Не доводя до суда: жалуемся на налоговиков

163
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Прошло полтора года с того момента, когда в России было введено обязательное досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц. Однако практика показывает, что вопросов по данной теме не становится меньше. Разберемся, в каком порядке следует осуществлять процедуру обжалования и как сделать это максимально эффективно.

Порядок действий

Возможность обжаловать ненормативные акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц установлена подп. 12 п. 1 ст. 21 и ст. 137 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

В большинстве случаев организация должна сначала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, которым обычно выступает управление налоговой службы по соответствующему региону (реже – ФНС России). И только если результат рассмотрения жалобы организацию не устроит, она сможет обратиться в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Сразу в суд можно обжаловать (п. 2 ст. 138 НК РФ):

  • ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб;
  • ненормативные акты ФНС России;
  • действия или бездействие должностных лиц ФНС России.

Жалобы бывают разные

Порядок обжалования зависит от того, что именно обжалуется. Если речь идет об обжаловании обычных актов (не по результатам проверок), а также действий (бездействия) должностных лиц, то применяются одни правила.

Если же обжалуется решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к налоговой ответственности – другие. Впрочем, в обеих процедурах есть немало общего.

Нормативный документ

Порядок применения положений Закона № 153-ФЗ изложен в письме ФНС России от 04.07.2013 № СА4-9/12019@

И в том и в другом случае в подаваемой жалобе нужно указать (пп. 2 и 3 ст. 139.2 НК РФ, информация ФНС России от 09.02.2011 «О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган»):

1 наименование органа, в который подается жалоба (если жалоба подается конкретному лицу, следует указать его должность и Ф. И. О.);

2 данные об организации (наименование, адрес, телефон, электронная почта, ИНН);

3 акт налогового органа или действия (бездействие) должностных лиц, которые обжалуются;

4 наименование налоговой инспекции, допустившей нарушение;

5 основания, по которым организация, считает, что ее права нарушены. Здесь есть смысл сослаться на нормативные акты, судебные решения по аналогичным спорам, а также на разъяснения Минфина России и налоговых органов (в т. ч. региональных). Это значительно повысит шансы на удовлетворение жалобы;

6 требования организации;

7 обстоятельства, на которых основаны доводы организации, и соответствующие доказательства;

8 расчет суммы оспариваемых требований (при наличии): налога, пени, штрафа, вычета;

9 перечень прилагаемых документов.

Разумеется, жалоба должна быть подписана руководителем организации или уполномоченным представителем (в этом случае к жалобе нужно приложить доверенность). Жалоба подается через налоговый орган, допустивший нарушение.

Он в течение трех рабочих дней обязан направить жалобу в вышестоящий орган (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 139 НК РФ). У последнего, в свою очередь, есть 15 рабочих дней (месяц – при обжаловании решений по итогам налоговых проверок) для того, чтобы принять решение по жалобе (п. 6 ст. 140 НК РФ). При наличии особых обстоятельств (например, когда необходимо получить от нижестоящих налоговиков дополнительные документы или информацию) этот срок может быть продлен еще на 15 рабочих дней (на месяц – при обжаловании решений по итогам налоговых проверок).

Обычные акты

К обычным актам (т. е. к тем, которые принимаются не по результатам проверок) относятся, например:

  • решение о проведении выездной налоговой проверки;
  • постановление о производстве выемки предметов и документов;
  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • решение о приостановлении выездной налоговой проверки;
  • требование о представлении документов (информации).

Обжаловать обычный акт можно в течение года с того дня, когда учреждение узнало (должно было узнать) о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). Обычно этот срок отсчитывается с того момента, когда организация была ознакомлена с решением или когда налоговый инспектор совершил неправомерное действие (бездействие).

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящие налоговики могут (п. 3 ст. 140 НК РФ): 1 оставить жалобу без удовлетворения; 2 отменить обжалуемый ненормативный акт; 3 признать действия (бездействие) должностных лиц незаконными и вынести решение по существу (т. е. предписать совершить те или иные действия или наоборот воздержаться от незаконных действий).

Решения по результатам проверок

По итогам проверки налоговики могут вынести решение либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности. И то и другое можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 138 НК РФ). Причем обжаловать решение можно как в полном объеме, так и частично.

Если какая-либо часть решения не была обжалована в вышестоящем налоговом органе, то в дальнейшем ее нельзя будет оспорить в суде (абзац второй п. 67 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при при менении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 57)).

Чтобы не попасть в такую ситуацию целесообразно сформулировать жалобу как можно шире. В качестве требования лучше заявить признание решения недействительным в полном объеме, даже если какуюто часть решения организация не оспаривает.

Запомнить

В результате рассмотрения жалобы на решение по результатам проверки налоговики не могут ухудшить положение организации (например, начислить дополнительные налоги, пени, штрафы). В то же время они могут дополнить или изменить правовое обоснование решения (п. 87 Постановления № 57, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.05.2014 по делу № А03-10520/2013).

Суды полагают, что решения по итогам проверок считаются обжалованными в вышестоящий налоговый орган в полном объеме, если только из поданной жалобы прямо не следует, что решение обжалуется в части (абзац третий п. 67 Постановления № 57, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2013 по делу № А33-6460/2013).

По результатам рассмотрения жалобы на решение, принятое по факту проверки, налоговый орган может (п. 3 ст. 140 НК РФ): 1 оставить жалобу без удовлетворения; 2 отметить решение (полностью или частично); 3 отменить решение полностью и принять новое решение.

Обжаловать в вышестоящем налоговом органе можно решение как вступившее, так и не вступившее в силу. Апелляционное обжалование. Решение по итогам проверки вступает в силу по истечении месяца со дня его вручения организации (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Пока этот срок не прошел, налогоплательщик может подать апелляционную жалобу (абзац третий п. 1 ст. 138 НК РФ). С одной стороны, подача такой жалобы позволит существенно отсрочить вступление в силу решения по проверке.

Дело в том, что решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении) вступает в силу только после того, как вышестоящий орган рассмотрит апелляционную жалобу (ст. 101.2 НК РФ). Не исключено также, что вышестоящие налоговики согласятся с доводами организации и отменят решение по итогам проверки полностью или частично.

С другой стороны, в случае отрицательно решения вышестоящего органа учреждению придется заплатить пени за весь период просрочки, включая время рассмотрения жалобы (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Запомнить

На рассмотрение жалобы представители организации не приглашаются (п. 2 ст. 140 НК РФ).

Пример

Приведем пример составления апелляционной жалобы на решение по результатам проверки.

Обойдемся без судов

Налоговиками разработана Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров на 2013–2018 годы (приказ ФНС России от 13.02.2013 № ММВ7-9/78@). Ее цель – определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе перехода на преимущественно внесудебный порядок разрешения налоговых споров.

Обжалование решения, вступившего в силу. Если решение по итогам проверки уже вступило в силу, то организация не теряет права на подачужалобы. Она может быть подана в течение года со дня вынесения обжалуемого решения (абзац второй п. 2 ст. 139 НК РФ).

Здесь надо сказать, что вышестоящий налоговый орган оставит жалобу без рассмотрения (полностью или в части), если установит, что ранее по тем же основаниям жалоба уже подавалась (подп. 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

Таким образом, если организация уже подавала апелляционную жалобу, то подавать ее на вступившее в силу решение по тем же эпизодам будет бессмысленно. Налоговики просто не станут ее рассматривать. Другое дело, если жалоба подается по не оспоренной ранее части решения. В этом случае проверяющие обязаны рассмотреть жалобу. Жалоба на вступившее в силу решение по содержанию практически не отличается от апелляционной жалобы.

Запомнить

На официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) работают два интернет-сервиса, касающиеся досудебного урегулирования налоговых споров: «Узнай о жалобе» (предоставляет возможность получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений, предложений, поступивших в ФНС); «Решения по жалобам» (обеспечивает возможность просмотра в свободном доступе наиболее значимых решений, вынесенных ФНС и УФНС по результатам рассмотрения жалоб).

мнение специалиста

Илья Водянов,
канд. экон. наук, ведущий специалист Института бюджетных отношений

Наличие доказательств, обосновывающих позицию учреждения, не является обязательным условием принятия жалобы к рассмотрению (п. 5 ст. 139.2, п. 1 ст. 139.3 НК РФ). Однако лучше такие документы приложить. Ведь участвовать в рассмотрении жалобы учреждение не сможет (п. 2 ст. 140 НК РФ), а веские доказательства придадут убедительности тем аргументам, которые оно представило.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль