Антикризисные меры: за падением следует подъем

603
Антикризисные меры: за падением следует подъем
Оказавшись в западне очередного экономического кризиса, Правительство РФ вынуждено сворачивать запланированные ранее проекты, оптимизировать бюджетные расходы и изыскивать возможности для экономии средств. Планировать деятельность учреждений госсектора на долгосрочную перспективу становится все боле затруднительно – никто не знает, до каких размеров в конечном итоге придется «ужимать» бюджет. Так, Законом № 25-ФЗ приостановлены действия положений Бюджетного кодекса РФ. Общий смысл данных преобразований сводится к «замораживанию» процесса бюджетирования на трехлетний период. Что думают об антикризисных мерах непосредственные исполнители государственных и муниципальных услуг, спросим у нашего эксперта.

Насколько перспективно трехлетнее планирование бюджетов в современных экономических условиях, с учетом законов № 25-ФЗ и № 44-ФЗ (утвердивших новый порядок планирования госзакупок)? Следует ли сегодня сосредоточиться на планировании в краткосрочной перспективе?

Я думаю, что закон о трехлетнем планировании не будет выполняться: показатели придется пересматривать в оперативном порядке. То есть объемы будут планироваться на три года, но затем по ходу дела их придется пересматривать, надеюсь, в сторону увеличения. Если кризис затянется, то может дойти и до поквартального планирования и выделения средств. Так уже было в 2009 г.

Как сокращение лимитов бюджетных обязательств отразится на выполнении госзаданий?

О сокращении лимитов бюджетных обязательств пока речи нет – ни на федеральном, ни на московском уровнях. Напротив, Департамент культуры города Москвы подтвердил нам, что в ближайшие три года целевое финансирование на выполнение государственного задания останется на уровне 2014 г. Другое дело, что вырастут тарифы на работы, услуги и товары. Это означает, что номинально финансирование не сократится, а фактически будет сокращаться день ото дня. Как это отразится на выполнении госзадания, пока трудно сказать.
Представить себе прямую зависимость между сокращением финансирования и статистическими показателями деятельности учреждения довольно трудно. Например, если не будет достаточно средств на оплату электричества, может, придется пойти на сокращение часов работы библиотеки. Или, если не будет возможности оплатить техническое обслуживание лифтов, в библиотеку перестанут ходить пожилые читатели и это отразится на показателях посещаемости и книговыдачи и т. п.

Будут ли «урезаны» запланированные ранее закупки товаров (работ, услуг) и по какому принципу? На чем будут экономить в сложившихся условиях?

Исходя из опыта работы нашей библиотеки, могу сказать, что уже в текущем году у нас нет средств на закупку расходных материалов по статье 340 КОСГУ (канцелярские и хозяйственные товары, картриджи для компьютеров, электролампочки и т. п.). Значит, все эти расходные материалы будут приобретаться за внебюджетный счет (из доходов от приносящей доход деятельности). Но и в предыдущие годы финансовых средств по этой статье расходов нам хватало только на первый квартал года.
Кроме того, все незапланированные расходы по текущему ремонту оборудования и помещений также осуществлялись за внебюджетный счет. К сожалению, этот доход, несмотря на все наши старания, не слишком велик: в 2014 г. он составил всего 5,58% от целевой субсидии на выполнение госзадания.
Начало этого года показывает, что в 2015 г. такой показатель будет недостижим – доходы от платных услуг и предпринимательской деятельности (кафе) заметно сокращаются.

Каковы могут быть последствия данных антикризисных мер: снижения объема и качества государственных (муниципальных) услуг и пр.?

Я бы не назвала «урезание» запланированных ранее закупок товаров (работ, услуг) «антикризисными мерами». По-моему, «урезание» – это проявление кризиса, а не мера антикризиса. В общем и целом вопрос поставлен правильно: сокращение финансирования с неизбежностью приведет к снижению объема и качества государственных (муниципальных) услуг, будет прервано движение по пути модернизации социальной сферы, понизится общий тонус деятельности, ухудшится настроение людей, работающих в бюджетной сфере. Станет неизбежным дальнейшее сокращение кадров и, возможно, числа бюджетных учреждений.
Но по предыдущим кризисам (1998 и 2009 гг.) мы знаем, что за падением неизбежно следует подъем. Наработанный ранее опыт поможет преодолеть возникшие трудности.

Какие рекомендации по управлению финансами можно дать бюджетным учреждениям?

Свои рекомендации я бы адресовала не учреждениям, а органам государственного управления. Прежде всего, необходимо познакомить руководителей бюджетных учреждений с антикризисной программой, ее основными целями. Например, во время кризиса 2009 г. расходы на содержание библиотек были существенно сокращены, если не секвестированы, а заработная плата работников этих учреждений была на порядок повышена. Потому что своей главной задачей Правительство Москвы в лице заместителя мэра Людмилы Ивановны Швецовой провозгласило сохранение кадрового состава библиотек. Дошло до того, что учреждениям было предложено разорвать госконтракты (мера беспрецедентная). Была создана правительственная комиссия под руководством вице-премьера, которая рассматривала каждый договор в отдельности и давала либо не давала разрешение на его заключение. Финансирование комплектования библиотечных фондов сначала было прекращено, однако осенью 2009 г. средства на пополнение фондов, и немалые, были целевым образом библиотекам выделены.
Хотелось бы знать, что будет предпринимать нынешнее Правительство Москвы в качестве антикризисных мер. Я бы предложила рассмотреть возможность осуществления двух мер.
Во-первых, освобождение государственных учреждений культуры от уплаты налога на прибыль: это 20% наравне с налогом, который платят коммерческие организации; сбор от этого налога поступает в региональный бюджет. Эта мера, помимо фактического увеличения бюджета учреждений культуры, стимулировала бы их на развитие приносящей доход деятельности.
Во-вторых, введение в Москве в действие Закона № 223-ФЗ1, который разрешает более свободное оперирование внебюджетными средствами, за рамками портала поставщиков города Москвы. Эта мера позволила бы учреждениям заключать договоры с единственным поставщиком на более выгодных условиях, чем предлагаются на портале поставщиков.
Кроме того, нужно снять требование ежегодного повышения средней заработной платы на 8% и ориентировать руководителей учреждений культуры на ее «замораживание». Более того, не требовать перенаправления сэкономленных на содержании учреждения средств в фонд оплаты труда – такой экономии больше не будет, а напротив, разрешить экономию бюджетного фонда оплаты труда направлять на поддержку деятельности учреждения.
И последнее. Мне кажется, стоит проявить осмотрительность в вопросе омоложения руководящих кадров в период, когда требуются опытность и профессионализм. Коней на переправе не меняют.

Инструменты МЦФЭР-Госфинансы для комплексного решения по оказанию госуслуг:

Журнал "Госуслуги: планирование, учет, налоги" Уникальное издание для специалистов финансово-экономических служб, руководителей бюджетных и автономных учреждений, учредителей
Пролистать журнал >>


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль