Меценатскую деятельность узаконили

279
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Меценатство – одна из давних русских традиций. Хорошо известны меценаты XVIII–ХХ вв.: Строгановы, Морозовы, Мамонтовы, Щукины, Третьяковы. Они создавали театры и библиотеки, музеи и картинные галереи, собирали и передавали в государственное владение уникальные коллекции. Сегодня у них есть продолжатели. Однако в российском законодательстве меценатская деятельность до недавнего времени, по сути, никак не регулировалась. Теперь все стало иначе.

Еще в 1995 г. был принят Федеральный закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, но в сферу его регулирования попала только деятельность благотворительных организаций (фондов). Для иных же юридических и физических лиц, осуществлявших благотворительную деятельность, правовой основы создано не было.

И вот недавно с подачи депутатов – деятелей культуры и искусства был принят Федеральный закон от 04.11.2014 № 327-ФЗ «О меценатской деятельности» (далее – Закон № 327-ФЗ). Выясним, что несет в себе данный закон.

Суть закона

Из положений Закона № 327-ФЗ мы можем выяснить, что меценатская деятельность – это деятельность по безвозмездной передаче имущества, в т. ч. денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом либо безвозмездное выполнение работ (оказание услуг). Все это охватывается общим понятием «меценатская поддержка».

Задачами меценатской деятельности являются сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства. В законе подчеркнуто, что получатель меценатской поддержки вправе ее использовать только для этих целей. Соответственно, действие закона ограничивается сферами культуры и образования в области культуры и искусства.

Меценатами могут быть как физические, так и юридические лица. Они самостоятельно определяют получателей меценатской поддержки, цели, направления, форму и содержание меценатской деятельности. Получать поддержку вправе государственные, муниципальные, негосударственные некоммерческие организации культуры и образовательные организации, реализующие образовательные программы в области культуры и искусства. При этом наличие такой поддержки не может служить основанием для сокращения финансового обеспечения деятельности получателей.

Получателями меценатской поддержки не могут быть органы государственной власти и местного самоуправления. Более того, им запрещено препятствовать меценату осуществлять меценатскую деятельность и влиять на его решение в определении получателя поддержки, целей, направлений, формы и содержания этой деятельности.

Для осуществления меценатской деятельности между меценатом и получателем меценатской поддержки заключается договор соответствующего вида. Какой именно вид договора должен быть заключен, в Законе № 327-ФЗ не поясняется.

По нашему мнению, из предусмотренных частью второй ГК РФ конструкций договоров для оформления отношений сторон в наибольшей степени подходит договор дарения вещи в общеполезных целях (ст. 582 «Пожертвования» ГК РФ).

Налоги

Авторы Закона № 327-ФЗ обратили внимание, что с точки зрения налогообложения меценатская деятельность в настоящее время является крайне невыгодным мероприятием. Если меценат-организация передает учреждению культуры какое-либо имущество, его рыночная стоимость (или сумма денежных средств) не включается в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Депутаты запланировали исправить эту ситуацию и предложили включить в НК РФ нормы, стимулирующие привлечение к меценатской деятельности граждан и юридических лиц. В частности, родилось три предложения:

  • разрешить признавать расходы на меценатскую поддержку в размере, не превышающем 2,5% от налогооблагаемой прибыли за налоговый период;
  • освободить государственные и муниципальные учреждения в сфере культуры от уплаты налога на имущество в отношении имущества, переданного в качестве меценатской поддержки;
  • отнести к полномочиям субъектов РФ находящееся в сфере их компетенции установление региональных налоговых льгот для меценатов и контроль за их соблюдением.

Однако пока эти планы остаются планами. Включить данные положения в Закон № 327-ФЗ было нельзя, поскольку это епархия налогового законодательства и указанные предложения могли получить воплощение только в виде новых норм НК РФ. Но одновременно с рассматриваемым законом поправки в Налоговый кодекс РФ внесены не были. Остается только ждать, когда это произойдет.

Можно предположить, какие нормы с большой долей вероятности пополнят Кодекс. Логично, если законодатели предоставят меценатам и получателям те же льготы, которые сейчас предоставлены благотворителям и благотворительным организациям, подпадающим под уже упомянутый Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Вот эти преференции:

  • передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом № 135-ФЗ НДС не облагается (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • выплаты добровольцам на возмещение их расходов, производимые в рамках исполнения гражданско-правовых договоров, заключенных в соответствии с Законом № 135-ФЗ, не относятся к объекту обложения страховыми взносами. Исключение – расходы на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ (ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ; далее – Закон № 212-ФЗ);
  • физические лица имеют право на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисленных ими в виде пожертвований некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта) и образования. Данный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению (подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ).

На сегодняшний день трудно однозначно ответить на вопрос, могут ли воспользоваться данными льготами меценаты и получатели их поддержки. Безусловно, характеры правоотношений в области благотворительной и меценатской деятельности схожи. Однако в приведенных нормах НК РФ и Закона № 212-ФЗ содержатся только ссылки на Закон № 135-ФЗ и используется термин «пожертвование» из данного закона.

Ссылок на Закон № 327-ФЗ нет, равно как в нем отсутствует термин «пожертвование». Поэтому, строго говоря, нужно дождаться внесения изменений в законодательство. В отношении налога на прибыль послаблений в Налоговом кодексе РФ нет. Более того, в нем прямо сказано, что расходы, понесенные благотворителями, не могут быть учтены при определении налоговой базы по данному налогу (пп. 16, 34 ст. 270 НК РФ). Но, как мы уже заметили выше, законодатели планируют это исправить.

Что касается налогооблагаемых доходов учреждения, на наш взгляд, меценатская поддержка не должна в них включаться уже сейчас на основании п. 2 ст. 251 НК РФ как целевые поступления от других организаций и физических лиц, использованные получателями по назначению.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль