Одного желания повысить плату на услуги недостаточно

438
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
На создание данного материала нас натолкнул ответ Минкультуры России на запрос пользователя о правомерности повышения платы на образовательные услуги, который был размещен на официальном сайте ведомства. В качестве аргумента в пользу учреждения, поднявшего стоимость обучения, министерство ссылается на возросшие нормативные затраты, связанные с выполнением госзадания. На наш взгляд, данное утверждение очень спорно и чревато санкциями для организации. А потому мы решили проанализировать нормативно-правовую документацию, в т. ч. для того, чтобы помочь избежать подобных ошибок всем исполнителям государственных платных услуг.

Вопрос – ответ

Чтобы логическая цепочка анализа ситуации была понятна читателю, приведем дословный текст с сайта Минкультуры России: «Редакция телеканала «Прима» готовит материал об изменениях размера оплаты за учебный год на коммерческих факультетах в Академии музыки и театра г. Красноярска, учредителем которой является Министерство культуры РФ.

По какой причине увеличился размер оплаты?

По какой причине извещение об изменении размера оплаты пришло с опозданием?

Насколько в год может подниматься стоимость на коммерческих местах? Кто контролирует размер оплаты и его увеличения?

Пресс-служба Минкультуры России: Правила оказания платных образовательных услуг разрешают организациям, ведущим образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований, оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием. При этом правилами не установлен лимит на повышение стоимости платных образовательных услуг – он согласовывается с учредителем. Нормативные затраты по реализации образовательных услуг, оказываемые на платной основе в Красноярской академии музыки и театра, согласованы 30 января 2014 года с учредителем и соответ- ствуют правилам.

Увеличение стоимости образовательных услуг, оказываемых на платной основе, в 2014 году по сравнению с 2013 годом связано с увеличением нормативных затрат на выполнение государственного задания. Согласованный документ о предоставлении академией платных услуг должен быть своевременно размещен на сайте образовательной организации».

Таким образом, проблема состоит в том, что главный герой нашего эссе – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярская академия музыки и театра» (далее – Академия) – в одностороннем порядке повысило стоимость государственных услуг, не известив об этом своих потребителей.

Но гораздо больший интерес представляет ссылка на взаимоувязку нормативных затрат, необходимых для выполнения задания (т. е. затрат, составляющих себестоимость госуслуг и финансируемых за счет бюджета), и стоимости платных услуг (которые согласно законодательству оказываются сверх задания и являются приносящей доход деятельностью). Действительно ли вторая величина зависит от первой? Попробуем разобраться.

Открытые сведения

Сведения о показателях деятельности Академии (в т. ч. финансовых) размещены как минимум в двух официальных источниках:

1 http://www.bus.gov.ru (официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях). Согласно данному ресурсу учреждение в рамках госзадания оказывает госуслуги следующих видов:

  • по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования углубленной подготовки, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечни которых утверждены правовыми актами Правительства РФ;
  • реализация основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата);
  • реализация основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования (программ подготовки специалиста);
  • по реализации основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантура);
  • по реализации основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки.

Все эти услуги (как отмечено на сайте) оказываются бесплатно. Соответственно, предельная цена за их предоставление не установлена. Плановые показатели, характеризующие качество госуслуг, одинаковы на период с 2013 по 2016 г. Фактические показатели объема выполненных услуг в сравнении по годам отсутствуют.

2 http://www.kgamit.ru (собственный сайт организации). Здесь размещены: планы финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД) за несколько лет, положение о порядке оказания платных образовательных услуг, образцы договоров и нормативы затрат по направлениям подготовки (специальностям) на единицу государственной услуги по платной форме обучения (а также другие документы и сведения). В соответствии с нормативами Академии затраты на единицу услуги действительно выросли.

К примеру, стоимость (норматив) обучения игре на фортепиано (программа бакалавриата) в 2012–2013 гг. составляла 104 500 руб., а в 2014 г. – 190 000 руб. Аналогичная сумма в текущем году выставлена за подготовку по академическому пению (ранее – 113 400 руб.), дирижированию академическим хором (ранее – 90 000 руб.), педагогике бального танца (ранее – 75 000 руб.) и другим дисциплинам.

Нормативный документ

Приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н установлен порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте (www.bus.gov.ru) в сети Интернет и ведения данного сайта.

Отметим, мы не случайно ссылаемся на указанные источники информации. Во-первых, открытые сведения позволяют любому желающему в них «покопаться» и, сделав соответствующие выводы, направить запрос о правомерности деятельности учреждения в контролирующие органы. Во-вторых, из информации Академии, размещенной в общедоступном источнике, не ясно, на каком основании стоимость выросла (т. е. из чего складывается себестоимость услуги). А это еще один повод для проверки.

Кроме того, нам не удалось обнаружить собственно госзадание учреждения, хотя его наличие в открытых источниках обязательно.

Так, согласно п. 3.2 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, ч. 14 ст. 2 Закона № 174-ФЗ бюджетные и автономные учреждения обеспечивают открытость и доступность информации о своей деятельности путем размещения соответствующих сведений в сети Интернет.

Перечень данных сведений приведен в п. 3.3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ и ч. 13 ст. 2 Закона № 174-ФЗ. К ним относятся:

  • учредительные документы, в т. ч. внесенные в них изменения;
  • свидетельство о госрегистрации;
  • решение учредителя о создании учреждения и назначении его руководителя;
  • положения о филиалах, представительствах учреждения;
  • план ФХД;
  • годовая бухгалтерская отчетность учреждения;
  • сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
  • государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
  • отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.

Отношения сторон

В своем ответе Минкультуры России ссылается на Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 (далее – Правила). Данные Правила определяют, что к платным образовательным услугам относятся услуги, осуществляемые по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.

Таким образом, с одной стороны, отношения обучающегося с образовательной организацией являются административными. Они возникают на основании распорядительного (локального) акта администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 54 Закона № 273-ФЗ), и возлагают на обучающегося определенные обязанности (ст. 43 Закона № 273-ФЗ), устанавливают ответственность.

С другой стороны – в основе этих отношений лежит договор, требования к содержанию которого регулируется, исходя из общих положений гражданского законодательства, указанными выше Правилами и примерными формами, утверждаемыми приказами Минобрнауки России.

В настоящее время это приказ Минобрнауки России от 21.11.2013 № 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» (далее – Приказ № 1267).

Статья 424 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) предусматривает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При этом лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, могут применяться цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Запомнить

По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в случае: применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания; невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе (ее части) обязанностей по добросовестному освоению такой программы (ее части) и выполнению учебного плана; установления нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в нее; просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг; невозможности надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося (п. 21 Правил).

Кроме того, в ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) закреплена норма о том, что государственное (муниципальное) задание должно содержать:

  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе;
  • либо порядок установления указанных цен (тарифов), если это предусмотрено законодательством РФ.

При этом в ч. 1 ст. 69.2 БК РФ речь идет о государственных (муниципальных) услугах, т. е. услугах, прямо предусмотренных государственным (муниципальным) заданием. Орган-учредитель, формирующий задание, не обладает полномочиями по определению предельных цен (тарифов) на услуги, в состав задания не включенных.

Основной гарантией интересов должника (лица, обязанного уплатить определенную денежную сумму) по заключенному им возмездному договору является закрепленное в ч. 2 ст. 424 ГК РФ правило о том, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Правила также содержат указанную гарантию: п. 8 предусмотрено, что увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, требования к определению стоимости платных образовательных услуг сформулированы Правилами еще жестче: договором об обучении не могут предусматриваться иные основания увеличения стоимости платных образовательных услуг.

Указанное требование Правил находит свое отражение в п. 3.1 Примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденной Приказом № 1267, которая на основании ч. 3 ст. 427 ГК РФ и ч. 10 ст. 54 Закона № 273-ФЗ обязательна к применению при оформлении образовательных отношений с обучающимися.

Информационная открытость

Обязанность образовательной организации формировать открытые и общедоступные информационные ресурсы о своей деятельности закреплена в ч. 1 ст. 29 Закона № 273-ФЗ. Размещать такие ресурсы рекомендовано в информационно-телекоммуникационных сетях, в т. ч. на официальном сайте организации в сети Интернет. Согласно ч. 2 указанной статьи на сайте должны быть размещены общие сведения об организации, в т. ч.: о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности; об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года и т. д.

Кроме того, на сайте в обязательном порядке размещаются документы о порядке оказания платных образовательных услуг, в т. ч. образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.

Связь с госзаданием

Увеличение стоимости платных образовательных услуг в 2014 г. по сравнению с 2013 г. не может быть также связано с повышением нормативных затрат на выполнение государственного задания. В соответствии с ч. 4 ст. 69.2 БК РФ объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных зат рат на оказание государственных (муниципальных) услуг. Вместе с тем пп. 3 и 4 Правил прямо предусмотрено, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных средств, платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, осуществляют за счет средств физических и (или) юридических лиц (на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях). То есть требования ст. 69.2 БК РФ на отношения, связанные с финансовым обеспечением деятельности учреждения, касаются государственных услуг, включенных в задание и не относящихся к платным образовательным услугам.

Вместе с тем следует учитывать, что при заключении нового договора об обучении (с новым обучающимся или повторно, вследствие расторжения ранее заключенного договора) образовательное учреждение вправе определить (увеличить) стоимость обучения, исходя не только из уровня инфляции, но и других разумных расходов на организацию учебного процесса.

Запомнить

План ФХД может показать объемы бюджетных средств и средств, заработанных с помощью платных услуг (работ), которыми предполагает распоряжаться учреждение. А исходя из отчетности учреждения, можно сделать вывод о том, насколько эффективно данные средства израсходованы.

Печальная перспектива

Позиция Академии и его учредителя, таким образом, не может быть признана соответствующей действующему законодательству и должна быть подвергнута проверке правоохранительными органами (прокуратура, Федеральная антимонопольная служба) по заявлениям заинтересованных лиц.

Кроме того, в случае фактической оплаты обучающиеся вправе обратиться за защитой своих интересов в судебные органы и истребовать излишне уплаченную сумму как неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ) с начислением процентов на нее по правилам ст. 395 ГК РФ.

Структура себестоимости

При определении нормативных затрат на оказание государственной услуги учитываются:

  • нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием госуслуги;
  • нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).

В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием госуслуги, учитываются:

  • нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании гос-услуги;
  • нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания госуслуги;
  • иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием госуслуги.

Такой порядок определен Методическими рекомендациями по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений (утвержденными приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 137н/527).

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать



    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль