На что не уполномочен ревизор

220
 Бирюков А.
Ведущий эксперт Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
В ходе осуществления проверочных действий представители органов государственного (муниципального) финансового контроля обязаны строго соблюдать положения бюджетного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, приказы о проведении контрольных мероприятий, программы проверок и должностные регламенты. Это в теории. На практике же контролёрыревизоры нередко выходят за рамки своих полномочий. Проанализируем некоторые из таких ситуаций.

Проверка отдельно – ревизия отдельно

СИТУАЦИЯ. В учреждение для проведения контрольного мероприятия пришли уполномоченные представители органа государственного финансового контроля. Для подтверждения правомерности своих действий они предъявили документы на проведение проверки (ревизии). Что называется, «два в одном».

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Проверка и ревизия являются самостоятельными методами контроля и не могут быть проведены в ходе одного и того же контрольного мероприятия. В учреждении может быть осуществлена либо проверка, либо ревизия.

КОММЕНТАРИЙ. Методы государственного (муниципального) финансового контроля определены в п. 1 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). К ним, в частности, относятся: проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

При этом согласно п. 2 указанной статьи под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и практическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учёта и бюджетной (бухгалтерской) отчётности в отношении деятельности объекта контроля за определённый период.

В свою очередь, ревизией считается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершённых финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (бюджетной) отчётности.

То есть у данных методов контроля разные цели и задачи, соответственно, они никак не могут проводиться одновременно.

Руководству учреждения следует внести ясность, затребовав у контролёров-ревизоров более точную формулировку в документах: что же всё-таки будет осуществляться – проверка или ревизия. И подготовиться к соответствующему мероприятию.

А вот в чём и проверка, и ревизия равны, так это в оформлении их результатов. В обоих случаях контролёры должны составить соответствующий акт.

«Старые» закупки не учитываются

СИТУАЦИЯ. В марте 2015 г. территориальный орган Росфиннадзора пришёл с проверкой финансово-хозяйственной деятельности в одно из казённых учреждений. В числе прочего контролёрами были запрошены материалы о проведении закупок для государственных нужд, осуществлённых в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ. Позже представители Росфиннадзора изъявили желание проверить документы и по закупкам, которые производились в период действия Закона № 94-ФЗ. Более того, они установили нарушения требований данного закона и направили учреждению соответствующее уведомление. То есть применили к учреждению меры бюджетного принуждения.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Представители Росфиннадзора не имели правовых оснований для проведения проверки и применения мер бюджетного принуждения за нарушение требований Закона № 94-ФЗ В сфере государственных (муниципальных) закупок Росфиннадзор наделён полномочиями проверять лишь требования Закона № 44-ФЗ.

КОММЕНТАРИЙ. Прежде всего отметим, что меры бюджетного принуждения со стороны контролирующих структур являются следствием бюджетного нарушения, например, учреждением. Общие положения о таких нарушениях закреплены в главе 29 БК РФ.

В частности, согласно ст. 306.1 бюджетным нарушением признаётся совершённое в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) в т. ч. получателя бюджетных средств (учреждения).

Виды нарушений и применимых к каждому из них бюджетных мер принуждения регламентируются главой 30 БК РФ.

Учитывая период проверки (к примеру, за 2012 г.), следует руководствоваться ст. 281 БК РФ, утратившей своё значение после вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ. Данная статья определяет нарушение бюджетного законодательства как неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ.

По смыслу данной статьи и ст. 2 БК РФ под бюджетным законодательством понимаются как принятые федеральные и региональные законы, так и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правонарушения.

То есть говорить об ответственности за нарушения бюджетного законодательства можно лишь в контексте деяний, признаваемых бюджетными правонарушениями.

Между тем, ст. 17 Закона № 94-ФЗ был установлен принцип специальной подведомственности вопросов квалификации действий государственных заказчиков и иных лиц, участвующих в размещении государственного заказа, на их соответствие данному закону. Этот принцип предполагает, что решение, содержащее квалификацию соответствующего деяния как нарушение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, принимается органом специальной подведомственности.

При этом федеральными органами исполнительной власти, наделёнными специальной подведомственностью, определены Федеральная антимонопольная служба и её территориальные органы. А вот Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и её территориальные органы полномочиями государственного контроля в указанной сфере не наделены (ч. 2 ст. 17 Закона № 94-ФЗ).

Данные полномочия появились у Росфиннадзора с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере». Однако, как следует из п. 3 указанного акта, новые правила применяются в сфере осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд с 1 января 2014 г.

Это же установлено ст. 99 Закона № 44-ФЗ, согласно которой территориальные органы Росфиннадзора наделены полномочиями по контролю в сфере госзаказа с 01.01.2014.Таким образом, на момент проведения проверки Росфиннадзор не вправе был осуществлять контроль операций, связанных с государственным заказом, осуществлённым по Закону № 94-ФЗ.

А следовательно, контролёры не имели правовых оснований для применения мер бюджетного принуждения за нарушение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Иначе говоря, орган государственного финансового контроля в данном случае превысил свои полномочия.

За проверяемый период выходить нельзя

СИТУАЦИЯ. В ходе проверки представители Росфиннадзора запросили документы, которые не относятся к проверяемому периоду. На возражения руководителя учреждения они заявили, что имеют право это делать, т. к. соответствующая запись об этом имеется в программе проверки.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Ссылаться на программу проверки неправомерно, поскольку действующий в настоящее время Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере не содержит требований о её разработке и использовании. Контрольное мероприятие должно осуществляться в пределах проверяемого периода, установленного в приказе Росфиннадзора (территориального органа).

КОММЕНТАРИЙ. Составление программы проверки (ревизии) представителями Росфиннадзора являлось обязательным в период действия приказа Минфина России от 04.09.2007 № 75н. Данный документ утратил силу в связи с изданием Приказа № 18н.

Сегодня в соответствии с пп. 30 и 33 Приказа № 18н административная процедура подготовки и назначения контрольного мероприятия предусматривает:

1) издание приказа Росфиннадзора (территориального органа) о проведении контрольного мероприятия;

2) оформление на основании указанного приказа удостоверения на проведение выездной, встречной проверок и ревизий, обследований.

В свою очередь, в приказе Росфиннадзора (территориального органа) указываются:

  • полное и сокращённое наименования либо фамилия, имя, отчество (при наличии) объектов контроля; ОГРН, ИНН каждого объекта контроля;
  • наименование контрольного мероприятия;
  • проверяемый период;
  • основание проведения контрольного мероприятия;
  • дата начала контрольного мероприятия и срок его проведения;
  • должности, фамилии и инициалы федеральных государственных гражданских служащих, которым поручается проведение контрольного мероприятия, с указанием руководителя проверочной (ревизионной) группы;
  • должность, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица, назначившего контрольное мероприятие;
  • должности, фамилии и инициалы специалистов, экспертов в случае их привлечения к проведению контрольных мероприятий.

Удостоверение же содержит следующие сведения (п. 36 Приказа № 18н):

  • состав проверочной (ревизионной) группы с указанием её руководителя, сведения о привлеченных к контрольному мероприятию экспертах, представителях экспертной организации (в случае их привлечения);
  • реквизиты приказа о проведении контрольного мероприятия;
  • наименование контрольного мероприятия.

Положений о программе проверки Приказ № 18н не содержит, соответственно, ссылаться на неё неправомерно. А исходя из требований, изложенных выше, проверочная (ревизионная) группа уполномочена осуществлять контрольное мероприятие только в пределах проверяемого периода, установленного приказом Росфиннадзора (территориального органа).

Контроль за госслужащими не входит в сферу компетенции

СИТУАЦИЯ. В ходе осуществления контрольного мероприятия по вопросам финансово-хозяйственной деятельности учреждения контролёры из территориального управления Росфиннадзора провели проверку обоснованности принятия сотрудников на государственную гражданскую службу, а также проведения открытого конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Функции по осуществлению контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не относятся к компетенции Росфиннадзора и его территориальных органов. В данном случае следует руководствоваться положениями постановления Правительства РФ от 04.02.2014 № 77 «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

КОММЕНТАРИЙ. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённого постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 № 77 (далее – Положение № 77), Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;
  • валютного контроля;
  • по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определённых Федеральным законом от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Как видим, осуществление контроля за передвижением государственных гражданских служащих не входит в функциональные обязанности финансовых контролёров. Соответственно, и проверять обоснованность принятия на госслужбу тех или иных сотрудников они не в праве.

Кадровые вопросы решает руководитель учреждения

СИТУАЦИЯ. В ходе проверки контролёры адресовали начальнику отдела кадров и начальнику административного отдела вопрос о целесообразности наличия двух штатных единиц замначальника административного отдела, тогда как в других отделах аналогичная должность составляет одну штатную единицу.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Органы финансового контроля не уполномочены проверять вопросы штатной численности организации. Представители Росфиннадзора и его территориальных органов при проведении контрольных мероприятий не должны вмешиваться в оперативную деятельность объектов контроля, если иное не установлено законом.

КОММЕНТАРИЙ. Соответствующую норму содержит п. 7.3 Положения № 77. Также необходимо отметить, что за вопросы штатной численности организации начальники отделов не несут ответственности, т. к. это является прерогативой руководителя учреждения.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×