Технический сбой – повод не принимать отчетность?

602
 Монако О.В.
Аудитор ООО “Аудит Бизнес Трейд”
Налоговый документооборот все в большей степени переходит на электронные рельсы. Однако наряду с неоспоримыми удобствами такого способа передачи информации существуют и риски. Один из них связан с фиксацией налоговиками момента подачи организацией налоговой декларации в электронном виде. Разберемся, в чем кроются причины разногласий, и в каких случаях претензии инспекторов нельзя считать обоснованными.

Правила подачи декларации

Налоговая декларация может быть передана в налоговый орган в т. ч. в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Об этом сказано в п. 4 ст. 80 НК РФ. Им же установлено, что днем представления такой декларации считается дата ее отправки.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации, представленной по установленной форме (формату). При этом он обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме отчетности в электронной форме.

Существует также Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, установленный приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 (далее – Порядок).

В нем говорится, что налоговая декларация в электронном виде представляется через специализированного оператора связи. Датой ее представления является дата отправки, зафиксированная в подтверждении такого оператора.

Следовательно, если организация получила от оператора подтверждение даты отправки, именно это число является датой представления декларации в налоговый орган.

Однако на практике возникает масса разногласий по поводу того, считать ли декларацию представленной вовремя. Причины спорных ситуаций могут быть разные, но последствия одни и те же – наложение на организацию штрафа по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации в установленный срок или по ст. 119.1 НК РФ за нарушение установленного способа представления отчетности.

Нормативно-процедурное несогласование

Помимо Налогового кодекса РФ и упомянутого Порядка налоговые органы руководствуются также методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Так, до 1 сентября 2014 г. действовали рекомендации, утвержденные приказом ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@.

В пункте 2.9 этого документа говорилось, что электронный документооборот по представлению декларации завершается в полном объеме при получении налогоплательщиком от налогового органа квитанции о приеме и извещения о вводе.

При этом в п. 2.10 было закреплено, что в случае получения налогоплательщиком от налогового органа уведомления об отказе в приеме декларация считается непредставленной. Организация должна устранить ошибки и представить отчетность повторно.

Очевидно, что это противоречило вышеназванным положениям Кодекса и Порядка. Однако налоговиков зачастую приходилось переубеждать в суде.

Пример

1. При судебном разбирательстве инспекция заявила, что, по ее мнению, факт представления декларации в налоговый орган подтверждается формированием инспекцией квитанции о приеме декларации, которая организацией представлена не была. Суд признал эту позицию несостоятельной (постановление ФАС Московского округа от 05.07.2013 по делу № А40-107240/12-90-539). Со ссылкой на п. 4 ст. 80 НК РФ и Порядок арбитры указали, что датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Суд также принял во внимание письмо Минфина России от 29.04.2011 № 03-02-08/49. В нем чиновники поясняли, что датой представления декларации в электронном виде считается дата, указанная в подтверждении специализированного оператора связи, а квитанция налогового органа о приеме является документом, подтверждающим именно прием декларации.

2. По другому делу суд также пояснил, что, исходя из положений п. 4 ст. 80 НК РФ, для установления в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, значение имеет определение момента отправки налоговой декларации, а не момент ее принятия налоговым органом.

По указанной причине отсутствие у налогоплательщика квитанции о приеме налоговой декларации, протокола входного контроля не свидетельствует о совершении им правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 119 НК РФ (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 № А06-6455/2011).

Надо сказать, что такие ситуации возникают нечасто. Впредь же они могут и вовсе уйти в прошлое, поскольку приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@ утверждены новые методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций. Они введены в действие с 1 августа 2014 г.

В новом документе по-прежнему фигурирует уведомление об отказе в приеме декларации, но отсутствует фраза о том, что при получении организацией этого уведомления декларация считается не представленной.

Существует более распространенная причина непринятия электронной налоговой отчетности. Она лежит не только и не столько в правовой, сколько в технической плоскости.

Технические сбои при отправке

Причиной недоставки отчетности чаще всего становятся технические проблемы при отправке файла, возникающие как у оператора, так и у самого налогоплательщика. Из-за них электронный файл с декларацией либо не удается отправить вовремя и он уходит в инспекцию позднее нужной даты, либо файл содержит какие-либо ошибки, препятствующие его принятию налоговиками.

Вместе с тем суды уверены, что технические ошибки при передаче электронных файлов не влияют на факт исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению декларации. Вот примеры.

Загруженность сервера оператора. 20 января, т. е. в установленный Кодексом срок, организация отправила налоговую декларацию по НДС. Однако подтверждения отправки от оператора не пришло. На следующий день бухгалтер обратился к представителю оператора за пояснениями, отправлена ли отчетность. Ему сообщили, что ввиду загруженности сервера по причине массовой отправки документации в этот день декларация компании отправлена не была. Тогда организация 22 января направила декларацию повторно.

ИФНС России оштрафовала налогоплательщика по п. 1 ст. 119 НК РФ. В данной ситуации инспекция не права, и суд это подтвердил. Основанием для освобождения организации от ответственности является то обстоятельство, что с ее стороны были предприняты все зависящие от нее меры с целью недопущения совершения вменяемого правонарушения, а несвоевременное получение инспекцией декларации вызвано причинами, не зависящими от налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 26.07.2011 № КА-А40/7709-11).

Следует учесть!

Основания для отказа в приеме налоговой декларации установлены в п. 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н. При наличии хотя бы одного из них декларация будет считаться непредставленной. Таких оснований всего пять, из них представления декларации в электронном виде касаются только три:

  • представление декларации в налоговый орган, в компетенцию которого ее прием не входит;
  • представление декларации не по установленной форме (формату);
  • отсутствие на декларации усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя в декларации в случае ее представления в электронной форме по ТКС.

Ошибки в формате файла. При отправке декларации бухгалтер ошибся с форматом, и вместо формата «налоговая отчетность» файл направился в инспекцию в формате «неформализованный документ». При этом организация получила от оператора квитанцию о доставке электронного файла в налоговый орган и подтверждение отправки. Из них следовало, что в день отправки файл был получен инспекцией.

Инспекция не смогла открыть полученный файл и по этой причине не приняла декларацию, оштрафовав налогоплательщика. Это также неправомерно. Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность только за нарушение срока представления декларации. Иные нарушения, связанные с порядком подачи декларации, в т. ч. получение налоговым органом нечитаемой информации, не образуют состава правонарушения, предусмотренного данной статьей, уверены судьи (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2011 по делу № А27-11908/2010).

Недостатки в реквизитах. Организация направила декларацию вовремя, но получила уведомление инспекции об отказе в приеме отчетности. Основанием послужило наличие ошибок в структуре файла – в его наименовании был неверно указан КПП. По мнению инспекции, из-за этого отчетность не могла быть принята к обработке.

Не понимая, как это технически исправить, организация подала декларацию на бумажном носителе, которую налоговый орган принял, но одновременно оштрафовал налогоплательщика по ст. 119.1 НК РФ за несоблюдение формата отчетности.

Неправомерно. Декларация в электронном виде была представлена. Поэтому состава данного налогового правонарушения действия организации не образуют, привлечение ее к ответственности за отсутствием вины недопустимо (постановление ФАС Поволжского округа от 19.03.2013 по делу № А49-5219/2012).

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×