У каждой отрасли – свой единственный…

748
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
Законом о контрактной системе предусмотрены закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в т. ч. в рамках отраслевой специфики учреждений. При этом за лаконичными формулировками закона не всегда удается разглядеть сути его требований. Прокомментируем некоторые нормы бесконкурентных способов закупок.

Медицина

В данной сфере законодатель сделал «поблажки» для закупок товаров и услуг, которые в силу научно-технической отсталости не производятся (не оказываются) в нашей стране.

Лекарственные препараты. Вне конкуренции разрешены закупки лекарственных препаратов, предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

В отношении такой закупки установлены следующие ограничения:

  • цена контракта не может превышать 200 тыс. руб.;
  • объем закупаемых лекарств не должен превышать тот, что требуется пациенту в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных средств путем проведения запроса предложений по п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ;
  • предметом одного контракта не могут быть лекарственные средства, предназначенные для назначения двум и более пациентам.

При таких закупках заказчик обязан направить в уполномоченный на ведение реестра контрактов орган как сам контракт так и решение врачебной комиссии. Оно будет размещено в реестре контрактов с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Помощь за рубежом. Федеральный орган исполнительной власти имеет право заключить с иностранной организацией (как единственным исполнителем) контракт на лечение гражданина РФ за пределами нашей страны в случае, если запрос предложений, проведенный в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, признан несостоявшимся (п. 34 ч. 1 ст. 93).

По этому поводу заметим следующее. Согласно постановлению Правительства РФ от 11.11.2013 № 1011 «Об утверждении правил заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» указанные закупки осуществляет Минздрав России за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Контракт должен содержать условия, которые удовлетворяют и требованиям Закона № 44-ФЗ, и нормам законодательства государства, где находится иностранная организация:

  • перечень предполагаемых услуг, включая их количество и объем, а также сроки оказания услуг и их цену;
  • порядок и сроки перечисления иностранной организации средств на оплату услуг в иностранной валюте с учетом положений Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • порядок и сроки представления иностранной организацией отчета об оказанных услугах, содержащего достоверную информацию о ходе исполнения ею своих обязательств и результатах оказания услуг;
  • порядок и сроки осуществления Минздравом России приемки оказанных услуг в части соответствия их количества и объема требованиям, установленным контрактом, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки;
  • основания, порядок и сроки возврата иностранной организацией Минздраву России денежных средств (части денежных средств), перечисленных на оплату услуг;
  • ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контракта;
  • порядок изменения и расторжения контракта.

Запомнить

Из сферы действия п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ исключены объекты закупки, включенные в перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 № 1765-р. На них распространяется порядок закупок, установленный ст. 81, 82 Закона № 44-ФЗ.

Минздравом России утверждена типовая форма контракта (приказ от 20.01.2014 № 29н). Сроки и последовательность действий, связанных с его заключением, устанавливаются соответствующим административным регламентом ведомства (приказ Минздравсоцразвития России от 19.12.2011 № 1571н).

Заключение контракта с единственным исполнителем – иностранной организацией – может осуществляться также в случаях, предусмотренных пп. 9 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В частности, такие закупки допускаются вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы. А также при необходимости оказания медпомощи в экстренной либо неотложной форме. При этом должны соблюдаться следующие условия:

1 услуги не должны быть включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС;

2 применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Ключевым моментом здесь является чрезвычайный характер потребности в закупке. То есть факт возникновения потребности должен отвечать двум критериям в совокупности:

  • потребность должна быть объективно непредвиденной;
  • ситуация должна быть объективно непреодолимая. Предотвратить ее наступление было невозможно ни при каких обстоятельствах.

Соответственно, любые плановые закупки не могут проводиться со ссылкой на указанное основание.

Образование

Больше всего вопросов связано с бесконкурентными закупками преподавательских услуг. У заказчиков зачастую нет понимания, с кем в данном случае можно заключать контракт.

Преподавательские услуги. Пункт 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ позволяет заключать контракт с единственным исполнителем на оказание преподавательских услуг (услуг экскурсовода (гида)) физлицами. Данное основание можно применить только в случае, если преподавательские услуги (а также услуги экскурсовода (гида)) оказываются физическими лицами. И если услуги будут предоставляться на постоянной основе, то преподаватели (экскурсоводы) должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП).

Это не противоречит Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с ч. 1 ст. 21 которого образовательная деятельность может осуществляться образовательными организациями; организациями, осуществляющими обучение, а также ИП.

Требования к услугам экскурсовода (гида) прямо не урегулированы законодательством, но обязательное условие регистрации в качестве ИП вытекает из общих норм гражданского права. А именно из ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) – гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юрлица с момента госрегистрации в качестве ИП.

Запомнить

Закупка преподавательских услуг производится только у физических лиц.

Новаторские закупки. Организации, осуществляющие образовательную деятельность и признанные в соответствии с законодательством об образовании федеральными или региональными инновационными площадками, могут заключать контракты на поставки оборудования (в т. ч. его техническую эксплуатацию), программное обеспечение, необходимые для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с единственным обладателем исключительных прав на такие оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования (п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Запомнить

В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для развития системы образования, организации, реализующие их, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования (ст. 20 Федерального закона от 20.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно приказу Минобрнауки России от 23.07.2013 № 611 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется министерством на основе предложений координационного органа. В свою очередь координационный орган формирует предложения согласно результатам экспертизы проектов (программ).

Признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется на период реализации проекта (программы). По истечении срока реализации проекта (программы) по предложению координационного органа Минобрнауки принимает решение о прекращении либо о продлении деятельности площадки. Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

мнение специалиста

Маргарита Смирнова,
заместитель главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии Юго-Западного округа г. Москвы

Организацию работы со студентами в рамках прохождения ими практики учебные заведения склонны рассматривать как преподавательскую деятельность. В том смысле, что руководитель практики (методист, наставник) обучает студента, т. е. преподает ему некую учебную дисциплину.

При этом в п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлена возможность заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем) на оказание преподавательских услуг. Однако с существенной оговоркой. Поставщиком (исполнителем) данных услуг должно выступать только физическое лицо.

Таким образом, проведение практики у единственного поставщика – организации, являющейся базой практики, – по данному основанию не представляется возможным.

Культура

Что касается культуры, то здесь закупки у единственного поставщика более чем оправданны. Сложно объявить конкурс на закупку произведения искусства или архивного документа. Отметим основные положения закона.

Культурные ценности. Пунктом 10 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закреплена норма о возможности закупки у единственного поставщика культурных ценностей (в т. ч. музейных предметов и коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и т. п. Основными документами, в которых раскрываются соответствующие термины, являются:

  • Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 (далее – Основы законодательства о культуре);
  • Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Так, в соответствии со ст. 3 Основ законодательства о культуре культурными ценностями являются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Интеллектуальная собственность. Вне конкуренции стоит закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Отметим, что согласно ст. 1225 ГК РФ к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности относятся в т. ч.: произведения науки, литературы и искусства; исполнения; фонограммы. Первоначально лицом, обладающим исключительным правом на произведение, является автор. При этом согласно ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом. В том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). Последний не будет являться документом, подтверждающим исключительность прав владельца.

Вместе с тем подтверждающими документами при закупке по указанному основанию могут быть:

  • копия договора на тиражирование произведения с типографией (если автор издал ее за свой счет);
  • нотариально заверенное заявление автора о том, что авторские права на произведение принадлежат ему;
  • нотариально заверенные копии свидетельств о праве на наследство авторского права (предоставляются наследником).

Кроме того, возможна закупка печатных или электронных изданий определенных авторов у их издателей в случае, если им принадлежат исключительные права или лицензии на использование изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, библиотек, государственных научных организаций (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

В этом случае поставщик должен подтвердить свои исключительные права или лицензии на предоставляемую продукцию. Как правило, таким документом является гарантийное письмо за подписью директора, заверенное печатью. К письму прилагается спецификация с перечнем авторов, номеров и дат договоров на получение издательством таких прав.

Художественные промыслы. У единственного поставщика допускаются закупки изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. При этом их образцы должны быть зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 37 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Решение об отнесении изделий к народным художественным промыслам принимается художественно-экспертными советами по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий (Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»). Эти советы руководствуются Правилами регистрации образцов изделий народных художественных промыслов (приказ Минпромторга России от 15.04.2009 № 273) и перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов (приказ Минпромторга России от 15.04.2009 № 274).

К изделиям народных художественных промыслов не относятся объекты, при изготовлении которых использовались механические способы. Применение автоматических (полуавтоматических) машин допустимо лишь в тандеме с последующей ручной обработкой (вышивка, роспись и др.). Концерты и спектакли. В качестве единственного поставщика можно заключить контракт:

  • с конкретным физлицом на создание произведения литературы или искусства;
  • с конкретным физическим или юридическим лицом, осуществляющим концертную (театральную) деятельность, в т. ч. концертным коллективом (танцевальным, хоровым, оркестром, ансамблем), на исполнение;
  • с физическим или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций, сценических мебели и костюмов (в т. ч. головных уборов и обуви) и необходимых для производства декораций и костюмов материалов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, без которых невозможно создание и (или) исполнение произведений.

Заказчиками могут выступать: театры, учреждения, осуществляющие концертную или театральную деятельность, в т. ч. концертные коллективы (танцевальные, хоровые, оркестры, ансамбли), телерадиовещательные учреждения, цирки, музеи, дома и дворцы культуры, клубы, образовательные учреждения, зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, национальные, природные или ландшафтные парки (п. 17. ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

В данном случае важно четко придерживаться заданным перечням объектов закупки и заказчиков. Заключение контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и путевок – бланков строгой отчетности регулируется п. 18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

По нормам ГК РФ (абзац первый п. 1 ст. 49, абзац первый п. 1 и абзац первый п. 2 ст. 52) и Налогового кодекса РФ (абзац пятый п. 20 ч. 2 ст. 149, п. 1 ст. 39), реализацией входных билетов признается передача на возмездной основе права собственности на них как товары другим лицам, в т. ч. другим учреждениям культуры и искусства. Распространение входных билетов – деятельность, направленная на их массовую реализацию.

Исходя из абзаца первого п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими бланков строгой отчетности.

Согласно приказам Минкультуры России от 08.12.2008 № 231 и от 17.12.2008 № 257 формами таких бланков являются «Кинобилет», «Билет», «Абонемент», «Экскурсионная путевка».

Таким образом, учреждения могут передавать права на продажу билетов на возмездной основе, а комиссию агентам выплачивать на основании указанного пункта Закона № 44-ФЗ.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль