Обеспечиваем требования Закона № 44-ФЗ

633
 Семенюк А.
Государственный советник Российской Федерации 3-го класса
В соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчики и участники закупок должны выполнить множество различных условий, в т. ч. финансовых. Рассмотрим некоторые из них с точки зрения применения КОСГУ.

Проведение экспертизы

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.

Она может быть выполнена как своими силами, так и с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов.

Поскольку расходы на приобретение подобных услуг прямо не поименованы в перечнях к подстатьям 221–225 КОСГУ Указаний № 65н и не могут быть включены туда по своему экономическому содержанию, они подлежат оплате по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Аналогичная точка зрения выражена в письмах Минфина России от 06.06.2014 № 02-05-10/27547, от 04.06.2014 № 02-05-10/26792.

Банковское сопровождение контрактов

С 1 июля 2014 г. вступила в силу ст. 35 Закона № 44-ФЗ о банковском сопровождении контрактов. Порядок и случаи его осуществления должны быть установлены Правительством РФ.

На данный момент подготовлен проект постановления. На основании принятых положений Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация определяют случаи банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.

При банковском сопровождении расчеты в рамках исполнения контракта всеми участниками – подрядчиками и субподрядчиками любого уровня должны производиться на счетах, открываемых в одном банке.

Следует учесть!

Распространение практики банковского сопровождения на все государственные (муниципальные) контракты нельзя признать обоснованным из-за включения затрат на такое сопровождение в стоимость контракта, а также возникновения дополнительных коррупционных рисков в банковской сфере. Существуют и другие альтернативные способы контроля в сфере закупок. О них говорится в письме Минфина России от 23.01.2014 № 02-11-09/2374.

Это позволит вести обособленный учет по всем операциям кассовых поступлений и выплат, необходимым при исполнении контракта, и тем самым идентифицировать средства, предоставляемые из бюджетов в оплату контрактов.

Привлечение банков для оказания услуг по банковскому сопровождению государственных (муниципальных) контрактов дает заказчику возможность оценить риски, связанные с исполнением контракта.

В письме Минфина России от 09.04.2014 № 02-05-10/16184 разъясняется, что расходы учреждения-заказчика на оплату услуг по банковскому сопровождению контрактов подлежат оплате по подстатье 226 КОСГУ. Обоснование будет таким же, что и в случае с услугами по экспертизе результатов контрактов.

Обеспечение заявки, исполнения контракта

Учреждение-заказчик. Статьей 44 Закона № 44-ФЗ установлены требования к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов. Так, обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. А вот обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться только путем внесения денежных средств.

Денежные средства, полученные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении конкурса и закрытого аукциона возвращаются на счет участника закупки. При проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств (ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, в случаях, определенных ст. 96 Закона № 44-ФЗ, заказчик должен установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения исполнения контракта.

Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения.

Одним из способов обеспечения является внесение денежных средств на указанный заказчиком счет. Эти средства не могут быть использованы заказчиком на собственные нужды. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в обеспечение исполнения контракта (ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется только в случаях, перечисленных в ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ. Взыскание на средства, внесенные в обеспечение исполнения контракта, производится при условии, что оно предусмотрено контрактом.

Таким образом, суммы, полученные учреждением-заказчиком в обеспечение заявки участника закупки и (или) в обеспечение исполнения контракта, являются средствами во временном распоряжении и на основании п. 267 Инструкции № 157н должны учитываться на счете 304 01 с кодом вида деятельности 3.

В соответствии с Указаниями № 65н суммы задатков и залогов, поступившие в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе), а также в обеспечение исполнения контрактов (договоров), относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Важный нюанс

Согласно п. 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) по виду деятельности 3 не составляется и не представляется.

Учреждение – участник закупки. Бюджетные (автономные) учреждения могут участвовать в процедуре закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не только в качестве заказчиков, но и в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам.

Таким образом, в установленных случаях учреждения также обязаны перечислять денежные средства в целях обеспечения заявки участника закупки и (или) исполнения контракта.

Следует учесть!

Порядок отражения операций по перечислению учреждением денежных средств для обеспечения заявок участника закупки или обеспечения исполнения контракта и по возврату этих средств в инструкциях по бухгалтерскому учету для учреждений госсектора не урегулирован.

Для этих целей можно использовать счет 206 90 «Расчеты по авансам по прочим расходам», закрепив выбранный вариант в учетной политике. Перечисление средств будет отражаться по дебету указанного счета в корреспонденции с кредитом счета учета денежных средств. А возврат – обратной записью.

Порядок отнесения на конкретную статью (подстатью) КОСГУ данных расходов Указаниями № 65н не определен. Следовательно, они должны быть оплачены исходя из экономического содержания. При этом можно руководствоваться такой логикой.

Денежные средства в обеспечение заявки на участие в конкурсе (аукционе) и (или) в обеспечение исполнения контракта перечисляются заказчику и учитываются у него в качестве средств, поступающих во временное распоряжение.

В данном случае речь не идет о поставке товаров, оказании услуг или выполнении работ. Поэтому остается только статья 290 «Прочие расходы» КОСГУ, по которой и следует проводить рассматриваемые выплаты. Правильность такого подхода подтверждается разъяснениями Минфина России (письмо от 27.06.2014 № 02-05-11/31346).

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×