Нужна ли экспертиза для списания основных средств?

1780
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Списание основных средств предполагает документальное обоснование причин этой процедуры. Если объект является технически сложным, возникает резонный вопрос: может ли учреждение определить степень его дальнейшей пригодности своими силами? Или необходимо привлечь специалиста, который проведет независимую экспертизу и даст заключение, что техника ремонту не подлежит?

Общие правила

Инструкция № 157н. Общие положения об отражении в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств содержатся в пп. 51, 52 Инструкции № 157н. В качестве одного из оснований выбытия названо списание объекта по причинам его морального и физического износа, нецелесообразности дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности восстановления.

Соответствующее решение принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, назначаемая приказом руководителя и действующая в учреждении на постоянной основе. Оно оформляется актом, который утверждается руководителем учреждения. До утверждения решения о списании объекта основных средств отражение в бухучете операции выбытия, а также реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании (разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т. п.), не допускаются.

При невозможности использовать имущество по назначению оно выводится из эксплуатации и до утверждения акта о списании учитывается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение» (п. 335 Инструкции № 157н).

В случаях, предусмотренных законодательством, акты должны согласовываться с собственником имущества. В соответствии с пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ согласие собственника требуется:

  • бюджетному учреждению – при распоряжении особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на эти цели, а также любым недвижимым имуществом;
  • автономному учреждению – при распоряжении недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на эти цели.

Других подробностей процедуры списания основных средств, например, требований к составу комиссии или условий, при которых необходимо проведение технической экспертизы объекта, законодательство о бухгалтерском учете не содержит. Нормативный акт публично-правового образования. Поскольку в определенных случаях при списании объектов основных средств, находящихся в учреждениях на праве оперативного управления, требуется согласие собственника в лице уполномоченного органа власти, на уровне публично-правовых образований издаются нормативные акты, которые детально регламентируют этот порядок.

Так, Положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834). Оно применяется при списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного, в частности, за федеральными государственными учреждениями.

Положение № 834 детализирует содержание пп. 51, 52 Инструкции № 157н и ст. 298 ГК РФ. В пунктах 7, 9 Положения № 834 уточняются требования к работе комиссии по поступлению и выбытию активов. В них сказано, что при отсутствии у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты. Они включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Экспертом не может быть лицо организации, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества.

Таким образом, эксперт может не привлекаться, если, по мнению председателя комиссии, в учреждении есть сотрудники, об ладающие достаточными знаниями, чтобы определить степень износа техники и ее пригодности для дальнейшей эксплуатации. Вместе с тем в п. 6 Положения № 834 в числе полномочий комиссии указано, что она подготавливает акт о списании в зависимости от вида списываемого имущества и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

Следовательно, каждое министерство и ведомство уполномочено определить свой перечень документов, прилагаемых к акту о списании, в т. ч. заключение эксперта. Кроме того, в постановлении от 14.10.2010 № 834 Правительство РФ поручило Минэкономразвития и Минфину России утвердить порядок представления федеральными предприятиями и учреждениями документов для согласования решения о списании закрепленного за ними федерального имущества.

Такой порядок утвержден совместным приказом Минэкономразвития России № 96, Минфина России № 30н от 10.03.2011. В нем предусмотрено, что для согласования решения о списании имущества руководитель учреждения направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится:

  • перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;
  • копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации), в случае, если такая комиссия создается впервые либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;
  • копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;
  • акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти.

Ведомственные требования

Во исполнение Положения № 834 министерствами и ведомствами утверждены приказы о порядке согласования решения о списании имущества и перечни документов для списания. Что касается заключения независимого эксперта, одни документы содержат перечень случаев, когда оно обязательно, а в других об экспертизе не упоминается. Следовательно, специалистам учреждения прежде всего необходимо найти и изучить соответствующий приказ своего ведомства.

Пример

1. Согласно п. 1.7 приложения 1 к приказу Минкультуры России от 03.10.2011 № 956 заключение о техническом состоянии объекта федерального имущества требуется в отношении передаточных устройств, машин и оборудования, транспортных средств, музыкальных инструментов.

2. В пункте 1.8 приложения к приказу Рособрнадзора от 12.01.2015 № 1 предусмотрено, что техническое заключение независимого эксперта необходимо при списании особо ценного движимого имущества (о том, какое имущество относится к этой категории, сказано в приказе Рособрнадзора от 25.02.2011 № 421).

3. В приложениях 1–4 к приказу Росприроднадзора от 17.10.2013 № 631 оговорено, что заключение эксперта обязательно, если техника не выработала срок эксплуатации, при списании объектов недвижимости, автотранспортных средств и другого движимого имущества стоимостью более 200 тыс. руб.

Таким образом, если имущество списывается по согласованию с собственником, ответ на вопрос, нужна ли техническая экспертиза объекта, следует искать в ведомственном нормативном акте. Если в нем такое требование отсутствует, решение принимает руководитель учреждения. Естественно, на него возлагается ответственность за обоснованность данной операции.

Также на усмотрение руководителя вопрос о привлечении независимого эксперта остается в случае списания основных средств, которыми учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. При этом нужно исходить из наличия в учреждении специалистов соответствующей квалификации, а также финансовых возможностей для оплаты услуг сторонних экспертов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль