Национальные преференции

443
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
Законом о контрактной системе предусмотрены специальные нормы в отношении защиты товаров российского производства. В частности, ст. 14 закона закреплен национальный режим закупок, возможность устанавливать условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства (или группы иностранных государств). Особую остроту этот вопрос получил в связи с новой волной мирового финансово-экономического кризиса. Как один из механизмов предоставления преимуществ можно рассматривать систему установления запретов и ограничений на допуск для отдельных видов товаров.

Страна происхождения

Под страной происхождения понимается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. Под данную категорию могут подпадать и группы стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (п. 1 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Напомним, что в рамках Соглашения о государственных (муниципальных) закупках между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Арменией (в отдельных случаях) товары указных государств не считаются «происходящими из иностранных государств».

Условия допуска

Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Приказ № 155). Данным приказом определен перечень товаров, при закупке которых установлены специальные правила и порядок применения этих правил.

Так, при проведении конкурентных процедур закупок, за исключением запроса котировок, заказчик обязан предусматривать условия допуска товаров (ограничения), происходящих из иностранного государства (или группы иностранных государств). В извещение о проведении закупки должны быть указаны условия, запреты, ограничения допуска товаров.

Приказом № 155 определен перечень таких товаров, которые условно можно разделить на шесть групп: пищевые продукты, препараты фармацевтические, посуда, изделия металлопроката, реакторы ядерные и машины (механизмы, оборудование):

Примечание: 1 В таблице приведен не полный перечень в соответствии с Приказом № 155, а только отдельные позиции в качестве примеров.
2 Здесь и далее коды указаны согласно Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (приказ Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст).

Нормативный документ

Право установления условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства (группы иностранных государств) закреплено за Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы. Таким органом определено Минэкономразвития России – п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Это общее правило. Но приказом предусмотрены исключения, когда заказчик может не применять установленный порядок. Например, если в рамках одной закупочной процедуры предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в п. 1 Приказа № 155 (подп. «а» п. 8 Приказа № 155), т. е. речь идет о так называемом «смешанном» заказе.

Пример 1

Заказчик планирует закупить в рамках одного контракта продукты питания: морковь столовая (01.12.11.111); томаты (помидоры) (01.12.12.110); огурцы (01.12.12.120); капуста (01.12.13.110). Все эти позиции входят в перечень, установленный Приказом № 155, и заказчик обязан применять положения указанного акта, т. е. приказ работает.

Пример 2

Заказчик планирует в рамках одного контракта закупить: томаты (помидоры) (01.12.12.110), огурцы (01.12.12.120); овощи бобовые (01.12.12.130); редька, редис (01.12.11.115). В данном списке овощи бобовые и редис не включены в перечень Приказа № 155. Следовательно, это «смешанный» заказ и заказчик не применяет правила, установленные этим документом.

Как мы уже отмечали, отдельным видам товаров, происходящих из «дружественных закупочных государств» (Беларусь, Казахстан) предоставляются ценовые преференции. То есть государственные льготы и приоритеты предприятиям и организациям в целях создания благоприятных условий для их деятельности.

Также, в зависимости от способа закупки, предусмотрено применение понижающего преференциального коэффициента либо в отношении товаров «дружественных закупочных государств», либо происходящих из иных иностранных государств. Размер коэффициента составляет 15% цены контракта (п. 3 Приказа № 155).

В случае проведение конкурса или запроса предложений инструмент предоставления преференций включается на этапе рассмотрения и оценки заявок (окончательных предложений).

Запомнить

Приказом № 155 установлены условия допуска только в отношении товаров. Положения документа действую до 31 декабря 2015 г.

Порядок применения преференций при проведении конкурса и запроса предложений одинаковый и прежде всего обусловлен тем, что в обоих случаях победитель определяется по совокупности критериев, например цена и качество, цена, качество и квалификация. То есть у этих двух закупочных процедур одинаковая концепция выбора победителя. При проведении оценки заявок по критерию «цена контракта» производятся с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта с понижающим 15%-ным коэффициентом. Но контракт заключается по цене, предложенной участником в заявке.

Пример 3

На участие в конкурсе поступило три заявки от ООО «Одуванчик», ООО «Василек» и ООО «Ромашка». При этом в заявке от участника ООО «Ромашка» содержалась информация о том, что товар имеет происхождение из республики Беларусь.

После применения понижающего коэффициента цена составляет 178,5, что ниже, чем у других участников, следовательно, по критерию оценки «цена контракта» заявка ООО «Ромашка» будет иметь более высокий рейтинг. Если по итогам оценки заявок по иным критериям, предусмотренным документацией, итоговый рейтинг этой заявки будет лучшим, то участника признают победителем закупочной процедуры (конкурса, запроса предложений). И контракт с ним будет заключаться не по цене 178,5 тыс. руб., а по той цене, которая была им предложена в заявке – 210 тыс. руб.

При проведении аукциона указанная преференция применяется иначе. Под аукционом понимается такая форма торгов, при которой победителем признается лицо, предложившее наименьшее цену контракта. То есть определяющим критерием является только цена контракта. В случае если при проведении аукциона победителем представлена заявка на поставку товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь и Республики Казахстан, то контракт с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15% от его предложенной цены (п. 7 Приказа № 155).

Пример 4

Аукцион выиграл участник ООО «Василек» с ценой 100 тыс. руб. и предложил товар страны происхождения Индия. Контракт с ним будет заключен по цене 85 тыс. руб. В случае если победителем аукциона будет ООО «Ромашка» с ценой 80 тыс. руб., предлагающее товар белорусского производства, то контракт с ним будет заключен по цене 80 тыс. руб. без каких-либо корректировок и поправочных коэффициентов.

Таким образом, в зависимости от способа закупки, возможны две схемы предоставления преимуществ. При проведении конкурса или запроса предложений понижающий 15%-ный коэффициент применяется в отношении тех заявок, которые содержат предложения о товарах российского, белорусского или казахстанского происхождения. При проведении аукциона понижающая поправка применяется к цене заявке того участника, который не предложил товар указанного происхождения.

В целях реализации положений Приказа № 155 заказчик в документации устанавливает:

  • требование об указании (декларировании) в составе заявки на участие в конкурсе, запросе предложений и аукционе страны происхождения поставляемого товара. Таким образом, у участника закупки на стадии подачи заявок нет обязанности документально подтверждать страну происхождения, участник только декларирует, т. е. заявляет наименование страны;
  • требование об указании в заявке на участие в конкурсе и запросе предложений цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;
  • положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке, несет участник закупки.

Таким образом, заказчик в документации устанавливает требования в мягкой форме, но на стадии рассмотрения заявок или заключения контракта он имеет право проверить достоверность представленной декларативно информации. В случае если указанная в заявке информация окажется не соответствующей действительности, то заказчик обязан будет либо отстранить участника от закупочной процедуры, либо отказаться от заключения контракта с таким участником.

Запомнить

В случае если среди участников, предложивших лучшие условия исполнения контракта, право на предоставление преференции имеют несколько участников, предложивших одинаковые условия исполнения контракта, контракт заключается с участником, заявка на участие в конкурсе либо окончательное предложение которого поступили ранее других. Это общая норма, которая распространяется на любую закупочную процедуру вне зависимости от факта предоставления преимуществ – первенство подачи заявки (ценового предложения).

При разработке проекта контракта по таким закупочным процедурам заказчику необходимо добавить требование об указании:

а страны происхождения поставляемого товара. На стадии заключения контракта эта информация будет заполняться на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса, аукциона или запроса предложений, с которым заключается контракт;

б данные документа (наименование, дата, регистрационные данные и прочие реквизиты), подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа.

Таким образом, на стадии заключения контракта от участника опять же не требуется никакого документального подтверждения страны происхождения. Но на стадии исполнения контракта исполнитель обязан будет представить все сопроводительные документы на данный товар, в т. ч. документы, подтверждающие страну происхождения (при их наличии в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ).

Исключения из правил

При осуществлении закупок товаров положения Приказа № 155 в некоторых случаях обоснованно могут не применяться. Во-первых, если в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров – «смешанный» заказ. Во-вторых, когда конкурс, аукцион, запрос предложений признается не состоявшимся, а именно:


Таким образом, положения Приказа № 155 не применяются в тех случаях, когда при проведении закупочной процедуры не обеспечена конкуренция (в наличии имеется только одна заявка) и, следовательно, предоставление преференций нецелесообразно, т. к. отсутствует выбор.

В-третьих, когда в заявках на участие в конкурсе, аукционе или запросе предложений не содержится предложений о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения. То есть, когда все участники предложили товары, происходящие из иностранных государств, и все они находятся в равных условиях и фактически предоставлять преференции некому.

В-четвертых, если в рамках одного аукциона предполагается поставка товаров, предусмотренных Приказом № 155, и участник, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары российского, белорусского и (или) казахстанского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров данного происхождения составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.

В-пятых, если в рамках одного конкурса (лота) или запроса предложений предполагается поставка товаров, предусмотренных Приказом № 155, и участник конкурса (или запроса предложений) в своей заявке, окончательном предложении предлагает к поставке товары российского, белорусского и (или) казахстанского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров такого происхождения составляет менее половины (менее 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль