Старый лизинг на новый лад

248
 Кириченко Е.
юрист Консультационного центра межбюджетной информации
В прошлом году мы рассказывали о том, в каких случаях и на каких условиях государственные и муниципальные учреждения могут заключать договоры лизинга. На тот момент на рассмотрении в Госдуме ФС РФ находился законопроект, которым планировалось внести уточнение в действующие нормативные правовые акты. Спустя время в свет вышел Закон № 512-ФЗ, регламентирующий порядок вышеназванной процедуры. Поясним, в чём суть новшеств.

От проекта к закону

До принятия Закона № 512-ФЗ особых правил заключения договоров лизинга для казённых и автономных учреждений по большому счёту не было. Поэтому они вынуждены были руководствоваться общими нормами, написанными для всех организаций. А между тем с учётом особого статуса этих учреждений такие нормы были просто необходимы.

В итоге в Федеральном законе от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – Закон № 164-ФЗ) появилась новая статья 9.1 «Особенности договора лизинга, заключаемого государственным или муниципальным учреждением».

Если говорить обобщенно, то теперь казённые и автономные учреждения руководствуются теми же правилами, что раньше были предусмотрены только для бюджетных учреждений.

Продавца выбирает арендодатель

Напомним, что лизинг (или финансовая аренда) – это договор, по которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование (ч. 1 ст. 665 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)). В части 3 ст. 665 ГК РФ было сказано, что в договоре лизинга, арендатором по которому является бюджетное учреждение, должно быть установлено, что продавца выбирает арендодатель. После внесения изменений эта норма «перекочевала» в п. 1 ст. 9.1 Закона № 164-ФЗ. Но теперь она применяется ко всем государственным и муниципальным учреждениям.

Расчёт продукцией невозможен

В прежней редакции ст. 1 Закона № 164-ФЗ было закреплено правило о том, что бюджетному учреждению запрещено вносить лизинговые платежи продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинг. Объясняется это тем, что бюджет исполняется только в денежной форме. Для других организаций возможность расплачиваться в натуральной форме предусмотрена абзацем вторым п. 2 ст. 28 Закона № 164-ФЗ.

Сейчас запрет для учреждений рассчитываться продукцией содержится в п. 2 ст. 9.1 Закона № 164-ФЗ. И распространяется на казённые и автономные учреждения.

Существенные условия

Для справки

В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определённо установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга (п. 3 ст. 15 Закона № 164-ФЗ). При отсутствии таких данных условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга – не заключённым (см. постановление ФАС Поволжского округа от 26.08.2009 № А57-23356/2008). Вместе с тем в конкретной ситуации достижение сторонами согласия в отношении лизингового имущества может быть подтверждено не только условиями договора лизинга, но и договором купли-продажи предмета лизинга, если идентифицирующие признаки предмета лизинга, поставляемого по договору, были согласованы с лизингополучателем (см., например, постановление Семнадцатого ААС от 09.04.2008 № 17АП-1782/08). Кроме того, о согласовании сторонами предмета договора может свидетельствовать исполнение его условий (приобретение лизингового имущества, его принятие лизингополучателем, уплата лизинговых платежей и т. д.) (см. постановление Двадцатого ААС от 18.09.2012 № 20АП-3953/12).

Условия о выборе продавца арендодателем и о запрете вносить лизинговые платежи в натуральной форме являются существенными условиями договора. Это значит, что если их не зафиксировать в договоре, то он будет считаться незаключённым (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Кроме того, существенными условиям договора, по которому лизингополучателем выступает государственное (муниципальное) учреждение, являются (п. 3 ст. 9.1 Закона № 164-ФЗ):

  • запрет на обеспечение залогом выполнения обязательств по договору (за исключением залога самого лизингового имущества);
  • право изменить размер лизинговых платежей в соответствии с бюджетной сметой (для казённых учреждений) или планом финансово-хозяйственной деятельности (для бюджетный или автономных учреждений).

Сделать это можно только по соглашению сторон договора лизинга.

Долги придётся отдавать

Не исключено, что в какой-то момент учреждение-лизингополучатель не будет иметь средств для внесения платежей по договору лизинга. На этот случай в п. 4 ст. 9.1 Закона № 164-ФЗ предусмотрено специальное правило. Если платежи не перечислены более двух раз подряд, то на средства государственного или муниципального учреждения может быть обращено взыскание. Происходит оно в стандартном порядке: на основании исполнительного листа в соответствии с бюджетным законодательством.

Такое же правило, но только в отношении бюджетных учреждений раньше было установлено в ст. 1 Закона № 164-ФЗ.

Займы и кредиты под запретом

Ещё одно относительное новшество – запрет казённым и бюджетным учреждениям брать для выполнения обязательств по договору лизинга кредиты и займы (п. 5 ст. 9.1 Закона № 164-ФЗ). Напомним, что казённым учреждениям (в отличие от бюджетных) и так нельзя брать кредиты и займы. Такой запрет (для общих случаев) установлен в п. 10 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ. Но законодатели, видимо, посчитали, что этого недостаточно, и решили установить запрет ещё и для частного случая – выполнения обязательств по договору лизинга.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×