Росфиннадзор может проверить любой этап закупки

953
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Проведение конкурентных процедур закупок – один из основных способов экономии средств как бюджета, так и учреждений. Вот почему контролю в данной сфере уделяется самое пристальное внимание. Ранее мы рассказывали о роли, отведенной в этом процессе Федеральному казначейству. На очереди Росфиннадзор. Рассмотрим его контрольные полномочия в части закупок.

Полномочия по Закону № 44-ФЗ

В отличие от действовавшего ранее Закона № 94-ФЗ полномочия Росфиннадзора прописаны непосредственно в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), а именно в ч. 8 ст. 99.

Так, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в т. ч. Росфиннадзор, осуществляют контроль в отношении:

  • соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона № 44-ФЗ, и обоснованности закупок (с 1 января 2016 г.);
  • соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона № 44-ФЗ;
  • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
  • применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  • соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  • своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  • соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

В соответствии с Законом № 44-ФЗ орган внутреннего госфинконтроля может проверить любой этап закупочного цикла – от составления планов закупок и планов-графиков до исполнения контракта.

Следует учесть!

Росфиннадзором подготовлен проект приказа об утверждении общих требований к порядку осуществления контроля за соблюдением Закона № 44-ФЗ органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ и местных администраций. Текст проекта размещен на сайте http://regulation.gov.ru/. Согласно документу контрольные мероприятия осуществляются посредством проведения плановых, внеплановых, выездных, камеральных и встречных проверок. Максимальный срок проведения камеральной и выездной проверки – 30 рабочих дней.

Предписания об устранении нарушений, связанных с обоснованностью начальной (максимальной) цены контракта, нормированием, должны быть вынесены до начала торгов. В дальнейшем любое предписание будет задевать интересы не только и не столько заказчика, сколько поставщика, который не имеет к нарушению никакого отношения. Поэтому орган финконтроля сможет только штрафовать заказчиков. Принимать решение о том, приостанавливать торги или нет, должен орган контроля в сфере закупок. На федеральном уровне это ФАС России.

На этапе исполнения контракта переиграть закупку уже невозможно. Финансовый контролер может только направить судебный иск о признании закупки необоснованной и необходимости расторгнуть контракт.

Росфиннадзор осуществляет контроль в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд (ч. 9 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). В отношении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд эту функцию выполняют соответственно орган государственного финансового контроля, являющий органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта РФ, орган муниципального финансового контроля, являющийся органом (должностными лицами) местной администрации.

Кроме того, в компетенцию Росфиннадзора входит проверка того, как региональные и местные органы финансового контроля выполняют возложенные на них функции (ч. 11.1, 11.2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Пересечения с ФАС России нет

Как показывает практика, о сфере компетенции Росфиннадзора осведомлены не все заказчики и участники закупок. Многие по инерции направляют свои жалобы на действия заказчиков в ФАС России. Что происходит с такими жалобами?

Пример

1. В Саратовское УФАС России поступила жалоба на отсутствие в документации об аукционе обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Антимонопольное управление рассмотрело ее и вынесло решение, что в силу ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 полномочия по рассмотрению данного вопроса принадлежат Росфиннадзору.

В связи с этим для УФАС России не представляется возможным сделать вывод в отношении использования заказчиком метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта (решение от 03.04.2014 по делу № 47-14/гз).

2. Ростовское УФАС России было вынуждено рассмотреть схожую жалобу – о том, что заказчиком неверно избран способ обоснования начальной цены контракта. В этом случае управление также разъяснило, что полномочия контрольных органов, установленные ст. 99 Закона № 44-ФЗ, разграничены, в связи с чем рассмотреть такую жалобу по существу оно не может, и признало ее необоснованной. Но в решении было отмечено, что сформированные материалы дела будут переданы в органы внутреннего государственного финансового контроля (решение от 05.03.2014 по делу № 315/03, 353/03).

Таким образом, в компетенции Росфиннадзора – контроль финансовой стороны закупки, т. е. обоснования начальной (максимальной) цены контракта, применения финансовых санкций к поставщикам и некоторые другие вопросы.

В свою очередь, ФАС России контролирует соблюдение процедурной стороны закупки: правильность выбора способа определения поставщика, содержание аукционной/конкурсной документации, требования к характеристикам товара, порядок оценки и сопоставления заявок и т. д.

Росфиннадзор, как и любой другой контролирующий орган, обязан своевременно и полно рассматривать устные и письменные обращения граждан и юридических лиц, принимать по ним решения и направлять заявителям ответы в установленный законодательством срок (п. 5.7 Положения о Росфиннадзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 № 77).

Конкретизация полномочий

Помимо Закона № 44-ФЗ контрольная деятельность Росфиннадзора в сфере закупок регулируется иными нормативными правовыми актами.

Правила осуществления контрольных полномочий. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 утверждены Правила осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее – Правила № 1092). В отношении закупок в нем:

  • перечислены объекты контроля – заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, выполняющие действия, направленные на осуществление в соответствии с Законом № 44-ФЗ закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;
  • предусмотрены критерии для отбора контрольных мероприятий:
    • информация о наличии признаков нарушений, выявленная по результатам анализа данных единой информационной системы в сфере закупок;
    • объем бюджетных расходов в размере более 10 млн руб., направленный на осуществление закупок для обеспечения федеральных нужд (с 8 ноября 2014 г.);
  • указано, что контрольные действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля;
  • оговорено, что должностные лица Росфиннадзора вправе обращаться в суд с исками о возмещении ущерба, причиненного государству нарушением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также с 8 ноября 2014 г. – с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с ГК РФ;
  • предусмотрено, что при осуществлении деятельности по контролю в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок для обеспечения федеральных нужд, в рамках одного контрольного мероприятия могут быть реализованы полномочия Росфиннадзора по контролю за соблюдением как бюджетного законодательства, так и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также полномочия службы, предусмотренные ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ;
  • установлено, что результаты проведения контрольных мероприятий размещаются на официальных сайтах Росфиннадзора и его территориальных органов, а также в единой информационной системе в сфере закупок.

Положение о Росфиннадзоре. Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 № 77. В нем помимо прочего прописаны конкретные полномочия должностных лиц службы при осуществлении контрольных мероприятий. Они имеют право:

  • проходить на территорию объекта контроля, а также во все здания и помещения, занимаемые этим объектом, независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы;
  • в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий изымать необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством, оставляя акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах.

В то же время при проведении ревизий и проверок должностные лица Росфиннадзора не должны вмешиваться в оперативную деятельность объектов контроля, если иное не установлено законом.

Административный регламент. Росфиннадзор работает на основании Административного регламента исполнения государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.2014 № 18н.

В нем, в частности, оговорено, что при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд Росфиннадзор направляет обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в установленный срок.

Положение о территориальных органах Росфиннадзора. Документ утвержден приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н. Опуская очевидные полномочия по осуществлению проверок правомерности и эффективности использования бюджетных средств, стоит остановиться на не столь явных. Так, территориальное управление Росфиннадзора имеет право:

  • требовать от руководителей проверяемых организаций создания надлежащих условий для проведения контрольных мероприятий: предоставления необходимого помещения, оргтехники, услуг связи, транспорта, канцелярских принадлежностей и обеспечения работ по делопроизводству;
  • взаимодействовать с правоохранительными органами в ходе проведения контрольных и надзорных мероприятий, а также реализации материалов ревизий и проверок, направлять правоохранителям информацию по фактам обнаруженных подлогов, подделок и других злоупотреблений (28 августа 2014 г. подписано соглашение о взаимодействии МВД России и Росфиннадзора № 1/8059, № 01-08-31/4451);
  • проводить встречные проверки в организациях любых организационно-правовых форм, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы;
  • заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
  • привлекать для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции управления.

Применение санкций

Росфиннадзор рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ:

  • 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов»;
  • 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств»;
  • 15.15–15.15.16: группа статей за различные нарушения бюджетного законодательства;
  • ч. 20 ст. 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль». Невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Применительно к контролю в сфере закупок стоит заострить внимание именно на последней норме. Она введена только с августа 2013 г., и штраф для должностных лиц стал значительно больше. Прежде за неисполнение предписаний Росфиннадзора должностных лиц наказывали по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ – штрафом от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацией на срок до трех лет. Но был предусмотрен еще и штраф для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб.

Для сравнения: за неисполнение предписания ФАС России должностных лиц наказывают меньшим штрафом – от 18 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией на срок до трех лет. Плюс предусмотрен штраф для юрлиц от 300 000 до 500 000 руб. (ч. 2.1 ст. 19.5 КоАП РФ).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль