Письма Минфина РФ – истина в последней инстанции?

574
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Многие организации при решении сложных вопросов налогообложения обращаются к письмам Минфина России. Причем позиция чиновников обычно принимается за истину. Вот только практика показывает, что они тоже люди и им тоже свойственно ошибаться. Разберемся, какой юридической силой обладают разъяснения Минфина России, что делать, если письма противоречат друг другу, и можно ли их оспорить.

Способ обращения

Как известно, граждане и организации могут направлять в Минфин России свои вопросы, возникающие при применении законодательства о налогах и сборах (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Чиновники, в свою очередь, обязаны давать на них ответы. Порядок рассмотрения обращений и запросов прописан в разд. VII Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2012 № 82н.

Чтобы получить разъяснение, учреждению придется отправить письменный запрос обычной почтой по адресу министерства: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. В вопросе обязательно нужно указать контактную информацию: ответственное лицо, телефон, почтовый и электронный адреса для ответа.

Кроме того, необходимо приложить документ, подтверждающий полномочия подписавшего запрос лица представлять конкретного налогоплательщика-организацию. Это означает, что если запрос подписывает не руководитель учреждения, а, например, главный бухгалтер или специалист, отвечающий за расчет налогов, нужно приложить доверенность на имя этого сотрудника. В противном случае чиновники не станут отвечать на вопрос. Об этом сказано в письме Минфина России от 20.09.2013 № 03-02-08/38952. В доверенности целесообразно конкретно указать, что работник уполномочен подписывать запросы, направляемые в Минфин России.

При подготовке обращения есть смысл заложить в вопрос желаемый ответ. Возможно, чиновники не станут изобретать велосипед и согласятся с аргументацией, приведенной в вопросе.

На оперативность министерства рассчитывать не стоит. Закон отводит чиновникам для ответа два месяца (п. 3 ст. 34.2 НК РФ). Обычное время ожидания (с учетом пересылки) составляет два – три месяца. Поэтому возникающие вопросы лучше направлять в министерство заранее.

Важный нюанс

Граждане могут направлять вопросы в электронном виде через официальный сайт министерства www.minfin.ru, раздел «Обращения граждан», подраздел «Электронные обращения». Для организаций и предпринимателей такой сервис не предусмотрен.

Статус писем

Конечно, при направлении запроса налогоплательщик рассчитывает, что специалисты Минфина России разрешат проблему в его пользу, например, скажут, что те или иные поступления не нужно включать в базу по налогу на прибыль. Но так бывает далеко не всегда.

Однако отчаиваться не стоит. Сами же чиновники признают, что подобные письма имеют информационно-разъяснительный характер и не являются обязательными для исполнения заявителями (письмо Минфина России от 22.04.2013 № 03-02-07/1/13890).

По сути, данные разъяснения представляют собой письменные консультации. Они не препятствуют ни налоговикам, ни организациям руководствоваться своим толкованием норм НК РФ (письмо Минфина России от 02.11.2010 № 03-03-06/1/684).

У разъяснений Минфина России есть два существенных преимущества перед комментариями иных специалистов (письмо Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138):

  • организация, которая руководствуется письмом Минфина России, адресованным ей либо неопределенному кругу лиц, не привлекается к ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ);
  • на недоимку, которая образовалась у организации, следовавшей официальным разъяснениям Минфина России, пени не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Однако если указанные письменные разъяснения были основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом), ответственности избежать не удастся.

Если Минфин России направил свое письмо налоговым органам для использования в работе, то применяющая его организация может вообще не бояться доначислений, штрафов и пеней (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.09.2009 по делу № А42-1455/2009).

Юридические риски

Даже если организация руководствуется официальными разъяснениями Минфина России, это еще не значит, что у нее не возникнет проблем с налоговой инспекцией.

Во-первых, по мнению Минфина России, налоговая ответственность и начисление пеней не грозят только тому налогоплательщику, который является получателем конкретного письма.

А ответами, адресованными другим лицам, придется пользоваться на свой страх и риск (письмо Минфина России от 20.07.2009 № 03-01-11/4-176). Иногда такую точку зрения разделяют и судьи (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.01.2013 по делу № А13-16610/2011).

Впрочем, арбитры нередко идут навстречу налогоплательщикам, которые руководствовались ответами Минфина России на чужие запросы. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 14.05.2014 № Ф05-3824/14 по делу № А40-127428/10 признал штраф за налоговое правонарушение незаконным.

Свое решение судьи обосновали тем, что налогоплательщик следовал разъяснениям Минфина России, которые были опубликованы в справочно-правовых системах и средствах массовой информации, т. е. адресованы и доступны неопределенному кругу лиц.

Аналогичный подход можно встретить и в других судебных актах (постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2012 по делу № А42-4511/2011, ФАС Московского округа от 26.11.2010 № КА-А40/13144-10 по делу № А40-113562/09-20-933).

Во-вторых, Минфин России может просто поменять свою точку зрения. Например, отвечая на вопрос о возможности учета в расходах стипендий, выплачиваемых будущим работникам, чиновники сформировали сразу три мнения, как говорится, на любой вкус:

  • стипендию нельзя учесть в расходах (письмо от 17.04.2009 № 03-03-06/1/257);
  • стипендию можно учесть в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, но только после принятия обучающегося в штат организации (письма от 08.06.2012 № 03-03-06/1/297, от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123, от 13.02.2007 № 03-03-06/1/77);
  • стипендию можно учесть в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, без всяких условий (письмо от 08.06.2011 № 03-03-06/1/336).

Возникает вопрос: может ли налогоплательщик сам выбрать удобную для него точку зрения? Чиновники на него, к сожалению, не отвечают. Да и арбитражная практика не отличается единообразием.

Одни суды считают, что руководствоваться следует более поздними письмами (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.08.2012 по делу № А70-10069/2011). Другие, установив противоречивый характер писем Минфина России, приходят к выводу об отсутствии оснований для привлечения к налоговой ответственности (постановление ФАС Уральского округа от 22.05.2012 № Ф09-2745/12 по делу № А76-11276/2011).

Практика оспаривания

Так или иначе, официальные разъяснения попадают в средства массовой информации и справочно-правовые базы, которыми пользуются не только организации, но и налоговики. А это значит, что налогоплательщик, направивший запрос в Минфин России и получивший не устраивающий его ответ, не сможет просто проигнорировать письмо.

Следует учесть!

В Обзоре приведена судебная практика за 2013 г. и более ранние периоды. По правилам, которые действовали в то время, оспаривать положения писем Минфина России нужно было в ВАС РФ. 5 августа 2014 г. этот суд был упразднен. Поэтому теперь дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматривает ВС РФ (гл. 24 ГПК РФ, п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»). Исключением являются лишь нормативные акты в сфере интеллектуальных прав. Их нужно оспаривать в Суде по интеллектуальным правам (гл. 23 АПК РФ). На сегодняшний день ни одно письмо Минфина России в ВС РФ не оспорено. Предугадать, как будет реагировать суд на подобные заявления, довольно сложно. Возможно, ВС РФ вообще не согласится с мнением упраздненного ВАС РФ и не станет признавать письма Минфина России нормативными актами.

При возникновении спорной ситуации проверяющие с большой долей вероятности найдут это разъяснение и будут руководствоваться содержащимися в нем выводами. В итоге организацию почти наверняка будут ждать доначисления, пени и штрафы. Но и из этой ситуации можно найти выход.

Летом 2014 г. Минфин России подготовил обзор обобщенной правоприменительной практики за 2013 г. о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) министерства (на основании вступивших в законную силу судебных актов) (далее – Обзор). Особое внимание в этом документе чиновники уделили оспариванию своих же писем.

Финансисты напоминают, что формально их разъяснения не считаются нормативными правовыми актами, поскольку не содержат правовых норм. Нет в них и общих правил, конкретизирующих те или иные положения закона. А раз так, то оспаривать письма Минфина России как нормативные правовые акты вроде бы нельзя (определения ВАС РФ от 20.05.2010 № ВАС-7184/10, от 21.04.2010 № ВАС-5440/10).

С другой стороны, подавляющее большинство писем публикуются в газетах, журналах и справочно-правовых системах. А значит, они доступны неопределенному кругу лиц и могут быть многократно использованы. И если принять во внимание позицию судов, согласно которой налогоплательщики в принципе могут руководствоваться любыми разъяснениями Минфина России по спорной ситуации, то налицо все признаки нормативного правового акта. Следовательно, его можно оспорить.

В подтверждение этой точки зрения в Обзоре приведено несколько дел, когда организация, получившая от чиновников не удовлетворивший ее ответ, обращалась в суд и оспаривала письмо Минфина России (решения ВАС РФ от 04.12.2013 № ВАС-13048/13, от 24.06.2013 № 4707/13, от 29.11.2012 № ВАС-13840/12).

Резюме

Самый надежный вариант – найти письмо Минфина России по спорному вопросу, которое налоговая служба довела до сведения инспекций. Такие письма размещаются на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».

Если таких писем обнаружить не удалось, имеет смысл написать свое собственное обращение в Минфин России. Полученный через пару месяцев ответ учреждение сможет использовать в работе, не боясь штрафов и пеней. Но если чиновники допустят в ответе ошибку, которая всплывет при налоговой проверке, отбиться от доначисления налогов не получится.

Кроме того, есть риск, что чиновники пришлют ответ, который не устроит учреждение и при проверке сыграет против него. В этом случае можно попытаться оспорить письмо Минфина России в ВС РФ. Однако перспективы такого разбирательства на сегодняшний день выглядят туманно.

Наконец можно воспользоваться письмом Минфина России, адресованным другому налогоплательщику. Не исключено, что проверяющие из налоговой инспекции согласятся с содержащимися в нем выводами.

В случае спора можно сослаться на приведенную в данной статье арбитражную практику, которая допускает использование подобных писем не только теми организациями, которым они адресованы.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль