Скорая помощь согласно плану

432
Ни у кого не вызывает сомнений, что служба скорой медицинской помощи (СМП) выполняет важнейшую миссию, сохраняя жизнь и здоровье людей. Однако за высокими целями деятельности медицинских работников стоят прагматичные расчеты: стоимость выезда, оплата труда, дифференциация услуг и пр. Об особенностях планирования в системе СМП, а также путях повышения качества оказания услуг рассказывает наш эксперт.
  • В соответствии с Основами охраны здоровья граждан в РФ1 скорая медицинская помощь финансируется за счет средств ОМС, регионального и федерального бюджетов. Программой госгарантий на 2013 г. был установлен средний норматив объема предоставления СМП вне медицинской организации в расчете на одного жителя, а на 2014 г. – в расчете на одного застрахованного по ОМС. Как это отражается на планировании объема помощи?
  • В первую очередь следует уточнить, какую конкретно скорую медицинскую помощь оказывают за счет бюджетных средств. Согласно программе госгарантий на 2014 г. за счет средств федерального бюджета финансируется СМП, оказываемая:
    • федеральными медицинскими организациями (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе ОМС);
    • медицинскими организациями ФМБА населению закрытых административно-территориальных образований и территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, а также работникам организаций с особо опасными условиями труда (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медпомощи, предусмотренной в базовой программе ОМС);
    • медицинская эвакуация, осуществляемая медицинскими организациями, включенными в перечень, утвержденный приказом Мин здравсоцразвития России от 05.05.2012 № 500н.

    Все эти учреждения получают соответствующее государственное задание и целевое финансирование. Кроме того, в территориальных программах госгарантий устанавливаются объемные и стоимостные показатели в разрезе финансовых источников. За счет средств бюджетов субъектов РФ производится оплата скорой медицинской помощи, не включенной в территориальную программу ОМС, незастрахованным по ОМС лицам, специализированной санитарно-авиационной скорой медицинской помощи и расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах ОМС. Стоимостные показатели по СМП, финансируемые за счет средств консолидированных бюджетов, могут устанавливаться как за вызов в расчете на 1 жителя, так и в виде подушевого норматива на 1 жителя. Объемные показатели такой медицинской помощи СМП могут устанавливаться в среднем количестве вызовов на 1 жителя или в плановом количестве вызовов для каждой медицинской организации.

  • Среди средних нормативов объема помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, особо выделена помощь в неотложной форме. Однако скорая помощь, которая тоже может быть амбулаторной, оказывается как по неотложным показаниям, так и по экстренным. Где определены нормативы для экстренной помощи?
  • Согласно письму Минздрава России от 08.11.2013 № 11-9/10/2-8309 скорая (в т. ч. скорая специализированная) медицинская помощь, оказываемая застрахованным в рамках программы ОМС в амбулаторных и стационарных условиях в организациях, работающих в системе ОМС, оплачивается за счет средств ОМС и включается в объем посещений по территориальной программе ОМС. Единицей объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, является посещение или обращение по поводу заболевания (законченный случай лечения у лечащего врача). При этом посещения подразделяются на осуществляемые: с профилактической целью (включая медицинский осмотр, диспансеризацию определенных групп населения, комплексный медицинский осмотр, патронаж и посещение в связи с другими обстоятельствами); с иными целями, в т. ч в связи с заболеваниями (включая оказание медпомощи в неотложной форме, активное посещение, консультации врачей-специалистов, диспансерное наблюдение, оказание паллиативной помощи). Согласно определению, данному в Законе № 323-ФЗ, скорая медицинская помощь оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. В то же время в программе госгарантий объем помощи в связи с заболеваниями нормирован в обращениях. А согласно упомянутому письму Минздрава России обращение включает в себя не менее двух посещений по поводу одного заболевания. В посещениях нормирован объем амбулаторной медицинской помощи, оказываемой с профилактической целью или в неотложной форме. Поэтому, на мой взгляд, средний норматив объема всей СМП в амбулаторных условиях – и в неотложной, и в экстренной форме – должен указываться в территориальных программах госгарантий в посещениях. При этом отмечу еще один момент. В неотложной форме может оказываться первичная медико-санитарная помощь, и для этого поликлинике не нужно получать дополнительную лицензию. А для оказания СМП в амбулаторных условиях необходимо, чтобы на этот вид деятельности была получена соответствующая лицензия.
  • Программой госгарантий на 2014 г. предусмотрен единственный способ оплаты СМП вне медицинской организации – по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи. Там же установлен средний подушевой норматив финансирования (10 294,4 руб.) и средний норматив финансового обеспечения на 1 вызов СМП за счет средств ОМС (1507,4 руб.). Сколько денег получит, например, станция СМП за прикрепленное население и сколько – за каждый вызов?
  • У станций скорой медицинской помощи не может быть прикрепленного населения – может быть обслуживаемое население или население, прикрепленное к медицинским организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь и попадающим в зону обслуживания конкретной станции СМП. Средний подушевой норматив, во-первых, не конкретизирован в программе госгарантий с точки зрения источника финансирования, а во-вторых, содержит расходы по всем включенным в программу видам и условиям предоставления медицинской помощи (в т. ч. и по СМП). На 2014 г. установлен подушевой норматив из средств ОМС в размере 6962,5 руб. Доля расходов на СМП рассчитывается как норматив финансовых затрат на 1 вызов (1507,4 руб.), умноженный на средний норматив СМП вне организации (0,318 вызова). Получается 479,35 руб., или 6% от размера подушевого норматива на всю медицинскую помощь. В конкретном субъекте РФ размер подушевого норматива на СМП, как и размер тарифа за вызов, скорректируют в зависимости от территории обслуживания, половозрастного состава, плотности населения, структуры СМП и других факторов. Размер тарифа может быть дифференцирован в зависимости от профиля бригады, цели вызова и т. д. Однозначно трактуемый в программе госгарантий способ оплаты для СМП вне медицинской организации неодинаково реализуется на уровне отдельных регионов.
  • Выездные бригады СМП чаще, чем поликлиники и больницы, сталкиваются с необходимостью оказывать экстренную помощь пациентам, неидентифицированным в системе ОМС. В конце 2012 г. в письме Минздрава России № 11-9/10/2-5718 разъяснялось, что эти затраты компенсируются за счет бюджетов субъектов РФ. Изменилось ли что-либо в 2014 г.? Кому должны предъявляться счета?
  • В 2014 г. ситуация не изменилась: согласно письму Минздрава России от 08.11.2013 № 11-9/10/2-8309 финансовое обеспечение скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи, оказанной незастрахованным и лицам, неидентифицированным в системе ОМС, по-прежнему осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов. Как правило, счета за услуги, оказываемые за счет бюджетных средств, финансирующим органам не выставляются. Такие объемы медицинской помощи утверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности каждого конкретного медицинского учреждения, оказывающего СМП. В то же время напомню, что в Правилах ОМС описан порядок действий медицинской организации в случае оказания помощи лицу, неидентифицированному в системе ОМС. Он касается и случаев оказания СМП.
  • Значительная часть финансовых санкций, применяемых в системе ОМС, связана с дефектами ведения первичной медицинской документации, информирования пациентов, отказом в медпомощи. В условиях оказания экстренной помощи риск таких нарушений возрастает, а решение о необходимости выезда бригады вообще принимается на основании информации, полученной от пациента или его близких по телефону. Должен ли быть скорректирован порядок применения санкций в отношении выездной медпомощи?
  • Федеральным Фондом ОМС рекомендован перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медпомощи), а также уплаты медицинской организацией штрафа, в т. ч. за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, для случаев оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации. Рекомендательный характер позволяет на уровне территорий корректировать данный перечень. Напомню, что согласно изменениям, внесенным в Правила ОМС приказом Минздрава России от 21.06.2013 № 396н, размеры санкций к медицинской организации определяются комиссией по разработке территориальной программы ОМС.
  • Согласно Приказу № 388н оказание СМП в стационарных условиях предполагает только уточнение диагноза и краткосрочное лечение (не более трех суток на койках СМП суточного или краткосрочного пребывания) с последующим переводом в профильное отделение – в т. ч. в другом учреждении. Как оплачивается такое лечение, если для стационаров установлен единственный способ оплаты – за законченный случай лечения заболевания, включенного в группу (в т. ч. клинико-статистических групп (КСГ))?
  • По данным анкетирования медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь в стационарных условиях, способ оплаты устанавливается для стационарных условий в целом, вне зависимости от видов оказываемой медицинской помощи. То есть оплата за законченный случай лечения в стационаре включает в себя оплату медицинской помощи на реанимационных, скоропомощных койках и на койках профильных отделений. Разумеется, если оплата проводится по КСГ, то случай должен быть правильно кодирован – с учетом тяжести состояния больного и применявшихся медицинских технологий.
  • Могут ли государственные и муниципальные учреждения СМП оказывать платные медицинские услуги – например, в виде медицинской транспортировки?
  • Да, конечно. Станции скорой медицинской помощи вправе оказывать не только собственно СМП, но и платные услуги – например, осуществлять медицинское обеспечение массовых мероприятий. Об этом говорится в письме Минздрава от 08.11.2013 № 11-9/10/2-8309: при проведении массовых мероприятий (спортивных, культурных и других) оплата дежурств бригад скорой медицинской помощи осуществляется за счет средств, предусмотренных на организацию указанных мероприятий. Если медицинская транспортировка не оплачивается за счет бюджетных средств и не связана напрямую с оказанием СМП, которая финансируется за счет средств ОМС (т. е. не относится к категории медицинской эвакуации), то она тоже может проводиться на возмездной основе.
  • Какие варианты снижения затрат организаций СМП вы могли бы порекомендовать? Насколько для них выгоден аутсорсинг – например, аренда автомобилей?
  • Выше я уже упоминала о проблемах неэффективности расходов в организации скорой медицинской помощи в сельской местности и одному из путей их решения. Альтернативный вариант снижения затрат и повышение эффективности службы – оснащение транспорта СМП GPS-навигацией, мобильной связью, что позволит максимально снизить время доезда бригад до места вызова, сократить средний километраж на один вызов и уменьшить время ожидания, что, в свою очередь, значительно снизит расходы на топливные ресурсы, амортизацию оборудования и автопарка. В ряде субъектов (например, Пермский, Хабаровский края) в целях сокращения числа безрезультатных и повторных выездов бригад СМП, сокращения непрофильной нагрузки разработаны и действуют Правила вызова бригады скорой медицинской помощи. Более широкое использование районными медорганизациями собственного санитарного автотранспорта позволило в районах Пермского края сократить количество перевозок пациентов, не требующих оказания экстренной медпомощи, перевозок крови и консультантов. Если говорить об использовании механизмов аутсорсинга, касающегося аренды санитарных автомобилей, то отношение к нему у специалистов неоднозначное. Если опыт Санкт-Петербурга и Красноярского края демонстрирует высокую экономическую и медицинскую эффективность в пользовании услугами сторонней объединенной транспортной организации, то в других территориях таких же успехов достигают за счет реорганизационных мероприятий.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль