Привилегии Закона № 44-ФЗ для сферы образования

702
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
В Законе № 44-ФЗ выделен ряд положений, касающихся особенностей проведения закупок образовательными организациями. Вместе с тем бюджетные учреждения, относящиеся к этой сфере, должны придерживаться и общих норм законодательства. Каких именно, читайте далее.

Способы закупки

Законом № 44-ФЗ предусмотрено несколько альтернативных вариантов закупочных процедур. Так, к конкурентным способам закупки относятся: конкурс (простой, с ограниченным участием, двухэтапный); аукцион (в т. ч. электронный); запрос котировок и запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Недостатками таких процедур являются их длительность и значительный объем закупочной документации, который сопровождает процесс закупки.

Неконкурентные условия предусматривает закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Законом № 44-ФЗ (ст. 93) предусмотрено 37 случаев, когда заказчик имеет право заключить соглашение с любым исполнителем по прямому выбору.

Рассмотрим каждый из способов с учетом особенностей деятельности учреждений сферы образования.

Конкурс

В общем случае конкурс представляет собой способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Закон о контрактной системе устанавливает необходимость осуществлять закупку преимущественно путем проведения открытого конкурса.

Исключения составляют случаи, прямо предусмотренные ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84, 93 Закона № 44-ФЗ. Здесь, в частности, оговариваются условия проведения конкурса с ограниченным участием (для привлечения поставщиков определенной квалификации и закупки услуг (работ) по сохранению объектов культурного наследия); двухэтапного конкурса (для проведения научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий, в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения и пр.).

Итак, если нет законодательных запретов и ограничений, то заказчик обязан выбрать конкурс в качестве способа определения поставщика.

Запомнить

Под открытым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1. ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

Электронный аукцион

Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р установлен Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее – Перечень № 2019-р). Однако данные товары (работы, услуги) в ряде случаев допускается закупать также посредством запроса котировок, запроса предложений и у единственного поставщика с учетом запретов и ограничений, установленных Законом № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 59).

На региональном уровне могут быть установлены дополнительные перечни товаров (работ и услуг), закупаемых через электронный аукцион, поэтому практика закупок в различных субъектах РФ может между собой отличаться номенклатурными позициями. В Перечень № 2019-р в т. ч. включены одежда, изделия из бумаги и печатная продукция, пищевые продукты, оборудование офисное и техника вычислительная, автотранспортные средства и др. При этом документ содержит ряд исключений, когда отдельные категории заказчиков имеют право игнорировать обязательность проведения электронного аукциона.

Пример 1

Закупка пищевых продуктов – код 15 (по ОК 034-2007 (ОКПД)1) для нужд некоторых категорий заказчиков из сферы образования может осуществляться не электронным аукционом, а конкурсом (с ограниченным участием). К таковым относятся:

  • дошкольные образовательные учреждения;
  • общеобразовательные учреждения;
  • образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением;
  • нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности;
  • образовательные учреждения дополнительного образования детей и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей.

Таким образом, образовательная организация при закупках пищевых продуктов самостоятельно должна сделать выбор либо в пользу электронного аукциона, либо в пользу конкурса (с ограниченным участием).

Запрос котировок

Основным критерием выбора запроса котировок является сумма начальной (максимальной) цены контракта, которая не должна превышать 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ). Вторым обязательным критерием является годовой объем таких закупок. Он не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ) заказчика и не может составлять более чем 100 млн руб.

Запомнить

В случае если заказчик уже выбрал котировочный лимит (к примеру, 10% от СГОЗ), то определение способа закупки становится очевидным – электронный аукцион, а в исключительных случаях – конкурс.

Пример 2

Если у заказчика СГОЗ составляет 6 млн руб., то запросом котировок он имеет право закупить товаров (работ, услуг) на сумму не более 600 тыс. руб. в течение всего года. По количеству заключаемых контрактов комбинации вариантов могут быть различны. Например, четыре контракта по 150 тыс. руб. или три контракта по 200 тыс. руб. или один контракт на 500 тыс. руб. и один на 100 тыс. руб. и т. п. по итогам текущего года вне зависимости от времени их заключения (в начале, середине или конце года).

Запрос предложений

Запрос предложений – это способ, при котором победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, наилучшим образом удовлетворяющее потребности заказчика (ч. 1 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Данный способ представляет собой процедурный коктейль конкурса, аукциона и запроса котировок. Законом о контрактной системе предусмотрено право заказчика осуществлять закупку путем проведения запроса предложений только в исключительных случаях, всего их семь.

Если закупки осуществляются учреждениями сферы образования, то наиболее востребованными являются (пп. 6, 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ):

  • признание повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися;
  • осуществление закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого произведено заказчиком в одностороннем порядке .

У заказчика в данных случаях нет обязанности использовать указанный способ закупки, это лишь его право.

Пример 3

Заказчик объявил электронный аукцион, но по истечении срока окончания подачи заявок не подано ни одной из них. Заказчик имеет право объявить аукцион (повторно) или запрос предложений.

Необходимо принимать во внимание процедурную особенность запроса предложений – Законом № 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика на внесение изменений и его отмену. Но у данного способа закупки есть неоспоримый плюс – сроки. Так, извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе (на официальном сайте) не позднее чем за пять дней до даты проведения запроса (ч. 3 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Это самые короткие сроки из всех конкурентных процедур.

Единственный поставщик

Основания для выбора единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Перечень таких оснований зависит от двух факторов:

1 когда проведение конкурентных процедур нецелесообразно с экономической точки зрения, т. е. цена закупки незначительна по сравнению с затратами времени, например, на организацию конкурса;

2 предмет закупки настолько специфичен, что конкуренция на данном рынке товаров (работ, услуг) фактически отсутствует, либо субъект обладает исключительными правами.

Ряд оснований носит общий характер, т. е. распространяется на любую категорию заказчиков вне зависимости от сферы деятельности в т. ч.:

  • закупка коммунальных услуг;
  • заключение контракта на поставку товаров (работ, услуг), вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы;
  • закупка услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
  • заключение контракта на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода (гида) физлицами и т. п.

Закупка по лимиту

Отдельного внимания заслуживает п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – осуществление закупки товаров (работ, услуг) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн руб. или 5% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Таким образом, у заказчика есть право выбора: осуществлять закупки без учета 5%, но с годовым лимитом в 2 млн руб. либо – исходя из ограничения 5% (но не более 50 млн руб.).

Пример 4

Если у заказчика СГОЗ составляет 6 млн руб., то две из них можно осуществлять на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, но с учетом, что объем одного соглашения не должен превышать 100 тыс. руб. Если же СГОЗ составляет 60 млн руб., то заказчику интереснее сделать выбор в пользу 5%, т. к. эта сумма будет составлять 3 млн руб.

Для государственной (муниципальной) образовательной организации Законом о контрактной системе предусмотрено специальное основание для заключения соглашения с единственным исполнителем (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ): осуществление закупки товаров (работ, услуг) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать 50% СГОЗ и не должен составлять более чем 20 млн руб.

В данном случае на заказчика накладывается обязанность по текущему контролю и учету указанных сумм, чтобы по итогам года не превысить пределы 2 млн руб., 5 или 50%.

Пример 5

Пример 5 Образовательная организация, имея СГОЗ на 2015 г. в размере 10 млн руб., может осуществлять прямые закупки на сумму, не превышающую 5 млн руб.

Исключительные услуги

Закупка в целях пополнения и формирования библиотечного фонда. Образовательные организации в целях комплектования библиотечных фондов могут осуществлять закупку печатных изданий без процедур торгов непосредственно у авторов или в издательстве, если они являются исключительными правообладателями.

Это, в частности:

1 закупка печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей, если этим издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

2 закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При закупке произведений по данному положению подтверждающими документами могут быть:

  • копия договора на тиражирование произведения с типографией (если автор издал ее за свой счет);
  • нотариально заверенное заявление автора о том, что авторские права на данное произведение принадлежат ему;
  • нотариально заверенные копии свидетельств о праве на наследство авторского права (предоставляется наследником).

Нормативный документ

В соответствии с приказом Минобрнауки от 23.07.2013 № 611 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется министерством на основе предложений координационного органа. В свою очередь, координационный орган формирует предложения по признанию организации федеральной инновационной площадкой на основании результатов экспертизы проектов (программ). Признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется на период реализации проекта (программы).

По его истечении по предложению координационного органа Минобрнауки принимается решение либо о прекращении, либо о продлении деятельности инновационной площадки.

Закупка в целях организации отдыха и досуга. С целью организации и проведения культурно-массовых мероприятий под конкретные требования и условия образовательная организация так же имеет возможность заключать контракты с единственным исполнителем, например в следующих случаях:

  • посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и путевок – бланков строгой отчетности (п. 18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • заключение контракта с конкретным физлицом на создание произведения литературы или искусства (п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Закупка в рамках инновационной деятельности. Организации, осуществляющие образовательную деятельность и признанные в соответствии с законодательством об образовании федеральными или региональными инновационными площадками, имеют право заключать контракты на поставки оборудования (в т. ч. его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимые для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на них за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования (п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, реализующие инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования (ст. 20 Федерального закона от 20.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами госвласти субъектов РФ.

Двойной режим закупок

Одним из возможных вариантов оптимизации закупочной деятельности образовательной организации является принятие и размещение в единой информационной системе (на официальном сайте) Положения о закупках в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). В этом случае учреждение вправе осуществлять закупки:

1 за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в т. ч. иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2 в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения обязательств контракта;

3 за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических, юридических лиц, в т. ч. в рамках предусмотренных учредительным документом основных видов деятельности.

Нормативный документ

Локальный нормативный акт (Положение о закупках) для работы по Закону № 223-ФЗ должен быть утвержден учредителем и заказчиком одновременно (см., например, Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных учреждений, утв. Минобрнауки России 17.01.2014).

При разработке Положения о закупках необходимо учитывать специфику закупочной деятельности образовательной организации. Например, в него можно включить пункт о возможности заключения контракта с единственным поставщиком:

  • при закупке услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций и представителей иностранных государств (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);
  • при возникновении потребности в закупке услуги по обеспечению участия на семинаре, выставке, конференции, курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, стажировки, уплате членских взносов;
  • при возникновении потребности в товарах, работах, услугах для исполнения обязательств в соответствии с договором, по которому заказчик является поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • при осуществлении закупки услуг фиксированной и мобильной связи в связи с наличием существующей у заказчика номерной емкости конкретного оператора связи;
  • если существует срочная потребность в продукции и проведение процедур торгов или использование иного способа закупки по причине отсутствия времени нецелесообразно при условии, что обстоятельства, обусловившие срочность, не являются результатом медлительности со стороны заказчика и др.

Запомнить

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ переход на работу в рамках Закона № 223-ФЗ (размещение Положения о закупках) нужно осуществить до начала финансового года.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль