем, что положения Постановления № 354 распространяются на бюджетные и автономные учреждения, находящиеся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований. Средства выделяются за счет ассигнований из федерального бюджета и направляются на места в виде:

1 иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ. То есть напрямую учреждениям гранты не поступают. Театрам их должны «выдавать» органы исполнительной власти регионов либо муниципалитетов (они в свою очередь получают трансферты из бюджетов субъектов РФ);

2 субсидий некоммерческим организациям.

Гранты могут быть потрачены только на определенные цели. К таковым Правительство РФ отнесло: создание и показ новых постановок спектак лей; проведение гастролей в Российской Федерации и за рубежом, фестивалей, мастер-классов, лабораторий, семинаров, выставок по актуальным проблемам современного театра (п. 7 Правил предоставления грантов бюджетным и автономным учреждениям, п. 5 Правил предоставления грантов независимым театральным коллективам).

Общий объем ежегодной господдержки на реализацию творческих проектов составляет 100 млн руб. в год (подп. «а» п. 2 Постановления № 354). Причем распределены они между театрами различной направленности неоднородно. Больше всего дотаций предусмотрено организациям с музыкальным уклоном (театры оперы и балета, театры музыкальной комедии, театры оперетты). Сумма одного гранта для музыкального театра составляет 18 млн руб., а всего на поддержку таких коллективов выделено 54 млн руб. в год, что соответствует 3 грантам.

Грант для театров, специализирующихся на драматическом искусстве и детско-юношеском репертуаре, на порядок ниже, чем у певцов и танцоров. Они могут рассчитывать лишь на 8 млн руб. Однако здесь увеличивается число претендентов – планируется выдавать ежегодно 5 грантов. В самом невыгодном положении – театры кукол. Они могут получить в качестве единовременной господдержки по 3 млн руб. – в 6 раз меньше, чем музыкальные театры. Да и грантов на них предусмотрено только 2 (6 млн руб. в год).

Обращаем внимание, что указанные выше денежные средства будут «раскидываться» по всей стране тем театрам, которые выдержат конкурсные испытания. То есть в общей сложности ежегодно гранты смогут получить 10 творческих коллективов. Между тем театров в России огромное количество (см. табл. 1).

Данные Российского статистического ежегодника – 2013, опубликованные на сайте Росстата (http://www.gks.ru)

Конечно, сведения Росстата можно рассматривать лишь условно: они включают всю совокупность учреждений, в т. ч. федерального уровня. При этом частники и небольшие муниципальные коллективы в госстатистику могут и не попасть.

Но число театров объективно растет. Исходя из Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1019-р) с 1993 по 2009 г. их стало больше на 40%: с 427 до 601.

Запомнить

Гранты в виде субсидий могут предоставляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая те из них, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя (ч. 4 ст. 78.1 БК РФ).

На каком основании

Правовые основания для предоставления грантов в форме субсидий юридическим и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг закреплены в Бюджетном кодексе РФ (далее – БК РФ). Соответствующие положения внесены Федеральным законом от 02.07.2013 № 181-ФЗ в ст. 78 и 78.1 Кодекса.

Так, согласно решению Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица либо высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление грантов, в т. ч. на конкурсной основе:

  • юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (ч. 7 ст. 78 БК РФ);
  • некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, в частности бюджетным и автономным учреждениям (ч. 4 ст. 78.1 БК РФ).

Порядок предоставления указанных субсидий устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым ч. 7 ст. 78 и абзацем первым ч. 4 ст. 78.1 БК РФ.

Вернемся к формам финансового обеспечения грантов, которые закреплены в Постановлении № 354. Господдержка в виде иных межбюджетных трансфертов предполагает, что средства федерального бюджета будут переводиться в региональный бюджет для последующего предоставления грантов либо напрямую подведомственным театрам, либо – местным бюджетам на поддержку муниципальных театральных коллективов согласно ст. 132.1 БК РФ. Соответственно, чтобы иметь право на получение такого федерального трансферта, региональные и муниципальные органы власти должны:

1 сами оказывать подведомственным театральным коллективам финансовую поддержку в порядке, установленном ч. 4 ст. 78.1 БК РФ. С этой целью следует издать документ, утверждающий решение высшего должностного лица субъекта РФ (высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) или местной администрации о предоставлении государственным (муниципальным) театрам грантов в форме субсидий по результатам проводимых уполномоченными органами исполнительной власти (органами местного самоуправления) конкурсов;

2 при планировании бюджетов на очередной год и плановый период предусмотреть в них необходимые расходные обязательства и утвердить в законе или ином правовом акте субъекта РФ (муниципального образования). На это указывают пп. 4, 5 Правил предоставления грантов бюджетным и автономным учреждениям.

Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений) будут перечисляться на расчетные счета, открытые им в кредитных организациях (п. 11 Правил предоставления грантов независимым театральным коллективам). В данном случае органам власти важно донести до независимых театров порядок финансового контроля использования бюджетных средств. А именно – необходимость своевременного предоставления отчетов, проведения плановых и внеплановых проверок как непосредственно Минкультуры России, так и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

В случае обнаружения фактов нарушения условий предоставления субсидий, средства должны быть возвращены в доход федерального бюджета. Вместе с тем в Постановлении № 354 не прописано, в какие сроки и с какой периодичностью будут проводиться проверки.

И иной межбюджетный трансферт, и субсидия предполагают наличие соглашения, одной из сторон которого выступает Минкультуры России. В первом случае документ заключается с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, во втором – с некоммерческой организацией.

В соглашении в обязательном порядке должен быть прописан ряд условий, в т. ч. какой конкретно организации и в каком объеме предполагается направить средства господдержки (см. табл. 2).

Внимание, конкурс!

Предоставляют гранты на конкурсной основе путем отбора наиболее успешных творческих проектов. Проводить такой отбор поручено экспертному совету, в состав которого должны входить представители заинтересованных федеральных, региональных, муниципальных органов власти, театрального сообщества и общественных организаций. Функции формирования состава совета взяло на себя Минкультуры России, оно же будет утверждать перечни получателей иных межбюджетных трансфертов (т. е. уполномоченных органов власти субъектов РФ) и независимых театральных коллективов. Таким образом, последнее слово в принятии решения, кому и сколько дать денег, решает министерство.

При оценке творческих проектов будут использовать несколько общих критериев:

  • художественная ценность;
  • наличие квалифицированного художественно-артистического персонала;
  • ожидаемый социально-культурный эффект.

Кроме того, независимые театральные коллективы дополнительно протестируют по таким показателям, как:

  • уровень финансирования творческого проекта из внебюджетных источников;
  • территориальное расположение и степень обеспечения населения услугами театров в соответствующем субъекте РФ (с учетом соблюдения социальных нормативов).

Из чего следует, что предпочтение при выдаче грантов будет отдаваться все-таки бюджетным и автономным учреждениям. При прочих равных условиях независимому театру нужно еще доказать, что на определенной территории он единственный сможет удовлетворить потребность зрителя в том или ином виде искусства (т. е. альтернатива со стороны государственных и муниципальных конкурентов отсутствует).

Правила проведения конкурсного отбора творческих проектов театров, являющихся бюджетными и автономными учреждениями субъектов РФ, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, а также независимыми театральными коллективами, утверждены приказом Минкультуры России от 27.05.2014 № 885 (далее – Правила № 885). Этот же приказ ввел в действие формы заявок на участие в конкурсах (для бюджетных, автономных учреждений и независимых коллективов) и отчета об использовании средств господдержки.

Для театров и курирующих их органов власти важно не пропустить период приема заявок. Извещение об этом размещается на официальном сайте Минкультуры России (http://www.mkrf.ru) не позднее чем за 15 календарных дней до окончания срока приема заявок.

Запомнить

В случае несоблюдения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ условий, целей и порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов, которые определены соглашением, Минфин России приостанавливает перечисление этих трансфертов (п. 14 Правил предоставления грантов бюджетным и автономным учреждениям).

Пример

В 2014 г. Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России проводил прием заявок в целях конкурсного отбора творческих проектов театров для предоставления господдержки (гранта) с 1 по 16 июля.

Победителей конкурса силами экспертного совета определяют в течение 45 календарных дней после окончания приема заявок. При этом театральным коллективам может быть выделено в виде гранта от 30 до 100% расходов, указанных ими в сметах затрат на реализацию творческих проектов (п. 8 Правил № 885).

Запомнить

По итогам проведения конкурсного отбора ежегодно приказом Минкультуры России будет утверждаться перечень государственных (муниципальных) театров – получателей иных межбюджетных трансфертов на оказание государственной поддержки (грантов), а также театральных коллективов – получателей субсидий. Рейтинги участников и перечень победителей конкурсного отбора будут опубликованы на сайте министерства не позднее, чем через 45 календарных дней со дня окончания приема заявок (п. 11 Правил № 885).

Отчетность

Как государственные (муниципальные) учреждения, так и независимые театральные коллективы обязаны отчитаться перед Минкультуры России о потраченных средствах господдержки. Правда, за бюджетников и автономщиков это сделают уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку деньги в виде иного межбюджетного трансферта получают они.

Срок предоставления отчета о произведенных расходах для всех пользователей установлен одинаковый – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным годом. При этом, если на 1 января текущего финансового года в бюджете субъекта РФ образовался неиспользованный остаток средств иного межбюджетного трансферта, то возможны два варианта:

1 возврат денег в федеральный бюджет;

2 увеличение расходной части регионального бюджета на сумму, не превышающую остатка трансферта.

Данное решение принимается Минкультуры России при наличии потребности в неиспользованных средствах.

Форма отчета об использовании средств государственной поддержки проектов театров, являющихся бюджетными и автономными учреждениями субъектов РФ, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, а также независимыми театральными коллективами, утверждена Правилами № 885. Она представляет собой небольшую табличку, включающую такие показатели, как:

  • наименование статей сметы расходов (приложение к соглашению);
  • объем фактически выполненных работ, оказанных услуг в соответствии с соглашением;
  • наименование организаций, с которыми заключены договоры на выполнение работ (оказание услуг);
  • предмет договора;
  • номера договоров, счетов, подтверждающих фактические расходы, а также платежных поручений и расходных ордеров;
  • фактически оплаченные денежные суммы.

Однако Минкультуры России требует от получателей гранта приложить к табличке развернутый текстовой отчет (в бумажном и электронном виде), где будут описаны реализованные творческие проекты, фото- и видеоматериалы.

Заключение

Таким образом, Постановлением № 354 выстроена система финансирования государственных (муниципальных) театров, которая, с одной стороны, не гарантирует предоставления средств из федерального бюджета конкретной организации (гранты «выдаются» на конкурсной основе), а с другой – обязывает региональные и местные бюджеты оказывать финансовую поддержку подведомственным учреждениям. В противном случае они не будут иметь права на получение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В связи с этим органы власти субъектов РФ должны предусмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на организацию грантовой поддержки региональных (муниципальных) театров за счет средств своих бюджетов.

Напомним, что согласно ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться:

1 с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете;

2 в текущем финансовом году после внесения изменений в закон о бюджете при наличии источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Кроме того, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ должны обеспечить здоровую конкурентную среду и своевременно довести до сведения заинтересованных независимых театральных коллективов информацию о предоставлении федеральных грантов.

Выходит, куда ни кинь – всюду зависимость от органов власти на местах. Ведь если они не проведут указанную выше работу, то либо государственные и муниципальные учреждения могут остаться без дополнительных средств (несмотря на успешное прохождение конкурсного отбора), либо независимые коллективы выпадут из конкурентной борьбы.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль