Порядок расходования бюджетных средств

1612
Король Елена Анатольевна
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, к. э. н.
Вступили в силу новые нормативные акты, в которых заложены направления расходования средств федерального бюджета. В частности, это Закон о бюджете на 2008 год, постановление о мерах по реализации бюджета и другие. Рассмотрим принципы исполнения бюджета в этом году.

 


 


Нормативная базаИтак, основной нормативный акт, регламентирующий исполнение бюджета — Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (далее — Закон о бюджете). В дополнение к этому первостепенному документу вышло постановление Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. № 778, в котором конкретизированы и уточнены стержневые положения Закона о бюджете.
Отметим, что положительное отличие этих двух документов в том, что по сравнению с аналогичными нормативными актами прошлых лет приняты они еще задолго до начала финансового года. Кроме того, вопросы организации исполнения бюджета регулируют нормативные акты таких ведомств, как Минфин России, Федеральное казначейство и другие.

Изменения, внесенные Законом о бюджете

В связи с изменениями бюджетного законодательства, вступившими в силу в 2008 году, многие пункты Закона о бюджете на текущий финансовый период отличаются от аналогичных на предыдущие годы. Рассмотрим наиболее важные новшества, введенные Законом о бюджете на 2008 год.

Работа со средствами от предпринимательской деятельности

Статьей 6 Закона о бюджете определены особенности использования средств, получаемых федеральными учреждениями в этом году. Указано, что средства в валюте РФ, полученные такими учреждениями от приносящей доход деятельности, учитывают на лицевых счетах, открытых ими в территориальных органах Федерального казначейства (согласно порядку, утвержденному приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н).
Обратите внимание: с 1 января 2008 года Порядок работы со средствами от предпринимательской деятельности дейст-вует в редакции согласно приказу Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 106н.
По новым правилам информационный обмен по операциям с внебюджетными средствами между органом Федерального казначейства (ОФК) и клиентом осуществляется посредством обмена электронными документами на основании договора. И лишь при невозможности электронного способа представления информации можно использовать бумажный документооборот. При этом должны применяться средства электронной цифровой подписи (ЭЦП) в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями.
Вместе со сметой теперь в электронном виде должна представляться и информация о смете доходов и расходов по средствам, полученным от приносящей доход деятельности. В случае изменений указанной сметы в ОФК представляют в электронном виде и сведения об этих корректировках. Заметим, что смету доходов и расходов по внебюджетной деятельности на бумажном носителе в этом случае не представляют.

Использование доходов от сдачи имущества в аренду

Законом о бюджете определен порядок использования остатков средств федерального бюджета на 1 января 2008 года на счетах Федерального казначейства. Здесь имеются в виду остатки доходов, полученных от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным учреждениям (культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания российских академий наук, образовательным и архивным учреждениям).
Статьей 30 Закона о бюджете установлено, что эти суммы используют в 2008 году в соответствии с подпунктом 1 пунк-та 11 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ. То есть их направляют на содержание и развитие материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов.

О соответствии Сводному реестру

Лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства откроют учреждению в том случае, если оно включено в «Сводный реестр распорядителей и получателей…» (далее — Сводный реестр). Порядок ведения Сводного реестра утвержден приказом Минфина России от 4 июля 2005 г. № 83н.
В последнее время особое внимание уделяется правильности отражения в нем показателей и соответствия данных в документах, представленных учреждением для открытия лицевого счета. Это связано с тем, что по результатам проверок выявлено большое количество несоответствий. Поэтому операции по выплатам с лицевых счетов разрешены только после устранения этих несоответствий данным Сводного реестра (совместное письмо Минфина России и Казначейства России от 2 ноября 2007 г. № 02-14-13/2854, № 42-7.1-15/5.1-387). Такое ограничение касается учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации, разрешений на открытие в ОФК лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, сведения которых в части ведомственной подчиненности не соответствуют Сводному реестру.

 

 

Использование доходов от аренды
Порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности субъекта РФ и муниципальной собст-венности, устанавливается соответственно законом субъекта РФ и правовым актом органа муниципального образования.
Порядок осуществления операций за счет средств от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержден приказом Минфина России от 30 июня 2004 г. № 57н (с 1 января 2008 года он применяется в редакции приказа Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 107н). Лицевой счет по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей открывается на основании представленной в ОФК копии договора на передачу в аренду федерального имущества. По новым правилам необходимо представить и оригиналы этих документов.

Согласно постановлению Правительства РФ от 5 июня 2003 г. № 328, операции на лицевых счетах в ОФК приостанавливают учреждениям, которые находятся в стадии реорганизации или ликвидации, если документы, необходимые для ведения их лицевых счетов, не будут приведены в соответствие с законодательством РФ.

Санкционирование расхода бюджета

Изменения в бюджетном законодательстве не могли не затронуть такого участка бюджетного учета, как санкционирование расходов бюджета. В первую очередь это коснулось утверждения бюджетной росписи, а во вторую — доведения лимитов бюджетных обязательств.

Составление сводной бюджетной росписи

Приказом Минфина России от 22 ноября 2007 г. № 114н утвержден Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета).
Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) главным распорядителям средств федерального бюджета утверждают на текущий финансовый год и плановый период в разрезе ведомст-венной структуры и операций сектора государственного управления. Их утверждает Минфин России одновременно с утверждением сводной росписи (они должны соответствовать ее показателям в части ведомственной структуры).
Основные изменения, касающиеся порядка ведения сводной бюджетной росписи в 2008 году, заключаются в следующем:
— в сводной бюджетной росписи нет квартального распределения ассигнований;
— распорядители и получатели средств федерального бюджета, находящиеся в ведении главного распорядителя средств федерального бюджета, получат не квартальный, а годовой объем финансирования расходов.
Все это значительно облегчит технологию ведения росписи в Минфине России и у главных распорядителей средств федерального бюджета. Годовые объемы финансирования доводят теперь в начале года. Это снимет ограничения в деятельности главных распорядителей и получателей бюджетных средств и минимизирует количество операций между ними.

Доведение лимитов бюджетных обязательств

Лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) главные распорядители (главные администраторы источников) доводят до находящихся в их ведении распорядителей и (или) получателей средств федерального бюджета (админист-раторов источников) через ОФК в Порядке, установленном Минфином России. Такой Порядок утвержден приказом Минфина России от 10 июня 2003 г. № 50н и с 1 января 2008 года применяется в новой редакции (приказ Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 102н). Отметим основные нововведения.
Во-первых, учреждение вправе выбрать способ представления расходных расписаний в казначейство. Указано, что документы представляют в ОФК на бумажных носителях с одновременным представлением на машинном носителе информации без ЭЦП. При наличии электронного документооборота между главным распорядителем, распорядителем, получателем (иным получателем) и ОФК порядок представления документов с применением ЭЦП определяется соответст-вующим договором (соглашением) об электронном обмене.
Во-вторых, Порядок дополнен новыми правилами передачи ЛБО и объемов финансирования. Такие правила применяют при межведомственной реорганизации и при осуществлении распорядителем в течение финансового года внутриведомст-венной реорганизации сети подведомственных учреждений.

Авансирование расходов

Допустимые размеры авансовых платежей указаны в постановлении Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. № 778. Так, установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг вправе предусматривать авансовые платежи.
В размере 100 процентов от суммы договора (контракта) могут оплачиваться договоры на:
— услуги связи, а также на подписку и приобретение печатных изданий;
— обучение на курсах повышения квалификации;
— приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, а также путевок на санаторно-курортное лечение;
— обязательное страхование гражданской ответственно-сти владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Разрешено 100-процентное авансирование договоров, подлежащих оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.
По остальным договорам (контрактам) разрешено 30-процентное авансирование (если, конечно, иное не предусмотрено законодательством РФ).

Наличные денежные средства

Приказом Минфина России от 18 октября 2007 г. № 91н внесены изменения в Правила осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета (утверждены приказом Минфина России от 21 сентября 2004 г. № 85н). Рассмотрим основные из них.

Правила операций с наличными деньгами

Согласно пункту 7 указанных Правил, заявка на получение наличных денег может представляться в электронном виде, то есть с применением электронной цифровой подписи или на бумажном носителе с одновременным представлением в электронном виде без ЭЦП.

Лимит остатка кассы

Распорядители и получатели средств федерального бюджета для установления лимита остатка кассы обращаются в ОФК по месту своего обслуживания. Причем Минфин России допускает возможность установления лимита остатка кассы в сумме, превышающей ежедневный расход наличных денег, для учреждений, подведомственных главным распорядителям, если их деятельность связана со специальными режимами работы. Это возможно при представлении соответствую-щими федеральными органами исполнительной власти обоснованного заключения.
Разъяснения по данному вопросу даны в письме Минфина России от 6 сентября 2007 г. № 10-8-5/3757.

Изменены коды ОКОПФ

Важное нововведение — дополнение кодов Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (утвержден постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 г. № 97). Код ОКОПФ 81 «Учреждения» стал собирательной группировкой классификатора и дополнен новыми кодами: 71 «Частные учреждения», 72 «Бюджетные учреждения», 73 «Автономные учреждения». Эти изменения внесены приказом Ростехрегулирования от 27 марта 2007 г. № 45-ст.
В связи с этим учреждениям следует внести изменения в Реестр распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Для этого необходимо сформировать и направить в ОФК проекты заявок на изменение реквизитов (приложение № 4 к Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 4 июля 2005 г. № 83н).

Новая инструкция по ведению лицевых счетов

Инструкция о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета утверждена приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н. Однако в соответствии с приказом Минфина России от 12 октября 2007 г. № 101н она изложена в новой редакции, которая действует с 1 января 2008 года.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×