Если регистрация недвижимости затянулась

338
 Пилюгина Ю.А.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Согласно редакции п. 333 Инструкции № 157н, действовавшей до 16 ноября 2014 г., учет полученного недвижимого имущества в течение времени оформления государственной регистрации прав на него должен был осуществляться на забалансовом счете 01. Приказом № 89н данная норма была исключена. Так как же правильно учитывать недвижимость, на которую оформлены акты приема-передачи, но отсутствуют свидетельства о регистрации права оперативного управления?

Нет выписки – нет инвентарного объекта

Проанализируем положения стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора во взаимосвязи с нормами ГК РФ и иных правовых актов. В пункте 36 Инструкции № 157н по-прежнему установлено жесткое правило: и принятие к учету, и выбытие из учета объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих регистрацию.

Эта формулировка не допускает двоякого толкования – для постановки на балансовый учет объектов недвижимости у учреждения обязательно должно быть свидетельство о регистрации права оперативного управления (выписка из ЕГРП).

Включение данного положения в Инструкцию № 157н обусловлено следующими обстоятельствами:
  • в отличие от движимого имущества, в отношении которого право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи объекта (п. 1 ст. 299 ГК РФ), право на недвижимое имущество возникает только с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ);
  • по смыслу положений п. 38 Инструкции № 157н на балансовых счетах организации госсектора может учитываться только имущество, которое принадлежит ей на праве оперативного управления (если иное прямо не предусмотрено Инструкцией № 157н).

Даже после исключения из п. 333 Инструкции № 157н положения о недвижимом имуществе, права на которое не зарегистрированы, у учреждения нет достаточных оснований для учета подобных объектов на счете 101 00 «Основные средства».

Что же означают изменения, внесенные в п. 333 Инструкции № 157н? Безусловно, учреждение на основании решения уполномоченного органа власти может произвести фактическую приемку объекта недвижимости и начать его эксплуатацию до получения документов о государственной регистрации права оперативного управления.

Однако само по себе подписание акта приема-передачи не означает получение имущества в безвозмездное пользование или по иному основанию (аренда, хранение и т. п.). Поэтому на момент приемки объекта недвижимости необходимо определить условия, на которых учреждение принимает имущество. Например, между правообладателем (уполномоченным органом власти) и принимающим учреждением может быть заключен договор безвозмездного пользования (договор ссуды) в виде единого документа.

Другой вариант: в любом документе (письме, акте приема-передачи и т. п.), подписанном уполномоченным должностным лицом правообладателя (уполномоченного органа власти), может быть указано, что до государственной регистрации права оперативного управления объект передается учреждению на праве безвозмездного пользования.

Определить правовой статус принятого учреждением объекта недвижимости, руководствуясь нормами гражданского законодательства, важно, т. к. тем самым будут урегулированы вопросы, связанные с обязанностями по содержанию объекта, рисками случайной гибели или повреждения имущества, ответственностью перед третьими лицами и т. п.

Конечно, существует вероятность, что одного акта приемапередачи имущества во взаимосвязи с фактом приемки объекта и прочими сопутствующими обстоятельствами будет достаточно для признания в судебном порядке факта заключения договора безвозмездного пользования в соответствии с гл. 36 ГК РФ. Однако намного разумнее – предотвратить возникновение спорных ситуаций. Кроме того, определение статуса объекта позволит без труда применить соответствующую норму Инструкции № 157н.

Пример

1. Бюджетное учреждение приняло по акту приема-передачи объект недвижимости, который в соответствии с решением уполномоченного органа власти закрепляется на праве оперативного управления. При этом на срок до регистрации права заключен договор безвозмездного пользования объектом. В этом случае к учреждению перешли обязанности по содержанию объекта (ст. 695 ГК РФ). В соответствии с действующей редакцией п. 333 Инструкции № 157н этот объект должен быть учтен на забалансовом счете 01 как полученный в безвозмездное пользование.

2. Автономное учреждение приняло по акту приема-передачи объект недвижимости, который в соответствии с решением уполномоченного органа власти закрепляется на праве оперативного управления. Передача имущества по договору ссуды не оформлена. В этом случае обязанность по содержанию объекта лежит на передающей стороне и основания для учета объекта на забалансовом счете 01 у учреждения отсутствуют. В то же время, руководствуясь п. 8 ст. 3, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) и п. 332 Инструкции № 157н, до окончательного выяснения правового статуса полученного имущества учреждение приняло решение о его обособленном учете на специальном забалансовом счете.

Таким образом, при фактическом получении недвижимого имущества с целью его использования до регистрации права оперативного управления имеет смысл надлежащим образом оформить договор безвозмездного пользования, а затем в соответствии с новой редакцией п. 333 Инструкции № 157н учесть объект на забалансовом счете 01.

Учет у передающей стороны

Из содержания п. 36 Инструкции № 157н, п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ следует, что дата постановки объекта недвижимости на балансовый учет должна совпадать с датой внесения в ЕГРП данных о возникновении права оперативного управления и (или) права собственности.

Следует учесть!

Согласно § 7 МСФО ОС 1 «Представление финансовой отчетности» под активами понимаются любые ресурсы, контролируемые организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается поступление будущих экономических выгод или возможности полезного использования. В пункте 6 проекта федерального стандарта бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» уточняется, что к активам относится имущество, закрепленное за субъектом сектора госу правления в целях осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг, выполнения государственных функций. А согласно п. 2 ст. 5 Закона № 402-ФЗ любые активы являются объектом бухгалтерского учета. Таким образом, есть основания полагать, что в перспективе в Инструкцию № 157н будут внесены соответствующие изменения, и на счете 101 00 будут учитываться фактически принятые и используемые учреждением объекты недвижимости без привязки к факту государственной регистрации права оперативного управления.

В свою очередь, дата выбытия объекта недвижимости с балансового учета передающей стороны не может быть увязана с датой подписания акта приема-передачи (извещения, иного аналогичного документа). Списать это имущество можно только на дату прекращения права собственности и (или) права оперативного управления, указанную в выписке из ЕГРП. Практика показывает, что между датой прекращения права у передающей стороны и внесением в ЕГРП записи о возникновении права у принимающей стороны может пройти значительный промежуток времени.

Согласно п. 141 Инструкции № 157н весь интервал времени, в течение которого объекты имущества не были закреплены за какой-либо организацией на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, они должны учитываться уполномоченным органом власти на счете 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны». Однако органы, уполномоченные на ведение бюджетного учета имущества казны, чаще всего даже не рассматривают вопрос о постановке на учет объектов недвижимости в период, когда право оперативного управления у передающей стороны уже прекращено, а у принимающей стороны еще не зарегистрировано.

При таких обстоятельствах организации госсектора, принимающей на балансовый учет объект недвижимости, нужно помнить, что один и тот же объект не может одновременно числиться в балансовом учете двух субъектов учета. Поэтому целесообразно поступить следующим образом.

1. Оформить бухгалтерские записи о постановке объекта недвижимости на балансовый учет датой регистрации права оперативного управления.

2. Уточнить у передающей стороны дату списания объекта с балансового учета (может быть направлено письмо, извещение и т. п.). Она должна совпадать с датой прекращения права оперативного управления на объект согласно выписке из ЕГРП.

3. Согласовать с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, возможность отражения объекта в балансовом учете на 1 января, в случае если на эту дату право оперативного управления передающей стороны прекращено, а у принимающей стороны оно еще не зарегистрировано.

Если прекращение и возникновение права оперативного управления зарегистрированы в одном отчетном периоде, проблем возникнуть не должно.

Важный нюанс

Специалистами уполномоченных органов власти обсуждается возможность подачи в органы Росреестра одновременно как документов на прекращение права оперативного управления, так и на внесение в ЕГРП данных о закреплении объектов за новыми правообладателями. Такую функцию, возможно, возьмут на себя должностные лица органов, осуществляющих полномочия собственников, в частности Рос имущества.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×