У медучреждений – свои правила

668
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
Закупки товаров работ и услуг, осуществляемые медицинскими учреждениями по нормам Закона № 44-ФЗ, имеют свои особенности. Специфика связана с двумя видами продукции: медицинского оборудования и лекарственных средств. Поговорим об этом подробнее.

Медоборудование

Все заказчики и уполномоченные органы при закупке медицинского оборудования стоимостью более 500 000 руб. обязаны руководствоваться особыми правилами определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), далее – НМЦК.

Эти правила утверждены постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 № 881 «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования» (далее – Порядок № 881).

Согласно Порядку № 881 заказчики обязаны:

1 запросить о ценах не менее чем у пяти производителей (либо у всех производителей, если их менее пяти) и установить НМЦК, равной средней цене предложений;

2 при получении только одного предложения или отсутствии предложений от производителей, НМЦК определяется по средней цене пяти последних контрактов на поставку мед оборудования из реестра государственных контрактов;

3 при отсутствии и предложений производителей, и соответствующей информации в реестре госконтрактов заказчик рассчитывает НМЦК самостоятельно.

Запомнить

Согласно Порядку № 881 выбор разных производителей взаимозаменяемого медицинского оборудования осуществляется заказчиком, уполномоченным органом из числа производящих медоборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, в т. ч. с использованием базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, размещаемой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Если по рассчитанной указанными способами НМЦК торги не состоялись и контракт не заключен с единственным поставщиком, заказчик вправе провести повторные торги, увеличив НМЦК не более чем на 10%.

Помимо общего алгоритма, Порядок № 881 содержит ряд важных нюансов, например, сроки получения ценовых предложений, содержание запросов направляемых производителям. А также – закрытый перечень источников информации о ценах на медоборудование который включает:

  • предложения о ценах на медоборудование, полученные от производителей медицинского оборудования и (или) уполномоченных представителей этих производителей (далее соответственно – производители, уполномоченные представители);
  • реестр государственных контрактов, заключенных от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования, а также гражданско-правовых договоров федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов РФ, муниципальных бюджетных учреждений, размещаемый на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).

Таким образом, другими источниками информации заказчики, при определении НМЦК при закупке медицинской техники, пользоваться не вправе. Заметим, что при закупке обычных товаров, работ и услуг, заказчики могут пользоваться гораздо более обширным перечнем источников информации (ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

В связи с этим процедура определения НМЦК при закупке медтехники занимает немало времени.

Лекарственные средства

При закупке лекарственных средств нужно учитывать множество требований и исключений из общих правил, установленных нормативно-правовыми и подзаконными актами как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Эти требования относятся к правилам описания объекта закупки, способам закупки, особенностям формирования лотов, предельных значений НМЦК и т. д.

Способы закупок. Лекарственные средства нельзя закупать способом открытого конкурса. Процедурой определения поставщика будет аукцион в электронной форме. Это требование установлено ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ и распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».

Помимо этого, возможны закупки лекарственных средств без торгов, а именно: запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного поставщика.

В каких случаях заказчик может осуществлять закупку лекарственных средств запросом котировок?

1 На общих основаниях согласно ст. 72 Закона № 44-ФЗ, при этом:

  • НМЦК каждого запроса котировок не должна превышать 500 000 руб.;
  • годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб.

2 В соответствии с ч. 1 ст. 76 Закона № 44-ФЗ. Исходя из положений закона, можно закупать независимо от цены контракта лекарственные средства, отсутствие которых приводит к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан в случаях:

  • вынесения судом определения об обеспечении иска, поданного заказчиком в связи с неисполнением контракта на поставку указанных лекарственных средств, или решения о расторжении контракта на поставку таких средств;
  • отмены результатов конкурса или электронного аукциона контрольным органом в сфере закупок и принятии им решения (по заявлению заказчика) о возможности осуществления закупки лекарственных средств запросом котировок либо при расторжении ранее заключенного контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

В упомянутых случаях вместо предельной начальной цены контракта Закон № 44-ФЗ устанавливает иные ограничения:

  • контракт заключается на срок, не превышающий того, что необходим для проведения электронного аукциона на поставку лекарственных средств;
  • количество поставляемых по контракту лекарственных средств не может превышать необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан в течение указанного срока.

3 Закупка лекарственных средств для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. Для этого заказчик в соответствии со ст. 80 Закона № 44-ФЗ ежегодно проводит предварительный отбор участников закупки, чья квалификация соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставку лекарств. По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, среди которых проводится запрос котировок. Руководствоваться нужно распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 № 1765-р «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».

Использование запроса предложений для закупки лекарственных средств возможно в трех случаях:

1 Закупка лекарственных средств по решению врачебной комиссии учреждения здравоохранения для назначения пациенту при наличии медицинских показаний. Решение врачебной комиссии фиксируется в медицинских документах пациента, а также в журнале заседаний врачебной комиссии. Закон № 44-ФЗ предусматривает (п. 7 ч. 2 ст. 83), что объем закупаемых в этом случае лекарственных препаратов не должен превышать тот, который необходим пациенту в течение срока лечения. При этом должны быть соблюдены требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» об обезличивании персональных данных;

2 Закупка лекарственных средств, являющихся предметом контракта, расторгнутого в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Если до расторжения контракта поставщик осуществил частичную поставку лекарственных средств, новый контракт должен быть заключен на оставшееся количество лекарственных средств, а его цена уменьшена пропорционально их количеству.

3 Признание повторного электронного аукциона (первичного) не состоявшимися в связи с отсутствием претендентов на заключение контракта (когда не подано ни одной заявки или все заявки отклонены), за исключением случая, когда по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе все заявки отклонены (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Нормативный документ

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2014 год утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.12.2013 № 2427-р. Осуществлять закупки лекарств в соответствии с ч. 1 ст. 76 Закона № 44-ФЗ можно только в рамках указанного перечня.

Единственный поставщик. Закупка возможна при осуществлении так называемых малых закупок:

  • на сумму не более 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Нужно, чтобы совокупный годовой объем таких закупок не превышал 2 млн руб., или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не составлял более 50 млн руб.;
  • на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Этой нормой могут руководствоваться только заказчики, прямо в ней указанные. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данной нормы, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб.

Также покупка у единственного поставщика допускается при признании конкурентной закупки (электронного аукциона, запроса котировок или запроса предложений) на поставку лекарственных средств несостоявшейся в связи с наличием только одного претендента на заключение контракта (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В этом случае заказчик может заключить контракт с таким претендентом, но только по согласованию с контрольным органом соответствующего уровня.

Последний вариант – закупка лекарственных средств для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В отношении такой закупки установлены следующие ограничения:

  • цена контракта не может превышать 200 тыс. руб.;
  • объем закупаемых лекарственных средств не должен превышать тот, что требуется пациенту в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных средств путем проведения запроса предложений по п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ;
  • предметом одного контракта не могут быть лекарственные средства, предназначенные для назначения двум и более пациентам.

Особенность осуществления такой закупки – обязанность заказчика направить в уполномоченный на ведение реестра контрактов орган не только сам контракт, но и решение врачебной комиссии для его размещения в реестре контрактов.

Техническое задание. Для многих закупщиков представляется сложным правильно составить описание закупаемых лекарственных средств. В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер.

При этом указываются функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В свою очередь, согласно требованиям п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ при закупке лекарственных средств документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования (МНН) лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Таковы требования, однако лекарства не имеют в общепринятом понятии размеров, технических, функциональных характеристик. Лекарственные средства, как правило, характеризуются такими критериями как: состав, лекарственная форма, фармакологические свойства, показания и противопоказания к применению, доза, упаковка, количество доз в потребительской упаковке и т. п.

Соответственно и понятие эквивалентности для лекарственных средств отличается от понятия эквивалентности для товаров, имеющих технические параметры. Формирование лотов. При формировании лотов следует соблюдать требования постановления Правительства РФ от 17.10.2013 № 929 «Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями». Этим постановлением установлено несколько вариантов предельного значения начальной цены контракта, при котором допускается объединение в один контракт (лот) лекарственных средств с различными наименованиями. Так, для заказчиков, закупающих лекарственные препараты на сумму менее 500 млн руб. в год, данное значение определено на уровне 1 млн руб., от 500 млн до 5 млрд руб. – 2,5 млн руб., более 5 млрд руб. – 5 млн руб.

Запомнить

Техническое задание должно быть составлено так, чтобы оно не ограничивало конкуренцию. За исключением предусмотренных законом случаев, когда закупаются лекарственные средства по медицинским показаниям для конкретного пациента (например, в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль