Учимся управлять внутренними рисками

342
 Ставрова Т.
Заместитель начальника отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Свердловской области
Любая масштабная государственная структура должна иметь эффективную систему контроля и управления рисками. Это позволит своевременно принимать грамотные управленческие решения и повышать результативность проблемных направлений деятельности организации. С определёнными рисками в процессе реализации установленных законодательством функций сталкиваются и органы Федерального казначейства. В данной статье речь пойдёт о внутренних рисках.

Внутренние риски

На сегодняшний день в органах Федерального казначейства (далее – ОФК) выстроена система оценки результативности деятельности, в целях которой проводится большая работа по сбору и анализу информации о качестве работы подразделений и выявлению их рискоёмкости.

Под внутренними рисками при этом подразумевается влияние внутренних факторов на показатели эффективности деятельности ОФК. Управление ими должно способствовать совершенствованию функционирования организации, как самостоятельного объекта, а также оказывать влияние на существование внешних рисков (т. е. внешних факторов).

Каждый ОФК имеет свой уникальный опыт выявления рискоёмких направлений деятельности и их отдельных участков, а также последующего управления рисками, несмотря на общность подходов. Рассмотрим такой опыт на примере Управления Федерального казначейства по Свердловской области (далее – Управление).

При определении картины рискоёмкости Управлением систематически проводится аналитическая работа на основе данных о результатах выполнения функций/задач структурными подразделениями.

При этом учитываются нарушения:
1) выявленные структурными подразделениями в ходе мероприятий по внутреннему контролю;
2) выявленные при проверках, проводимых отделом внутреннего контроля и аудита Управления.

В свою очередь, оценка результативности деятельности структурных подразделений Управления основывается на оценке результативности деятельности соответствующих гражданских служащих.

Управление анализирует и учитывает нарушения, допущенные структурными подразделениями как в текущих оцениваемых периодах, так и (при необходимости) в прошлых периодах. Данный подход используется как инструмент мотивации федеральных гражданских служащих в целях повышения результативности их деятельности.

Модели мотивации

В результате анализа данных о нарушениях, выявленных в период с IV кв. 2013 г. по I кв. 2014 г. и последующего их учёта при оценке результативности деятельности в разрезе исполнителей, Управлением были выделены определённые модели мотивации госслужащих.

Модель 1. Снижение оценки результативности деятельности специалиста в оцениваемом периоде в результате допущенных им нарушений при выполнении задач в рамках возложенных должностных обязанностей обусловливает недопущение им нарушений в последующих периодах и приводит к повышению оценки результативности деятельности специалиста и структурного подразделения (рис. 1).

Рис. 1. Специалист оценил результат и повысил показатели

Модель 2. Снижение оценки результативности деятельности специалиста А в оцениваемом периоде в результате допущенных им нарушений не приводит к недопущению им нарушений в следующем периоде. Затем вновь следует снижение его оценки результативности деятельности и увольнение. Дальнейшее выполнение задач по данному направлению деятельности другими специалистами обусловливает отсутствие нарушений и соответственно приводит к повышению оценки результативности деятельности структурного подразделения (рис. 2).

Рис. 2. Специалист не повысил показатели и был уволен

Модель 3. Снижение оценки результативности деятельности специалиста в оцениваемом периоде в связи с допущенными им нарушениями при выполнении задач в рамках возложенных должностных обязанностей приводит к недопущению им нарушений в последующих периодах только на определённое время и соответственно к временному повышению оценки результативности деятельности (рис. 3).

Рис. 3. Временное повышение результативности

Приведённые типовые модели мотивации стали базой для принятия управленческих решений в отношении соответствующих гражданских служащих (учёт оценки результативности деятельности служащего при его премировании, аттестации; перераспределение выполняемых должностных обязанностей, нагрузки между специалистами; проведение обучения сотрудников и т. д.).

Карта рисков

С целью упорядочения процесса было принято решение о разработке Порядка управления рисками (далее – Порядок), основными составляющими которого стали:

  • управление рисками на уровне структурных подразделений;
  • внутренний аудит качества управления рисками, проводимый отделом внутреннего контроля и аудита.

К ключевым структурным компонентам Порядка можно отнести разработку Карты рисков, представляющей собой набор электронных таблиц с определёнными показателями (уровень нарушений, уровень риска на начало текущего года / по итогам оцениваемого периода, динамика уровня риска, вероятность возникновения риска) – см. табл. 1.

Критерии рисков

Уровень риска зависит от вероятности его возникновения и возможных последствий. Значение уровня нарушений на начало текущего оцениваемого года определяется как среднеквартальное, исходя из данных о нарушениях по итогам предыдущего оцениваемого года. В случае отсутствия нарушений (данных о нарушениях) значение их уровня на начало текущего оцениваемого года принимается условно равным 1.

Значение уровня риска на начало текущего оцениваемого года устанавливается условно исходя из данных о рискоёмкости направления деятельности по итогам предыдущего оцениваемого года. В случае отсутствия направления деятельности (данных о рискоёмкости направления деятельности) значение риска на начало текущего оцениваемого года принимается условно исходя из потенциальной рискоёмкости.

Для обозначения уровня риска используются критерии:

  • 50–100% – высокий уровень риска (количество выявленных нарушений при обработке документов, выполнении операций, процедур по направлению деятельности составляет более 50% от общего количества обработанных документов, выполненных операций, процедур);
  • 10–50% – средний уровень риска;
  • до 10% – низкий уровень риска.

При проведении анализа управления рисками используются:

  • метод сравнения;
  • графический метод.

Метод сравнения позволяет оценить работу Управления, определить динамику показателей, установить причины нарушений и выявить резервы. Показатели текущего оцениваемого периода сравниваются с соответствующими показателями на начало года, а также предыдущего оцениваемого периода. В целях обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей используется их процентное значение (см. табл. 2). Графический метод позволяет нагляднее представить полученные результаты (рис. 4).

Рис. 4. Качество управления рисками

Отдел внутреннего контроля и аудита Управления ежеквартально по итогам оцениваемого периода представляет руководству организации полученную аналитическую информацию. При этом Управление находится в процессе постоянного поиска путей повышения эффективности выполнения функций в рамках возложенных полномочий и механизмов их реализации.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль