Ремонт транспортных средств

1318
Учреждение договорилось с подрядчиком о ремонте транспорта. Чтобы сэкономить деньги в период кризиса, решено, что при этом будут использованы материалы заказчика. Но как учесть передачу подрядчику активов? Советы дает Сергей Георгиевич ХАБАЕВ, автор Универсального справочника «Бюджетный учет (по новому Плану счетов)».

 


Сделку с подрядчиком нужно оформить документально
Как показывает практика, в большинстве случаев для ремонта автотранспорта учреждения привлекают специализированную организацию. А взаимоотношения сторон регламентируются договором подряда.

Смета на ремонт поможет обосновать расходы

Согласно пункту 3 статьи 709 Гражданского кодекса РФ, цена работы в договоре подряда может быть определена путем составления сметы. Там будет указан перечень ремонтных работ и стоимость услуг подрядчика. Кроме этого наличие сметы будет служить дополнительным обоснованием объема произведенных расходов. Для учреждений, пользующихся ограниченными бюджетным финансированием средствами, это особенно важно. Тем более в период финансового кризиса, когда экономии бюджетных средств уделяется большое внимание.

Зачем может понадобиться дефектная ведомость

Для составления ремонтной сметы необходимо определить перечень дефектов, которые надо устранить в автомобиле. Этот перечень следует зафиксировать в первичном учетном документе, который будет основанием для проведения ремонта. Таким документом может послужить дефектная ведомость для автотранспортных средств.
В настоящее время форма такой ведомости официально не утверждена. Поэтому в учреждении могут самостоятельно разработать данный документ, отразив все необходимые реквизиты с учетом требований статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
При этом при разработке дефектной ведомости для автотранспортных средств в ней следует предусмотреть и следующие реквизиты:
— марка (модель) транспортного средства;
— государственный номерной знак;
— идентификационный номер;
— номер кузова;
— номер двигателя;
— номер шасси (рамы);
— год изготовления.
Есть и другой вариант. Учреждение может воспользоваться Актом о выявленных дефектах оборудования № ОС-16 (утвержден постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7), доработав форму для возможности отражать поломку автотранспорта. Для отражения в данной форме дополнительной информации об автотранспортном средстве можно ввести в форму № ОС-16 дополнительные реквизиты.
Следует заметить, что данная форма отсутствует в перечне унифицированных форм первичных учетных документов, которые применяют в бюджетной сфере (приложение № 2 к Инструкции № 25н). А потому вносимые изменения и правило применять эту форму для учета должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом (в учетной политике).

Порядок отражения ситуации в учете будет зависеть от условий договора

Оплату расходов, связанных с капитальным и текущим ремонтом имущества, в том числе и автотранспортных средств, отражают по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». Такой порядок установлен согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н.
Однако условия договора по ремонту автотранспорта могут быть обозначены по-разному. А в зависимости от этого учет расходов по статьям бюджетной классификации РФ может различаться.
Возможен вариант, когда обеспечение ремонтных работ необходимыми запасными частями согласно условиям договора возложено на исполнителя. В этом случае расходы на выплаты по указанному договору (с учетом стоимости запасных частей, предоставленных исполнителем) следует отразить по подстатье 225.

 

 


 


Оформите все необходимые документы

При передаче запчастей подрядчику для проведения ремонта оформляют Накладную на отпуск материалов на сторону (ф. № М‑15). Кроме того, операция оформляется актом приема-передачи, который должен содержать наименование и количество материалов (в нем желательно указать, что запчасти передаются на давальческих условиях).
По окончании ремонта подрядчик должен составить в произвольной письменной форме подробный отчет об использовании предоставленных материалов. В нем фиксируют количество, наименование израсходованного материала, а также остатки и отходы.
В соответствии с постановлением № 7 прием-сдача отремонтированных автомобилей оформляется Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002). В Инвентарной карточке учета основных средств не предусмотрено отражение информации о ремонте объекта. Для формирования такой информации рекомендуем учреждениям ввести в инвентарную карточку дополнительные реквизиты. Но это следует зафиксировать в учетной политике.

Есть и другой вариант развития событий.
В договоре, который заключен на выполнение ремонтных работ и поставку необходимых материалов для этого, может быть отдельно указана стоимость работ и запасных частей. В таком случае заказчик отдельно оплачивает запасные части работы контрагента. При этом оплата за работы по договору также отражается по подстатье 225, а вот стоимость запчастей нужно уже учесть по статье 340 «Увеличение стоимости материалов».
Замечу, что когда в договоре отдельно указывается стои-мость ремонтных работ и запасных частей, но в качестве предмета договора указаны все-таки ремонтные работы, то заказчик запасные части не приходует и отдельно их не оплачивает. Следовательно, оплата по договору отражается по подстатье 225.
На практике встречается и такая ситуация. Обеспечение ремонтных работ необходимыми запасными частями согласно условиям договора возложено на заказчика. Тогда расходы по оплате работ по договору учитывают по подстатье 225, а приобретаемые заказчиком запасные части отражают по коду 340. И в этом случае материалы следует учесть и на балансе учреждения.
Но каким образом в учете отразить подобную передачу материальных запасов исполнителю? На этот счет существуют две точки зрения. Рассмотрим обе.
Первая заключается в том, что право собственности при такой операции остается за учреждением, какую-либо дебиторскую задолженность за исполнителем отражать не следует. А факт передачи материалов контрагенту достаточно подтвердить оформленными и заверенными подписями и печатями документами.
Следуя этой позиции, логично будет воспользоваться в рассматриваемой ситуации корреспонденцией счетов при передаче материальных запасов в переработку на изготовление нефинансовых активов (приведены в приложении № 1 к Инструкции № 25н).

Пример. Наркологический диспансер заключил договор на ремонт автомобиля, приобретенного за счет бюджетных средств. Договорная стоимость ремонта — 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб.
Согласно условиям сделки, запчасти предоставляет учреждение. Стоимость приобретенных диспансером запасных частей составила 27 500 руб. (в том числе НДС — 4950 руб.).
По окончании работ оформлен акт выполненных работ и отчет об использовании материалов заказчика.
Бухгалтер диспансера записал:

 

 

 



 

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходованы запасные части 1 105 06 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
1 302 22 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
 27 500
Выданы запасные части исполнителю для проведения ремонта 1 106 04 340
«Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»
1 105 06 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»
 27 500
Приняты работы по ремонту автомобиля на основании акта 1 401 01 225
«Расходы на услуги по содержанию имущества»
 1 302 08 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по содержанию имущества»
 59 000
Списаны запасные части на основании отчета подрядчика 1 401 01 272
«Расходование материальных запасов»
 1 106 04 440
«Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»
27 500
Оплачены ремонтные работы 1 302 08 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по содержанию имущества»
1 304 05 225
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате услуг по содержанию имущества»
59 000


Вторая точка зрения по этому вопросу заключается в следующем. Передачу запасных частей подрядчику следует отразить на счете 206 22 000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение материальных запасов».
Согласно этой позиции, указать дебиторскую задолженность за исполнителем нужно на случай, если контрагент не выполнит свои обязательства и должен будет вернуть ранее полученные запасные части. Тогда запись по счету 206 22 000 поможет отследить движение активов и долг подрядчика по переданным, пусть и временно, запасным частям.
В таком случае проводки по передаче материалов подрядчику будут выглядеть так:

 

 

 



 

Содержание операции Дебет Кредит
Оприходованы запасные части 1 105 06 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
 1 302 22 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Выданы запасные части исполнителю для проведения ремонта 1 206 22 560
«Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов»
 1 105 06 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»
Списаны запасные части, использованные подрядчиком при ремонте 1 401 01 272
«Расходование материальных запасов»
1 302 22 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Списана задолженность подрядчика перед учреждением по переданным материалам 1 302 22 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
 1 206 22 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов»


На мой взгляд, методологически верный — второй вариант. И лучше придерживаться его. Но в любом случае решение о том, как отразить ситуацию в учете, каждое учреждение должно принять самостоятельно и отразить его в учетной политике.

 

 



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль