Нарушители контрактов должны быть наказаны

259
 Авдеева И.
начальник юридического отдела ОАО «Медавтотранс»
Законом № 44-ФЗ предусмотрены правила контроля исполнения государственных (муниципальных) контрактов, а также заявления заказчиками претензий при нарушении контрактных условий. С одной стороны, такая регламентация позволяет заказчикам уже на стадии досудебной работы подготовить все требуемые доказательства и избежать возможных возражений контрагента, не допустить злоупотреблений от необоснованного предъявления претензий. С другой – несоблюдение каких-либо обязательных процедур может привести к невозможности привлечения к ответственности поставщика, некачественно исполнившего контракт, даже при правоте заказчика. Рассмотрим особенности таких процедур с учетом судебной практики.

Техзадание

Известное латинское изречение: «Хочешь мира – готовься к войне» находит отклик в каждом учреждении, осуществляющем закупки в рамках Закона № 44-ФЗ. Ведь для того чтобы получить качественное исполнение государственного (муниципального) контракта, следует уже на стадии формирования закупочной документации максимально подробно расписать параметры требуемого объекта закупки, его технические характеристики и необходимые заказчику сопроводительные документы, без которых эксплуатация товара может стать невозможной. Особенно это касается технически сложных товаров, на которые нормативная документация уровня ГОСТ, определяющая их качество и комплектность, может отсутствовать – как ввиду необходимости подбора комплектации в соответствии с требованиями заказчика, так и с учетом того, что многое подобное оборудование является импортным.

Общие правила описания объекта закупки определены ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, согласно которой данный процесс должен носить объективный характер. В описании указываются функциональные, технические и качественные характеристики. При этом, по возможности, используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.

Как показывает практика, составление технических заданий к закупочной документации является достаточно сложным процессом во многом по причине отсутствия у заказчика необходимых специалистов. К тому же приходится соблюдать тонкую грань между формулированием действительно необходимых характеристик и установлением необоснованных ограничений, когда под критерии технической документации сможет подойти только продукция единственного производителя.

Для пресечения возможности таких необоснованных ограничений, при описании требуемого товара обязательно должно быть указано «или эквивалент». Кроме того, п. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Исходя из указанных особенностей объекта закупки, спор может возникнуть уже при приемке исполнения от поставщика, особенно если специалисты заказчика не обладали достаточными знаниями при формировании задания на поставку.

Пример 1

Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом 21 января 2015 г. было рассмотрено дело № 15АП-21307/2014. Заказчик отказывался от исполнения государственного контракта и приемки товара, исходя лишь из одного обстоятельства: разрешение ЖК-монитора, поставленного вместе с ультразвуковым диагностическим аппаратом, незначительно отличалось от указанного в технической документации. При этом сам диагностический аппарат полностью соответствовал предъявленным требованиям, а некоторые его параметры являлись улучшенными. Для разрешения спора были проведены две независимые экспертизы. По их результату установлено, что требуемый заказчику аппарат предполагает ряд важнейших характеристик, технологий, программ и функций, воспроизведение которых с точностью и четкостью возможно лишь с параметрами, присутствующими в поставленном исполнителем мониторе с разрешением 1366 × 768 пикселей (вмес то указанных в техзадании 1385 × 765).

Также эксперты указали, что использование монитора с нестандартным разрешением не менее 1385 × 765 пикселей вызвало бы необходимость разработки и производства иной аппаратной части (ЖК-панели и микросхем интерфейса) для его поддержки и, как следствие, создало бы условия для удорожания прибора, как на этапе продажи, так и в период послегарантийного обслуживания при непредсказуемости срока службы в связи с ограниченной спецификацией аппаратной части.

Разрешая спор и признавая отказ от исполнения договора со стороны заказчика необоснованным, суд указал, что заказчиком, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представлено доказательств соответствия заявленных требований по монитору требованиям качества; показатели разрешения монитора, заявленные заказчиком в техническом задании, являются произвольными, не подтверждены исследовательскими и техническими данными.

Таким образом, уже при оформлении технического задания заказчику необходимо иметь четкое обоснование установления тех или иных характеристик, и понимать, что заявленные требования могут быть предметом проверки суда при отказе от приемки товара, не соответствующего таким требованиям. Ошибки при составлении документации и дальнейшие необоснованные споры, могут повлечь для учреждений высокие расходы на проведение различных экспертиз и оплату госпошлины.

Приемка результатов

Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (а также отдельных этапов исполнения контракта) в рамках государственного (муниципального) контракта предусмотрена ст. 94 Закона № 44-ФЗ. Соблюдение данной процедуры является обязательным условием для возможности заявления в дальнейшем претензий контрагенту.

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заказчик обязан провести экспертизу. Такая экспертиза может осуществляться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты и экспертные организации.

Запомнить

В случае приемки исполнения по контракту, заключенному с единственным поставщиком, привлечение сторонних экспертов является для заказчика обязательным. Исключениями являются:

1) закупка на сумму не более 100 тыс. руб. либо у субъектов естественных монополий, у поставщиков ряда коммунальных услуг;

2) закупка проектной документации или результатов инженерных испытаний, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательной экспертизе;

3) некоторые другие случаи, прямо предусмотренные п. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Проведение экспертизы силами заказчика включает в себя следующие этапы:

1 решением заказчика создается приемочная комиссия, состоящая не менее чем из пяти человек (ее создание должно быть оформлено приказом либо распоряжением за подписью руководителя учреждения);

2 комиссия проводит фактические действия по приемке в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом;

3 по результатам приемки составляется акт, который подписывается всеми членами комиссии (либо только руководителем на основании подписанного комиссией заключения), и на правляется заказчику; в случае если комиссия установит невозможность приемки – поставщику должен быть направлен мотивированный отказ от подписания акта.

Если заказчик решит привлечь для проведения приемки сторонних экспертов, то по их требованию и заказчик, и поставщик (исполнитель, подрядчик) обязаны будут предоставлять экспертам все затребованные дополнительные материалы, относящиеся к исполнению контракта.

Чтобы не допустить затягиваний и злоупотреблений со стороны поставщиков в таких ситуациях, в госконтрактах изначально желательно прописать соответствующие обязанности и последствия для поставщика в случае их нарушения. Например, возложение на поставщика всех неблагоприятных последствий от непредоставления требуемой информации.

Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое заказчик обязан учесть при подписании актов приемки.

Нормативный документ

Общие требования к аттестованным экспертам и порядок их аттестации регламентируются:

  • постановлением Госстандарта России от 09.06.2001 № 53 «Об утверждении Общих требований к компетентности экспертов Системы сертификации ГОСТ Р»;
  • Законом РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и соответствующими подзаконными актами.

Конкретный порядок приемки исполнения по контракту, как и возможные варианты требований к контрагенту, будут зависеть от вида исполняемого договора – поставка, подряд, оказание услуг и др. При этом на основании ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках:

  • оплаты товара, работы или услуги;
  • осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом;
  • оформления результатов приемки.

Причем отсутствие в контракте условия о порядке и сроках приемки может быть расценено, как нарушение законодательства о контрактной системе.

Пример 2

УФАС по Челябинской области признал в действиях заказчика нарушение Закона № 44-ФЗ, поскольку условия проекта контракта не позволяли сделать вывод о сроках приемки товара, оформлении результатов такой приемки, о сроках оплаты за поставленный товар (решение УФАС от 27.06.2014 по делу № 368-ж/2014).

Завершается приемка результатов исполнения контракта размещением заказчиком в единой информационной системе (ЕИС) либо на официальном сайте РФ (до ввода системы в эксплуатацию) отчета, который должен содержать следующую информацию:

1 об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в т. ч. их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2 о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3 об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Взыскание штрафов

Включение в контракт условий об ответственности за неисполнение принятых обязательств как поставщиком, так и заказчиком является обязанностью заказчика. При определении таких условий заказчику следует руководствоваться такими документами:

  • постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом». Особенности применения указанных Правил дополнительно сформулированы в письме Минфина России от 27.11.2014 № 02-02-04/0726, где, в частности, указывается, что размер устанавливаемой неустойки должен соотноситься с обязательством, за неисполнение которого такая неустойка устанавливается, т. е. возможно установление разных размеров неустойки за разные виды возможных нарушений контракта;
  • Типовыми положениями, включаемыми в проект контракта документации о закупке в целях установления размера неустойки (штрафа, пени), а также условиями об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (письмо ФАС России от 21.10.2014 № АЦ/42516/14).

Запомнить

Если контракт предусматривает поэтапное исполнение либо если этапы оказания услуг самим контрактом не предусматриваются, но приемка и оплата услуг производятся ежемесячно (в т. ч. с подписанием актов), то экспертизу также необходимо проводить ежемесячно (письмо Минэкономразвития России от 29.11.2013 № Д28и-2263).

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в т. ч. гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В 2015 г. заказчикам предоставлено право в порядке и случаях, определяемых Правительством РФ, предоставлять контрагентам отсрочку по уплате начисленных штрафных санкций (ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ введена в действие Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ).

Отказ от исполнения контракта

Согласно ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Из этого положения следуют два правила:

1 право на отказ возникает у заказчика только в случае прямого указания на него в контракте. То есть даже если право на односторонний отказ от исполнения договора предусмотрено ГК РФ, но его нет в контракте, воспользоваться таким правом заказчик не сможет. Более того, по мнению ФАС России, если возможность одностороннего отказа будет предусмотрена закупочной документацией, но не прописана в проекте контракта, заказчик не сможет осуществить односторонний отказ ввиду отсутствия правовых оснований для этого (решение УФАС России по Новгородской области от 01.09.2014 № 5020/03);

2 для отказа могут быть использованы только основания, предусмотренные для конкретных видов договоров. Можно выделить следующие наиболее распространенные случаи:

  • для договоров поставки односторонний отказ от исполнения может быть заявлен при неоднократном нарушении сроков поставки товара, а также при поставке товара с недостатками качества, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (ст. 523 ГК РФ);
  • для договоров подряда возможность отказа установлена ст. 723 ГК РФ, которая допускает такой отказ в случаях, когда выявленные заказчиком недостатки не были устранены либо являются неустранимыми, а также ст. 717 ГК РФ, которая предоставляет заказчику право в любой момент до окончания действия договора отказаться от его исполнения, оплатив подрядчику часть цены контракта, пропорционально объему выполненных работ;
  • от исполнения договора оказания услуг заказчик вправе отказаться на основании ст. 728 ГК РФ, возместив при этом исполнителю фактически понесенные расходы.

До принятия решения об одностороннем отказе заказчик имеет право привлечь сторонних экспертов с целью подтверждения нарушения условий контракта. В этом случае, если эксперты нарушений контракта не установят, отказаться от его исполнения будет нельзя. Подобный подход, а возможно, и обязательность такой экспертизы до заявления отказа, представляется правильным, особенно по вопросам, связанным с технически сложной продукцией.

Весьма вероятно, что грамотная экспертиза позволит избежать казусных ситуаций при судебных разбирательствах.

Пример 3

Арбитражным судом Поволжского округа был рассмотрен спор, возникший в результате отказа заказчика (университета) от приемки поставленного оборудования. По мнению заказчика, переданная ему установка, в нарушение требований спецификации к контракту, не соответствовала техническим условиям, не являлась полуавтоматической, поскольку представляла собой набор отдельных рабочих мест и отдельных единиц оборудования, не связанных между собой. Также университет указывал на ряд иных нарушений, оценить наличие которых возможно было, только обладая специальными знаниями. По делу было проведено две экспертизы. Каждая из них подтвердила, что переданная установка считается полуавтоматической и не является набором отдельных рабочих мест, поскольку все машины, входящие в состав установки, образуют производственную линию и взаимосвязаны одним технологическим процессом (циклом) последовательной обработки исходных материалов от заготовки на входе до готового изделия на выходе.

Самым интересным оказалось указание экспертов на то, что вскрытие упаковки и действия по извлечению оборудования, осуществленные заказчиком, сами по себе не могли привести к возможности решения поставленных судом вопросов, способствовать чему могла бы только установка оборудования на производственной площадке с осуществлением работ по пуско-наладке и запуску производства.

Между тем, как следовало из материалов дела, вскрытие упаковок с переданным товаром и установка оборудования университетом не проводились. В результате на университет была возложена не только обязанность по оплате установки, но и взыскана неустойка за все время просрочки (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу № А57-25221/2012).

Хотя возможно, что привлечение экспертов на стадии приемки оборудования и проведения всех необходимых пуско-наладочных работ позволило бы университету более точно оценить свои шансы на успех в деле и избежать спора.

Запомнить

Заказчику следует помнить, что 10-дневный срок до момента вступления одностороннего отказа от исполнения контракта в силу дается поставщику для устранения выявленных нарушений. Если нарушения будут устранены – заказчик обязан будет отменить не вступившее в силу решение об отказе (при условии, что поставщик, компенсирует ему расходы на проведение экспертизы). Однако при повторном нарушении со стороны поставщика возможности отменить решение об отказе от договора у заказчика уже не будет, даже при устранении новых выявленных нарушений.

В случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, уведомление об этом должно быть направлено поставщику, и информация об отказе должна быть размещена в ЕИС (на сайте госзакупок), в срок не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения об отказе. Способы возможного уведомления поставщика определены ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Основное требование к таким способам – факт получения уведомления заказчиком нужно достоверно зафиксировать и подтвердить.

При наличии подтверждения контракт будет считаться расторгнутым по истечении 10 дней с момента получения уведомления поставщиком. Если же подобное подтверждение получить невозможно, надлежащим уведомлением будет считаться истечение 30 дней с момента опубликования информации об отказе в ЕИС.

Сведения о поставщике, контракт с которым расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, подлежат обязательному включению в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Информация о таком расторжении подлежит обязательному направлению в уполномоченный орган (территориальное управление антимонопольной службы) в течение трех рабочих дней с даты расторжения (п. 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062).

Уполномоченным органом в обязательном порядке будет проводиться проверка соблюдения процедуры отказа, и в случае установления ее нарушения во включении сведений в реестр может быть отказано (решение УФАС России по Владимирской области от 09.07.2014 № РНП 33-58).

мнение специалиста

Юлия Котова,
юрист консалтинговой компании «Римус»

В процессе экспертизы выявляются потребительские свойства товаров (работ, услуг), являющихся предметом контракта. Совокупность потребительских свойств подразделяется на семь основных групп: социальные, функциональные, эргономические, эстетические, надежности потребления, безопасности и экологичности. Критерии, используемые при анализе и оценке товаров (работ, услуг), подразделяются на общие и конкретные. К общим критериям относятся сложившиеся в обществе ценностные представления, ориентации и нормы. К конкретным – реальные требования к качеству товаров определенного вида, зафиксированные в нормативных документах, а также базовые образцы и показатели, принятые за исходные при сравнительном анализе и оценке. В частности, это параметры технического задания заказчика. Эксперт может использовать документарную экспертизу – оценку, основанную на информации товарно-сопроводительных, технологических и иных документов. В этом случае обязательно проверяется соответствие количества, качества, наименования объекта экспертизы документальным данным.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль