Антикризисный контракт: новые возможности и ограничения

317
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
В ситуации экономического кризиса Правительство РФ пытается разработать ряд мер, призванных оптимизировать расходную часть бюджета. Перемены коснулись и Закона о контрактной системе. Заключать и исполнять государственные контракты теперь следует по новым правилам.

Меры предосторожности

Распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р утверждёнплан первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в России в 2015 г. К таковым чиновники отнесли:

1) снижение финансовой нагрузки на участников закупок и банковскую систему;

2) отсрочку уплаты и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней);

3) установление порядка изменения срока исполнения государственного контракта и (или) количества, цены единицы товара, работы, услуги по госконтрактам, срок исполнения которых истекает в 2015 г.;

4) определение порядка и условий реструктуризации задолженности коммерческих банков, возникшей в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения госконтрактов;

5) определение дополнительных случаев, при которых государственный заказчик вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения госконтракта.

Аналогичные положения месяцем ранее были закреплены в Законе № 44-ФЗ (Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”») со ссылкой на необходимость принятия соответствующих постановлений Правительства РФ. В настоящий момент часть из них принята и вступила в действие, о чём расскажем далее.

Ограничение авансовых платежей

Первой из антикризисных мер стало ограничение авансовых платежей по государственным и муниципальным контрактам.

В соответствии с п. 29 постановления Правительства РФ от 27.12.2014 № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – Постановление № 1563) определено право получателей средств федерального бюджета (далее – ПБС) на установление авансов в следующем порядке:

1. До 30% суммы договора (государственного контракта) о поставке товаров, оказании услуг, выполнении работ, но не более 30% лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО), доведённых на определённый финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ (если иное не установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ), после подтверждения получения товара, выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных договорами (контрактами) (их этапов) в объёме произведённых платежей.

Исключение – договоры (контракты), условиями которых предусматривается обязательство по выполнению работ (оказанию услуг), их этапов продолжительностью не более одного месяца после оплаты договора (контракта), этапа его исполнения.

Указанная формулировка означает, что на смену авансовым платежам в общепринятом их понимании пришла поэтапная оплата товаров, работ, услуг или система промежуточных платежей.

2. По договорам (контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства госсобственности РФ (если иное не установлено законодательством РФ):

  • на сумму, не превышающую 600 млн руб., – до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% ЛБО, доведённых на финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ;
  • на сумму, превышающую 600 млн руб., – до 30% суммы договора (контракта), но не более ЛБО, доведённых на определённый финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (контрактом) работ в объёме произведённого авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (контракта).

То есть речь опять-таки идёт о поэтапной приёмке и оплате, а никак не об авансировании выполненных работ в широком понимании этого слова.

При этом согласно поправкам, внесённым в Постановление № 1563 (см. постановление Правительства РФ от 20.03.2015 № 256), ПБС федерального уровня при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг получили право предусматривать авансовые платежи от 30 до 80% суммы договора (контракта), но не более 80% ЛБО, доведённых на соответствующий финансовый год по определённому коду бюджетной классификации РФ. Реализация указанного права возможна при включении в договоры (контракты) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства (далее – ОФК) в учреждениях Центробанка России для учёта операций со средствами юридических лиц.

Исключением изданного правила являются договоры (контракты), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Разумеется, рассмотренные меры направлены на защиту казны РФ от финансовых обязательств, которые могут быть приняты с превышением возможности их погашения в случае секвестрования бюджета.

Отсрочка уплаты неустойки

Случаи и порядок предоставления заказчиком в 2015 г. отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) утверждены постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 № 196. Согласно ему отсрочка уплаты и (или) списание указанных сумм предоставляется при завершении в полном объёме исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

Заказчики обязаны предоставлять такую отсрочку независимо от даты заключения контракта. Даже если контракты были заключены ранее 1 января 2014 г., но их исполнение завершается в 2015 г., поставщики могут воспользоваться льготным режимом.

Отсрочка предоставляется:

1) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) выше 5%, но не более 20% цены контракта. В этом случае отсрочка сдвигается до окончания текущего финансового года, но при этом заказчик должен списать 50% задолженности;

2) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20% цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку их до окончания текущего финансового года.

Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объёме. Исключение – контракты, условия которых изменены в 2015 г. в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет их списание.

Льготы по обеспечению исполнения контракта

Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 установлены случаи, при которых в 2015 г. заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Для справки

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов» обязанность по банковскому сопровождению контракта возникает лишь при его цене свыше 10 млрд руб.

Всего таких случаев пять:

1) проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации;

2) проект контракта содержит условие о его банковском сопровождении;

3) проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счёт, открытый ОФК либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях Центробанка России;

4) проект контракта предусматривает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами власти субъектов РФ, местными администрациями, при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.

Кроме того, обеспечение может не устанавливаться при проведении заказчиком расчёта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ, местными администрациями, и осуществлении полного расчёта только после приёмки всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);

5) участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% начальной (максимальной) цены контракта.

Изменение условий контракта

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 198 «Об утвержденииправил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объёма работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году» контракты со сроком исполнения свыше 6 месяцев в течение 2015 г. могут изменяться по соглашению сторон.

Правила применяются в отношении контрактов, валютой которых является российский рубль.

При этом определено, что может быть предметом указанных контрактов:

1) поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, включённых в перечни, утверждаемые федеральными органами госвласти, органами управления государственными внебюджетными фондами, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», а также наиболее значимыми учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, определёнными в соответствии с законодательством.

При этом цена контракта должна превышать 1 млн руб. при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, размер, установленный высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ, местными администрациями при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, и составлять не более чем 5 млн руб. в случае, если контракт заключен для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд по результатам проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Цена контракта в этом случае может быть увеличена в пределах значения, рассчитанного по формуле:

Цнов = (Ц - Сп) × ИКЦ + Сп,
гдеЦ – первоначальная цена контракта; С п – сумма перечисленных заказчиком средств по контракту; И КЦ – индекс корректировки цен, установленный уполномоченными субъектами.

Уполномоченными субъектами являются те же федеральные органы государственной власти и прочие структуры, утверждающие перечни товаров, работ, услуг. По решению местной администрации для изменения цен контрактов могут применяться индексы, утверждаемые высшими исполнительными органами власти субъектов РФ либо уполномоченными ими органами исполнительной власти, на территории которых находятся муниципалитеты;

2) строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства.

Изменение цены контракта в данном случае осуществляется в пределах значения, рассчитанного по формуле:Цнов = Ц + Ц15 × (ИД15н - ИД15)ИД15,
гдеЦ – первоначальная цена контракта;Ц 15 – объём платежей в соответствии с условиями контракта в 2015 г.;ИД15н – прогнозный индекс-дефлятор «Инвестиции в основной капитал за счёт всех источников финансирования» 2015 г. в процентах к 2014 г., одобренный Правительством РФ в составе прогноза социально-экономического развития РФ, действующий на дату изменения контракта;ИД15 – прогнозный индекс-дефлятор «Инвестиции в основной капитал за счёт всех источников финансирования» 2015 г. в процентах к 2014 г., одобренный Правительством РФ в составе прогноза социально-экономического развития РФ, действующий на дату принятия нормативного правового акта о предоставлении бюджетных средств на реализацию инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), за исключением научно-методического руководства.

При изменении цены контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), за исключением научно-методического руководства, согласованные заказчиком и подрядчиком размеры затрат, подлежащие включению в сводный сметный расчёт стоимости строительства, не должны превышать действующие сметные нормативы на отдельные виды затрат, утверждённые в соответствии с законодательством РФ.

Правительство РФ даёт право высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, местным администрациям установить иные особенности внесения изменений в контракты в части корректировки срока их исполнения, и (или) цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги, количества товаров, объёма работ, услуг. В том числе предусмотрено применение вместо индексов-дефляторов иных индексов (коэффициентов), обеспечивающих расчёт предельного значения увеличения цены контракта.

Как и любые другие, данные изменения условий контракта оформляются дополнительным соглашением. Основанием для подготовки изменения является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика (подрядчика, исполнителя) с обоснованием невозможности исполнения контракта без корректировки его условий в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 Гражданского кодекса РФ). Заказчик принимает решение о внесении изменений в контракт в срок не более чем 30 дней, исходя:

  • из необходимости исполнения в первоочередном порядке контрактов, предметом которых является поставка товаров для нормального жизнеобеспечения граждан (продовольствие, средства для оказания скорой, в т. ч. специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства);
  • необходимости достижения результатов мероприятий государственных (муниципальных) программ, федеральных целевых программ либо непрограммных направлений деятельности (функций, полномочий) органов госвласти (местного самоуправления), а также принятых в установленном порядке решений о предоставлении средств бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений;
  • объёма фактически исполненных обязательств, предусмотренных контрактом, на дату принятия решения о внесении в него изменений;
  • утверждённого и доведённого до заказчика объёма финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2015 г. обязательств по госконтрактам.

В дополнительном соглашении к контракту не может предусматриваться увеличение количества поставляемого товара, объёма выполняемых работ или оказываемых услуг.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×