Как использовать остатки субсидии на выполнение задания

1727
 Пименов В.В.
Руководитель аналитического отдела ООО "Лаборатория информационных исследований"
На первый взгляд, законодательство предоставляет бюджетным и автономным учреждениям возможность распоряжаться остатками средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по собственному усмотрению. Разберемся, насколько это соответствует действительности.

Возможности

Согласно ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее – Закон № 83-ФЗ), ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям из бюджета в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), используются ими в очередном финансовом году самостоятельно для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

Как видим, данные средства вовсе не обязательно использовать для оплаты обязательств, непосредственно связанных с выполнением государственного (муниципального) задания текущего года. Они могут быть израсходованы даже в рамках приносящей доход деятельности. Главное, чтобы направления расходования соответствовали целям, ради которых создано учреждение. Эти цели указываются в уставе.

Специалисты Минфина России разъясняют, что остатки субсидии на выполнение задания (экономия) могут быть израсходованы:

  • на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления (в т. ч. в дополнение к целевой субсидии);
  • приобретение оборудования;
  • повышение заработной платы сотрудникам;
  • осуществление приносящей доход деятельности.

В учреждении может быть составлена отдельная подробная смета, в соответствии с которой будет расходоваться остаток субсидии. При этом объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых является остаток, должны быть отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД).

По общему правилу, установленному п. 22 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (приняты приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н), план ФХД бюджетных учреждений утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Законодательство не обязывает учредителя принимать любые предложения учреждения по расходованию сэкономленных средств и утверждать соответствующие изменения в план ФХД. В то же время учреждение не обязано перечислять эти средства в доход бюджета.

Ограничения

Итак, у учреждения по виду деятельности 4 на 1 января 2015 г. числится остаток денежных средств. Означает ли это, что весь остаток может быть израсходован в порядке, предусмотрен ном ч. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ? Для ответа на этот вопрос необходимо провести анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Во-первых, по состоянию на 1 января 2015 г. в учете может числиться кредиторская задолженность, образовавшаяся в ходе выполнения задания в прошлом году. При таких обстоятельствах остаток прежде всего должен направляться на погашение этой задолженности.

Запомнить

Если по вопросу использования экономии между учреждением и учредителем возникли противоречия, урегулировать их придется самостоятельно – процедура разрешения подобных споров правовыми актами не установлена.

Дело в том, что средства, перечисляемые учреждениям в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, носят целевой характер, они предоставляются на финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на определенный период. Соответственно, обязательства, возникшие при выполнении задания на конкретный год, должны быть оплачены за счет субсидии, предоставленной в этом же году.

Во-вторых, по состоянию на 1 января 2015 г. на счетах учреждения могут числиться еще не израсходованные средства экономии субсидии на выполнение задания, сформированной по итогам 2013 г. Эти средства должны расходоваться в соответствии с решениями (сметами), принятыми (утвержденными) в 2014 г.

В-третьих, по итогам 2014 г. задание может быть выполнено не в полном объеме (в т. ч. с нарушением сроков или требований к качеству).

Законодательство не предусматривает механизмов отзыва (изъятия) у учреждения средств субсидии на выполнение задания, если оно реализовано не в полном объеме. В то же время остатки субсидии могут быть отозваны (изъяты) на основании положений соглашения о предоставлении субсидии или возвращены учреждением в добровольном порядке.

Поскольку согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 3 ст. 4 Закона № 174-ФЗ субсидии выделяются в качестве финансового обеспечения выполнения конкретного задания, отзыву (изъятию) средств обязательно должна предшествовать корректировка задания в сторону уменьшения его объемных показателей.

При этом невыполнение задания, не сопровождающееся внесением в него изменений, не является основанием для уменьшения объема субсидии текущего года. Более того, учредитель не вправе учесть объем неиспользованных остатков субсидии на 1 января очередного года путем увеличения подведомственному учреждению задания в очередном финансовом году либо уменьшения объема субсидии на выполнение задания на очередной финансовый год.

Запомнить

Органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя целесообразно предусмотреть в форме государственного (муниципального) задания порядок предоставления учреждениями отчетности об использовании средств субсидии на государственное (муниципальное) задание.

Данная правовая позиция сформулирована в письме Минфина России от 11.01.2013 № 02-13-10/28, Комплексных рекомендациях. Однако на практике она зачастую воспринимается так: уменьшить субсидию на выполнение задания очередного года нельзя только в том случае, если по итогам года учреждением достигнута экономия средств субсидии. Если же остаток обусловлен невыполнением задания, по мнению отдельных уполномоченных органов власти, объем субсидии очередного года можно уменьшить.

Нормативный документ

Субсидии, предоставленные бюджетным учреждениям, отнесены Налоговым кодексом РФ к средствам целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251). Следовательно, субсидии, полученные в качестве бюджетного финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений, не включаются в состав налогооблагаемых доходов.

Итак, если задание на 2014 г. выполнено не в полном объеме, а соответствующая часть субсидии не отозвана, остатки средств субсидии 2014 г. могут быть направлены на финансовое обеспечение деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) в рамках задания на 2015 г. согласно правилам, установленным учредителем.

Как видим, в порядке, предусмотренном ч. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, может быть израсходован далеко не весь остаток денежных средств по виду деятельности 4, а только сумма экономии субсидии на выполнение задания, полученная по итогам 2014 г. Применение иного подхода может стать поводом для претензий со стороны контролирующих органов.

Во многих письмах Минфина России речь идет об экономии средств субсидии на выполнение задания (письма от 29.01.2013 № 02-13-06/293, от 12.07.2012 № 02-13-06/2703, от 07.08.2012 № 02-03-06/3073, от 09.08.2012 № 02-13-06/3106, от 08.10.2012 № 02-13-06/4132). Но в них нет ссылок на положения ч. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ. Напротив, из их содержания можно сделать вывод: учреждения могут зафиксировать экономию средств субсидии уже в течение года.

Каким образом может быть оформлена экономия, запланированная и достигнутая в течение года? В настоящее время вопрос остается открытым.

При условии достижения экономии средств субсидии в течение года учреждение имеет право осуществлять расходы по определенному направлению с превышением объема, который был предусмотрен по этому же направлению нормативными затратами, или же вообще осуществлять расходы, не учитываемые при определении размера нормативных затрат.

Пример 1

При расчете нормативных затрат учитывался размер суточных 100 руб., а с учетом экономии учреждение согласно плану ФХД может выплачивать их в размере 300 руб.

Полагаем, чтобы обосновать возможность подобного расходования средств в течение года, необходимо:

  • иметь план экономии, согласно которому увеличение расходов по одному направлению осуществляется за счет снижения (по сравнению с нормативными затратами) расходов по другому направлению;
  • вести учет расходов методом начисления в разрезе соответствующих направлений расходования, на основании данных этого учета будет подтверждаться факт выполнения плана экономии.

Бухгалтерский учет

Существующие нормативные правовые акты не устанавливают специального порядка учета расходов, производимых за счет экономии субсидии на выполнение задания, образовавшейся по итогам финансового года. Соответственно, такой порядок целесообразно определить при формировании учетной политики.

Имеет смысл организовать обособленный учет всех операций, осуществляемых с остатками (экономией) средств субсидии. Такой учет должен обеспечить получение информации об общей сумме экономии в разрезе направлений расходования и фактическом исполнении плана (сметы) по расходованию сэкономленных средств.

Пример 2

Обособленный учет можно организовать:

  • на специальных аналитических счетах, открытых к счетам по санкционированию расходов и к забалансовым счетам;
  • на специальном забалансовом счете;
  • в специальных регистрах, которые ведутся не в бухгалтерии, а в ином уполномоченном структурном подразделении учреждения.

При составлении плана ФХД сумма экономии средств субсидии учитывается в составе остатка на начало периода по виду деятельности 4. Следовательно, все операции, осуществляемые за счет средств экономии, отражаются в учете с использованием кода 4, даже если средства расходуются в рамках приносящей доход деятельности.

Расходы (затраты), производимые за счет экономии, могут списываться:

  • в дебет счета 4 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» – в части расходов, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), в т. ч. общехозяйственных;
  • в дебет счета 4 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта» – в части расходов по содержанию имущества (в т. ч. на ремонт), по повышению заработной платы сотрудникам, а также любых связанных с приносящей доход деятельностью расходов.

Особенности использования кода вида деятельности 4

Специалисты Минфина России прямо указывают: перевод нефинансовых активов с вида деятельности 4 на вид деятельности 2 некорректен (письмо от 13.09.2012 № 02-06-10/3694). В то же время отражение имущества по виду деятельности 4 не является препятствием для его использования в приносящей доход деятельности и осуществления расходов по его эксплуатации за счет средств от приносящей доход деятельности. Таким образом, основные средства, нематериальные активы или непотребляемые материальные запасы, приобретаемые за счет экономии с целью использования в приносящей доход деятельности (полностью или частично), подлежат учету с кодом вида деятельности 4.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×