Закон № 44-ФЗ требует совершенства

443
Важным фактором повышения эффективности закупок является профессиональная работа по совершенствованию законодательства в данной сфере с учетом практического опыта заказчиков. Проанализируем, с какими проблемами столкнулись заказчики в прошлом году при реализации положений Закона № 44-ФЗ, на примере Управления Федерального казначейства по Тюменской области.

Способ закупки

Основным способом закупок для нужд Управления был выбран электронный аукцион, как наиболее прозрачная и менее трудоемкая процедура, вследствие отсутствия технической возможности обработки поданных в электронном виде заявок на участие в конкурсах и запросах котировок.

Первые проведенные в 2014 г. аукционы не состоялись. Связано это было с неготовностью к работе в новых условиях участников закупок и электронной площадки. Участники не до конца ознакомились с требованиями Закона № 44-ФЗ и подавали заявки, фактически соответствующие Закону № 94-ФЗ, что повлекло их отклонение.

Электронная площадка не была адаптирована к положениям ст. 31 Закона № 44-ФЗ, вследствие чего невозможно было автоматически внести необходимые сведения об участниках закупки. В частности, о том, что у физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица отсутствуют судимости за преступления в сфере экономики.

Также возникли проблемы с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями (далее – СМП и СОНО). В действовавшей до 4 июня 2014 г. редакции Закона № 44-ФЗ предусматривалось предоставление участниками аукциона «документов, подтверждающих принадлежность» к СМП или СОНО. На что участники закупок резонно могли задать вопрос: «Какие конкретно документы подтверждают такую принадлежность?». Разъяснения Минэкономразвития России отсутствовали.

В связи с этим, Управление в документациях об аукционах в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в составе заявок требовало копии бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. В результате – четыре аукциона не привели к заключению контрактов, все заявки были отклонены.

Сейчас в Законе № 44-ФЗ четко прописано, что от участника требуется только декларация о его принадлежности к СМП и СОНО. То есть проблема исчерпана. По мере выхода в свет нормативных правовых актов, устанавливающих случаи предоставления преимуществ организациям инвалидов, запрета на поставки товаров иностранных государств, потребовалось отменить и переформатировать ранее предусмотренные планом-графиком аукционы на поставки хозяйственных товаров.

Следовало предусмотреть, чтобы в одном аукционе по всем товарам были преимущества или СМП, или инвалидам, был запрет на иностранные товары (либо его отсутствие).

Запомнить

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять закупки у СМП и СОНО в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.

Простые закупки

План-график закупок в 2014 г. формировался Управлением согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ об ограничении суммы простых закупок (договоров) в объеме не более 5% от средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика. Это означало, что сумма простых закупок Управления не должна была превышать 500 тыс. руб. в год.

До заключения контрактов по итогам электронных аукционов отдельные виды товаров и услуг – информационно-справочные системы, Интернет, автомобильное топливо – закупались Управлением по договорам на общую сумму 150 тыс. руб.

Плюс три десятка договоров на вывоз твердых и жидких бытовых отходов в территориальных отделах на общую сумму около 100 тыс. руб. Для бюджетного маневра оставалось 250 тыс. руб. на весь 2014 г. В то время как в рамках Закона № 94-ФЗ Управлением осуществлялись простые закупки на 6–7 млн руб. в год.

Чтобы не превысить объем простых закупок в 250 тыс. руб., Управлением в I полугодии 2014 г. были проведены шесть электронных аукционов на незначительные суммы (от 5 до 30 тыс. руб.). Однако на участие в них не было подано ни одной заявки.

С введением в действие Закона № 140-ФЗ каждый государственный заказчик (в т. ч. Управление с его 20 млн руб. совокупного годового объема закупок) может расходовать до 2 млн руб. путем заключения договоров, что выполнимо.

Участники закупок ко II полугодию 2014 г. адаптировались к новым требованиям закона и результативность проведенных Управлением торгов повысилась: по итогам 21 аукциона было заключено 18 контрактов.

Электронные ресурсы

К сожалению, качество программного обеспечения и функционирования официального сайта усложняют задачи своевременного осуществления закупок. В частности, обязанность заказчиков размещать планы закупок, планы-графики, соблюдать их взаимное соответствие, составление отчетов об исполнении контрактов и их этапов, публикацию в реестре контрактов сведений о каждой приемке товара и его оплате. Все эти сведения формируются вручную, что многократно повышает как трудозатраты на их составление, так и вероятность ошибок. Так, если ранее основная часть сведений об исполнении контрактов героическими усилиями сотрудников организации формировалась и публиковалась на сайте в течение нескольких дней в конце года, то сейчас реестром контрактов и отчетами приходится заниматься по нескольку часов ежедневно.

Запомнить

В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заказчик не может в одном аукционе и запросе котировок объединить товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные между собой.

До недавнего времени при формировании сведений в реестре контрактов приходилось искусственно разбивать объемы услуг, облагаемых НДС, и подгонять округленные до копеек цены за единицу услуги к цене договора, иначе контракт невозможно было зарегистрировать на сайте.

На официальном сайте отсутствует удобная для подготовки отчетов об исполнении контрактов (которые составляются нарастающим итогом) функция автоматического подсчета и формирования в каждом отчете сумм в рублях, а также физических объемов исполненных обязательств по контракту на основе внесенных ранее в реестр данных.

Формируя проект сведений о расторжении контракта, заказчик может сверять только общую сумму оплаты по этапам контракта. Требования закона о ведении заказчиком и публикации на сайте аналогичных по содержанию и во многом взаимно дублирующих плана закупок и плана-графика, реестра контрактов и отчетов избыточны. Участникам закупок для ознакомления с планами закупочной деятельности заказчика не требуется столько документов.

Если сведения об исполнении контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, необходимы для публичного доступа в целях повышения прозрачности закупок и снижения коррупционных рисков, то для контрактов на коммунальные услуги, услуги естественных монополий такие подробные отчеты лишены смысла. Получается, что кроме надзорных органов, они никому не нужны.

Двойная работа также проводится контрактной службой заказчика по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта: первый раз – при формировании плана закупок с планом-графиком, второй раз – перед проведением закупки вследствие удорожания товара с течением времени.

Стоит признать, что результаты аукционов зависят и от выбора заказчиком электронной площадки. Бывают случаи, когда победитель аукциона при подписании проекта контракта прикрепляет не надлежащее обеспечение контракта (например, сумма в платежном поручении не соответствует требованиям документации об аукционе). Некоторые электронные площадки позволяют прикрепить дополнительные документы, чтобы заказчик мог подписать контракт.

Пример 1

При проверке Управлением одного из исполнителей контракта выяснилось, что он был включен в реестр недобросовестных поставщиков, т. к. в течение двух дней до окончания отведенного ему законом срока подписания контракта с другим заказчиком пытался прикрепить на одну из электронных площадок вторую платежку для обеспечения контракта.

Представляется, что в ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ следует внести право победителя аукциона в установленные сроки подписания проекта контракта и внесения обеспечения исполнения контракта производить изменения в подписанные им документы.

Запомнить

В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заказчик не может в одном аукционе и запросе котировок объединить товары, технологически и функционально не связанные между собой.

Кроме того, по аналогии с протоколом разногласий на подписанный заказчиком проект контракта согласно ч. 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ, должен быть предусмотрен промежуточный этап направления заказчиком протокола разногласий на внесенное победителем аукциона обеспечение исполнения контракта или подписание контракта не уполномоченным лицом.

На некоторых электронных площадках информация об участниках закупок появляется в открытом доступе, хотя согласно ч. 8 ст. 60 Закона № 44-ФЗ протокол рассмотрения вторых частей заявок должен содержать лишь сведения об их порядковых номерах. В случае повторного проведения торгов из-за сбоя в работе электронной площадки или по иным причинам, участники закупок могут вступить в ограничивающий конкуренцию сговор.

Отсутствие информации об участниках закупок в протоколе рассмотрения вторых частей заявок, а также на электронной площадке обеспечит конкуренцию при повторной процедуре торгов.

Пример 2

Во время проведения аукциона на поставку писчей бумаги для нужд Управления на электронной площадке произошел сбой. При повторной процедуре торгов организацией была достигнута существенная экономия бюджетных средств.

Нормы на доработку

В Законе № 44-ФЗ четко прописаны алгоритмы действий заказчика и исполнителя контракта, что повышает прозрачность системы закупок. Однако установленное ч. 9 ст. 95 Закона право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, этому не способствует. Для заказчика важны сроки исполнения контракта, их нарушение исполнителем будет основной причиной одностороннего отказа.

На наш взгляд, предусмотренные ст. 95 сроки вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (30 дней с даты размещения соответствующего решения заказчика в единой информационной системе (ЕИС), при отсутствии подтверждения о надлежащем уведомлении исполнителя) следует сократить до 10 дней.

Порядок расчета суммы неустойки за просрочку исполнения поставщиками обязательств установлен ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. При осуществлении этого расчета, с одной стороны, пени начисляются в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования Центро банка России, действующей на дату уплаты пеней, с другой – прилагаемые для расчетов формулы не содержат каких-либо ссылок на эту ставку, что не дает ясного понимания о ее роли при расчете неустойки.

Запомнить

От заказчика требуется вовремя отслеживать все действия по заключению контрактов.

Согласно ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, при этом ничего не сказано об учредителях и членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица. Возможно, по этой причине в новом реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте можно проверить по ИНН сведения о внесенном в него обществе с ограниченной ответственностью, но не о конкретном физлице – учредителе этого общества. Данный учредитель откроет новую фирму, а заказчик не сможет его проверить в реестре, пока, к примеру, не получит такие сведения от конкурентов этого учредителя на рассмотрении жалобы в ФАС.

Согласно ч. 13 ст. 66 Закона № 44-ФЗ не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок на участие. Следовательно, при объявлении электронного аукциона заказчик не вправе устанавливать в один день как срок окончания подачи заявок, так и срок окончания рассмотрения первых частей заявок, хотя при формировании заказчиком извещения об аукционе официальный сайт дает дает такую возможность.

На практике, оператор электронной площадки направляет первые части заявок заказчику в течение нескольких минут, что соответствует требованиям ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ. Поскольку объект закупки – это идентичные и нормируемые товары (работы, услуги), при проведении закупок через электронные площадки или ЕИС предложения в заявках участников закупок об условиях исполнения контрактов можно сделать доступными для всех участников, подавших заявки. В этом случае следовало бы предусмотреть механизм взаимного обжалования в комиссию по закупкам заказчика (через электронную площадку) поданных предложений о товарах (работах, услугах) как до принятия комиссией решения, так и в течение 2–3 дней после этого. Только в случае, если комиссия по закупкам не пересмотрит свое решение, жалоба на ее действия может быть подана в контролирующий орган в сфере закупок и (или) в суд. Это снизило бы вероятность принятия комиссией ошибочного решения в отношении той или иной заявки с последующими предписаниями и санкциями контролирующих органов, а также повысило прозрачность каждой закупки.

Запомнить

Для повышения эффективности осуществления закупок необходима оптимизация количества предписанных заказчику процедур. В Законе № 44-ФЗ остались избыточные обязанности заказчика передать участнику закупки конкурсную документацию (ч. 4 ст. 50), протокол рассмотрения и оценки заявок победителю конкурса (ч. 12 ст. 53), протокол рассмотрения и оценки заявок победителю запроса котировок (ч. 8 ст. 78). Это неоправданно в свете требований о публикации заказчиком указанных документов в ЕИС, с которыми участник закупки может ознакомиться самостоятельно.

Так как при заключении контрактов с единственными поставщиками на коммунальные услуги заказчик согласно ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ может не устанавливать требования к обеспечению исполнения контракта, исполнение таких договоров не связано с коррупционными рисками. Следовательно, из предусмотренных ч. 9 ст. 94 и ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ требований о составлении отчетов об исполнении контрактов (их этапов) и сведений в реестре контрактов целесообразно исключить контракты на коммунальные услуги. При проведении электронных аукционов на поставку нескольких видов товаров в одном лоте остается неурегулированным порядок определения цены за единицу товара при заключении контракта с победителем. Часть 2 ст. 70 Закона № 44-ФЗ, определяющую правила заключения контракта, следует дополнить предложением: «При этом цена за единицу поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) не должна превышать соответствующую цену за единицу поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги), использованную заказчиком при расчете обоснования начальной (максимальной) цену контракта в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона».

Согласно ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ «в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта». Чтобы исполнители контрактов не требовали возврата обеспечения до того как он полностью будет реализован, следует написать: «В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное пропорционально выполненным обязательствам».

Аналогично, в ч. 2 ст. 37 Закона № 44-ФЗ буквальное прочтение предложения «если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи» означает следующее: при снижении цены контракта на 25% (и более) ниже начальной (максимальной) цены победитель аукциона может вообще не предоставлять обеспечение контракта.

В части 2 ст. 37 и ч. 3 ст. 70 Закона № 44-ФЗ следует указать, что контракт заключается только после предоставления участником обеспечения его исполнения в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта согласно документации о проведении конкурса или аукциона, или предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если он предусмотрен контрактом) и информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Требования ч. 5 ст. 63 Закона № 44-ФЗ об указании в извещении о проведении электронного аукциона (ст. 42) сведений о месте и порядке подачи заявок, размере ее обеспечения, порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки дублируют нормы ст. 66 и 44 закона.

Согласно п. 10 ч. 3 ст. 64 Закона № 44-ФЗ в документации об аукционе заказчик должен указать срок, в течение которого победитель или иной участник (с которым заключается контракт при уклонении победителя аукциона от заключения контракта) должен подписать контракт, условия признания победителя (или иного участника) уклонившимися от заключения контракта. Эти сведения подробно изложены в ст. 37, 70, 71, 96 Закона.

Согласно ч. 14 ст. 66 Закона № 44-ФЗ «участник электронного аукциона, подавший заявку на участие в таком аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе». При этом согласно п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона устанавливается не только дата, но и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В целях расширения участия в аукционах, из ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ следует исключить требования об указании участником аукциона во второй части заявки всех сведений о себе, которые он может подать при аккредитации (или внесении в нее изменений). А оставить только документы, подтверждающие соответствие конкретного товара и решение об одоб рении крупной сделки (при необходимости). Все остальные сведения целесообразно перенести в ст. 61 и 62 Закона № 44-ФЗ, устанавливающие порядок предоставления заказчику сведений об участнике аукциона.

Плюсы системы

Закон № 44-ФЗ возлагает на заказчиков высокие требования к качеству планирования и проведения процедур закупок, контролю исполнения контрактов. Появились новые возможности для совершенствования системы закупок, в первую очередь в направлении унификации и нормирования основных объектов закупок, что позволит снижать затраты на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Прозрачность контрактной системы означает и максимальную простоту в работе заказчиков, и добросовестных участников закупок, расширение возможностей для устранения неизбежных ошибок в рабочем упрощенном порядке.

ЕИС появится в 2016 году

Введение Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) предусмотрено ч. 5 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. При этом согласно постановлению Правительства РФ от 23.01.2015 № 36 данная система должна состоять из подсистем (компонентов, модулей), созданных и (или) доработанных в рамках работ по ведению и обслуживанию официального сайта (zakupki.gov.ru), а также дополнительно созданных подсистем. Перечень подсистем определяется в технической документации на ЕИС на основании функциональных требований, которые устанавливаются Минэкономразвития России. В свою очередь, за Федеральным казначейством закреплены обязанности: обеспечить ввод в эксплуатацию ЕИС не позднее 1 января 2016 г.; в срок до 1 мая 2015 г. утвердить состав и положение о межведомственной комиссии по созданию ЕИС.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль