Без анализа ФХД план не составить

507
В условиях сокращения расходов бюджета особое значение приобретает грамотное планирование деятельности учреждения. Какие расходы нужно осуществить в любом случае, а от каких можно отказаться до лучших времен? Ответить на эти вопросы можно только проведя анализ финансово-хозяйственной деятельности текущего года, предшествующих лет и прогноза покрытия расходов предстоящего периода источниками финансового обеспечения. Расскажем, как его лучше организовать.

Оргвопросы

План ФХД – один из важнейших финансовых документов бюджетных и автономных учреждений. Здесь отражается информация о планируемых поступлениях в разрезе видов деятельности, в т. ч. от платных услуг и работ, сдачи имущества в аренду и т. д., а также об объемах предполагаемых выплат.

Общие требования к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (далее – Требования). На их основании каждый орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, разрабатывает порядок составления и утверждения плана ФХД для подведомственных учреждений.

Окончательному утверждению плана ФХД предшествует разработка его проекта. Для организации этого процесса учреждению целесообразно издать распорядительный документ о порядке составления проекта плана ФХД. Проект плана ФХД составляется на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период). После рассмотрения и согласования в порядке, принятом в учреждении, документ подлежит направлению на утверждение учредителю.

При планировании деятельности на предстоящий период необходимо основываться на результатах экономического анализа исполнения доходной, расходной частей планов ФХД учреждения за предыдущие годы. Анализ финансово-хозяйственной деятельности (далее – АФХД) является внутренней управленческой процедурой учреждения. Формат представления сведений для проведения анализа, включающих количественные и стоимостные характеристики хозяйственных (иных) операций, периодичность их осуществления, способ заказа товаров (работ, услуг), а также соответствие операций кодам КОСГУ (аналитическим кодам поступлений, выбытий объектов учета), определяется самим учреждением.

Ответственными за подготовку сведений текущего и предшествующих периодов, необходимых для проведения АФХД, могут назначаться как отдельные сотрудники, так и специально созданные комиссии. В их состав включаются заместители руководителя, сотрудники профильных подразделений, технических, экономических служб.

Проведение АФХД будет эффективным только при наличии полной базы данных по количественным показателям и вариантов стоимостных показателей хозяйственных (иных) операций, требуемых для качественного функционирования учреждения.

Формирование базы данных по количественным показателям доходных (количество выполняемых работ, оказываемых услуг) и расходных (нормативы потребления ресурсов) операций является функционалом специалистов структурных подразделений учреждения, который должен быть отражен в их должностных обязанностях. Экономическая служба на основании предложений структурных подразделений готовит детализацию фактических доходов, расходов в количественном и стоимостном выражении по видам услуг (работ), товаров. Плановый реестр стоимостных и количественных показателей представляется на утверждение руководителю.

Анализируемые показатели

АФХД проводится по определенной схеме на основании показателей по расходам (затратам) и доходам.

Фактические затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в целях анализа их структуры целесообразно детализировать следующим образом:

  • затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной (муниципальной) услуги (табл. 1);
  • затраты на общехозяйственные нужды (табл. 2).

Для анализа мы применяем несколько другую группировку затрат, чем та, что используется при составлении плана ФХД или при расчете нормативных затрат. Главной в данном случае является роль затрат в процессе оказания услуги.

Показатели по подразделениям, принимающим непосредственное участие в оказании государственной услуги (период – календарный год)


На основании данных о содержании персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной (муниципальной) услуги, экономическая служба учреждения определяет каждый показатель фактических затрат в расчете:

  • на одного сотрудника;
  • на одну единицу государственных услуг;
  • на каждую i-ю государственную услугу.

Удельные показатели служат отправной точкой для принятия административных решений при секвестировании планов учреждений (отказе финансового обеспечения по отдельным позициям расходов, снижения доходов, поступлений от деятельности, осуществляемой на платной основе).

Фактические затраты на общехозяйственные нужды



На основании данных о фактических затратах на оплату труда и начислениях на выплаты по оплате труда персонала общехозяйственных подразделений экономическая служба определяет этот показатель в расчете на одну единицу государственной услуги и на одного сотрудника.

В целях АФХД на основании предлагаемой структуры показателей по фактическим затратам могут быть построены схемы с разбивкой по всем источникам финансового обеспечения. Полученные результаты позволят увидеть реальную картину деятельности учреждения, сравнить свои затраты на единицу услуг с затратами конкурентов, изыскать ресурсы для экономии.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×