Как оценить результат социального обслуживания

308
 Чагин К.
Автор: Чагин К.
Консультант по социальной политике Института экономики города
В последнее десятилетие во многих российских регионах и муниципальных образованиях осуществлялась реализация разнообразных программ и проектов, направленных на внедрение в практику механизмов управления и бюджетирования по результату. Одним из условий такого управления является наличие методики оценки фактической результативности оказания государственных и муниципальных услуг.

Пилотный проект

В 2008 г. Институт экономики города совместно с департаментом социальной защиты населения Приморского края реализовал проект по пилотной оценке результативности социального стационарного обслуживания общего типа граждан пожилого возраста и инвалидов (далее – пилотный проект). В ходе проекта были определены ожидаемые результаты обслуживания, показатели его результативности, источники информации, созданы инструменты для ее сбора и, наконец, проведен сам сбор информации и ее анализ. В силу того что применение методик оценки результативности нередко требует выделения на это ресурсов, а каких-то требований по обязательности такой оценки в действовавшей тогда нормативной правовой базе не было, проект не получил продолжения и разработанная методика не стала использоваться дальше.

Однако в настоящий момент, когда актуальной и требуемой законодательством становится независимая оценка качества социального обслуживания, опыт пилотного проекта может быть полезен для методического обеспечения такой оценки. С целью обмена опытом и написана данная статья.

Ожидаемые результаты

Нормативный документ

Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 утвержден примерный перечень социальных услуг по их видам. На основе этого перечня формируются аналогичные перечни субъектов РФ.

В начале разработки любой методики оценки результативности той или иной деятельности необходимо определить конкретные ожидаемые результаты этой деятельности. Исходя из характеристик клиентских групп, набора предоставляемых услуг, а также мнений клиентов, определенных при предварительном проведении с ними фокус-групп, было определено шесть ожидаемых результатов пилотного проекта:

Перечисленные ожидаемые результаты отражали именно те явления в жизни клиентов, которые напрямую зависят от деятельности поставщиков услуг. Поэтому, например, в число ожидаемых результатов не было включено продление жизни клиентов.

Несмотря на то что данный ожидаемый результат является в целом очень значимым, на степень его достижения в большой степени оказывают воздействие такие факторы, которые не зависят от деятельности поставщиков услуг, в частности возраст, в котором клиент был помещен в дом-интернат, и состояние его здоровья в этот момент.

Показатели результативности

Для определения степени достижения перечисленных выше ожидаемых результатов было предложено использовать следующие показатели:

В отношении ожидаемых результатов данные показатели отражают негативные явления, поэтому для обеспечения и повышения результативности обслуживания необходимо стремиться к минимизации значений показателей или приведению их к нулю. Такая формулировка показателей была обусловлена тем, что в целях обеспечения и повышения результативности на первом плане должны выступать именно негативные явления, требующие исправления (например, те клиенты, по которым ожидаемый результат не достигается).

Источники информации

Для получения информации по показателям результативности было предложено использовать следующие источники:


Сбор информации

Для проведения оценки было предложено использовать три способа сбора информации в зависимости от того, кто является источником информации:

1 анкетирование руководителя поставщика услуг в тех случаях, когда источником информации является поставщик услуг;

2 опрос клиентов, если они являются источником информации;

3 структурированное наблюдение в случаях, когда источником информации являются обученные наблюдатели.

Масштабы применения таких способов информации, как опрос и наблюдение, зависят от ресурсных возможностей. В связи с этим особое значение может иметь то, что сбор информации по одному поставщику должен проводиться в течение одного дня. Учитывая то, что клиенты стационарного обслуживания находятся в одном месте, можно рассматривать два варианта проведения опроса и наблюдения:

1 сплошной опрос и наблюдение по всем клиентам;

2 выборочный опрос и наблюдение по репрезентативной выборке клиентов. У тех поставщиков услуг, количество клиентов которых не превышает 50–60 человек, было предложено использовать сплошной опрос и наблюдение, а по поставщикам с большим числом клиентов – выборочные. При этом выборки должны быть репрезентативными не только по всем клиентам в целом, но и отдельно по группе лежачих клиентов.

Для обеспечения объективности данных мониторинга исполнитель сбора информации не должен зависеть от поставщика услуг, чтобы не быть мотивированным на завышение результативности, а также не должен иметь заинтересованности в занижении результативности.

Пример

Исполнителем сбора информации может быть сторонняя организация, занимающаяся социологическими исследованиями, подведомственный органам социальной защиты населения методический центр, другое учреждение соцобслуживания, не выступающее по отношению к поставщику услуг в роли соперника, и т. д.

Запомнить

С 1 января 2015 г. в силу вступил Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения граждан в Российской Федерации». Согласно ст. 5 закона муниципальные учреждения не упоминаются в числе субъектов социального обслуживания.

Инструментарий

Для проведения мониторинга были разработаны следующие инструменты сбора информации:

  • анкета для руководителя поставщика услуг (образец см. далее);
  • опросный лист для опроса клиентов, включая инструкцию для интервьюера;
  • форма для фиксации данных структурированного наблюдения, включая инструкцию для наблюдателя.

Опросный лист для опроса клиентов и форма для фиксации данных структурированного наблюдения могут быть объединены в один инструмент.

Запомнить

При проведении опроса клиентов и структурированного наблюдения роли интервьюеров и обученных наблюдателей могут выполняться одними и теми же людьми.

Обработка данных

Данные, полученные в ходе сбора информации, предполагалось заносить в базу данных, созданную на основе популярного табличного редактора Microsoft Excel. Эта база данных позволяет автоматически получать значения показателей результативности по каждому поставщику и представлять их в сравнительном виде.

Для организаций по соцобслуживанию установлены льготы

Федеральным законом от 29.12.2014 № 464-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» освобождены от НДС услуги по социальному обслуживанию граждан, которые признаны нуждающимися в таком обслуживании, предоставляемые в организациях соцобслуживания. По налогу на прибыль для таких организаций установлена налоговая ставка 0%. Для применения льготной ставки налога необходимо соблюдение определенных условий (в т. ч. доходы от деятельности по предоставлению гражданам соцуслуг не менее 90%, штат организации – не менее 15 работников, отсутствие операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок). Для применения льготы в налоговый орган представляется заявление. В течение всего периода пользования льготой необходимо подтверждать соответствие организации установленным условиям.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль