Бюджетный кодекс ждут глобальные преобразования

391
 Саакян Т.В.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ
В 2015 год мы вошли не только с надеждой на лучшее, но и с новыми законодательными нормами. К примеру, с января вступают в действие требования Закона № 44-ФЗ о том, что все государственные и муниципальные заказчики обязаны формировать план закупок. Причём на долгосрочную перспективу. Об этой и других важных новациях рассказывает наш эксперт.

В текущем году меняется порядок планирования закупок для государственных и муниципальных нужд. Что при этом учесть заказчикам?

Каждый заказчик, на которого распространяется законодательство о контрактной системе (а это казённые и бюджетные учреждения, органы власти), должен осуществлять планирование закупок. При этом требование Закона № 44-ФЗ о необходимости формирования плана закупок и плана-графика закупок вступает в силу с отложенным сроком – с 1 января 2015 г., если не принято решение о досрочном вводе в действие ст. 17 и 21 данного Закона.

Чтобы обеспечить таких «революционеров» нормативной правовой базой, Правительством РФ еще в 2013 г. утверждено два важных постановления – № 1043 и № 10442, которыми установлены требования к формированию планов закупок и планов-графиков субъектами РФ и муниципалитетами, а также формы этих документов.

В обязательном порядке заказчики начнут осваивать новую систему планирования в середине 2015 г. в период составления проекта закона (решения) о бюджете. В целях подготовки к этому серьёзному процессу будут утверждены соответствующие нормативные правовые акты (в т. ч. по планированию и нормированию закупок), а также создан качественный информационный продукт, т. к. при составлении плана закупок и плана-графика заказчику потребуется обработать большой массив информации.

Если понадобится уточнить показатели планирования, можно ли будет подкорректировать план закупок и план-график?

Закон № 44-ФЗ и подзаконные акты по совокупности устанавливают широкий перечень оснований для внесения изменений в указанные планы. И данный перечень не является закрытым. Любой плановый документ может быть изменён, в т. ч. по планированию закупок. Ведь это оперативные документы.

План-график государственного (муниципального) заказчика является приложением к бюджетной смете, а для заказчика бюджетного учреждения - к плану финансово-хозяйственной деятельности. Соответственно, как смету и план ФХД, его можно будет корректировать.

В чём принципиальное отличие новой системы планирования от старой?

Основная новация состоит в том, что каждому заказчику независимо от объёмов закупок надо будет сформировать план закупок на три года. То есть в 2015 г. мы должны продумать, какие закупки будем совершать в 2016–2018 гг.

И не просто описать их, но определить объём планируемых платежей. А в плане-графике – «разложить» первый год (2015-й) на показатели планируемых объектов закупок с обоснованием цели закупки (для чего мы приобретаем данный объект).

…в обязательном порядке заказчики начнут осваивать новую систему планирования в середине 2015 г…

Если закупка осуществляется в целях обеспечения функции, необходимо обосновать её исходя из правил нормирования, с учётом нормативных затрат, определяющих предельные объёмы затрат (в денежном выражении) на обеспечение функции конкретного должностного лица или группы должностей.

Если объект закупки включён в специальный перечень товаров, работ и услуг, то на него распространяется требование по соблюдению соответствия установленным свойствам (функциональным, технологическим и иным характеристикам, в т. ч. предельная цена), обусловливающим его пригодность для эксплуатации в целях оказания государственных и муниципальных услуг и выполнения полномочий, но не приводящим к приобретению предметов роскоши.

Нормирование – очень важная составляющая процедуры закупки, которая будет подвержена тщательному контролю со стороны различных структур, в т. ч. Счётной палаты РФ.

Главное внимание сегодня уделяется развитию информационных технологий. Насколько эффективно, на Ваш взгляд, работают официальные интернет-ресурсы, в т. ч. для размещения обязательных сведениях об учреждениях?

Сейчас в Минфине России разрабатывается новая редакция Бюджетного кодекса РФ, одна из определяющих глав которого будет посвящена информационному обеспечению бюджетного процесса. И это не случайно. Без развития информационных технологий, позволяющих своевременно обрабатывать большой массив взаимосвязанной информации, невозможно сформировать базовые и ведомственные перечни услуг и работ, осуществлять бюджетное планирование и планирование закупок.

Уже давно существует реестр госконтрактов. В него включены все контракты, заключённые в Российской Федерации. В прошлом году был создан реестр соглашений о субсидиях из бюджета.

После заключения соглашения его сканированная копия в течение трёх дней должна быть размещена в реестре. Важность этого публичного ресурса трудно переоценить: в нём наглядно видно, кто, за что и в каком объёме получает бюджетные средства. Сегодня мы расширили перечень соглашений, которые подлежат размещению в реестре. Это субсидии бюджетным и автономным учреждениям; все межбюджетные субсидии, бюджетные инвестиции хозяйственным обществам.

…план-график государственного (муниципального) заказчика является приложением к бюджетной смете…

В 2015 г. вводится новый реестр государственных заданий в дополнение к действующей норме о размещении задания на официальном сайте госучреждений (Приказ № 86н). Но, как показывает практика, не всегда информационные системы функционируют достаточно хорошо, в т. ч. в техническом плане и нормативном регулировании. Не реализована идея так называемого единовременного ввода, когда единожды введённый в систему показатель используется для формирования различных формуляров и отчётных форм. Те или иные реестры сегодня создаются каждый раз «с нуля», без использования (либо только с частичным использованием) информации, имеющейся в других ресурсах.

Вы уже упоминали об изменениях в Бюджетный кодекс РФ. Насколько глобальны будут новации?

Речь сегодня идёт не о каких-то точечных поправках, а о совершенно новой редакции Бюджетного кодекса. Работу над этим ведут различные департаменты Минфина России, затем к ним подключатся другие органы власти, Счётная палата РФ. Новая редакция Кодекса значительно расширяет сферу регулирования. Его нормы будут распространяться не только на участников бюджетного процесса, но и те структуры, которые с ними взаимодействуют при получении средств из бюджета (бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия, иные юридические лица).

В связи с расширением сферы регулирования Бюджетного кодекса, в него будут перенесены некоторые нормы, установленные ранее Законом № 7-ФЗ. Изменится структура Кодекса, а также понятийный аппарат. К примеру, понятия «главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств» и «получатель бюджетных средств», вполне возможно, будут заменены на более точные определения: главный распорядитель (распорядитель) расходов бюджета и администратор расходов бюджета.

Ведь ни один из этих участников бюджетного процесса не имеет дело со средствами, они оперируют другими показателями по расходам бюджета (лимиты бюджетных обязательств, бюджетные ассигнования). Такие нововведения потребуют корректировки большого объёма подзаконных актов, поэтому любые новации должны вводиться с учётом всех последствий для системы.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль