Процесс реорганизации нужно продумать от и до

338
 Авдеева И.
начальник юридического отдела ОАО «Медавтотранс»
Социально значимый характер деятельности во многом обуславливает стабильность существования бюджетного (автономного) учреждения как участника гражданско-правовых отношений. Однако некоторые факторы, например изменение административно-территориального деления внутри муниципального образования, рост численности населения на подведомственной учреждению территории, необходимость сокращения расходов на администрирование деятельности с целью экономии бюджетных средств, могут повлечь принятие решения о его реорганизации. Основные вопросы, которые возникают при этом, касаются передачи прав и обязанностей вновь возникающим юридическим лицам. Чтобы не создать ситуацию, при которой реорганизация может быть признана недействительной, данный процесс должен быть продуман и расписан в деталях от и до еще до момента принятия решения о начале соответствующей процедуры.

Понятие и виды

Реорганизация юридического лица (в т. ч. бюджетного, автономного учреждения) – это прекращение деятельности реорганизуемого учреждения с переходом его прав и обязанностей к другим (в т. ч. вновь создаваемым лицам) в порядке правопреемства.

Правопреемник учреждения будет определяться в зависимости от способа реорганизации. Обязательность перехода прав и обязанностей в результатереорганизации – главное ее отличие от ликвидации, при которой с прекращением деятельности учреждения прекращаются и все его обязательства.

И на бюджетное учреждение как некоммерческую организацию, и на автономное распространяются общие правила Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) о реорганизации. Это следует из положений ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О неком- мерч еских организациях», ст. 18 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

Хотя присутствуют и некоторые ограничения. Согласно гражданскому законодательству реорганизация учреждения может быть осуществлена одним из следующих способов:

1 слияние, при котором два или более учреждения прекращают свою деятельность, а их права и обязанности переходят ко вновь возникшему юридическому лицу;

2 присоединение к существующему учреждению одного ли нескольких учреждений.

В результате присоединения права и обязанности присоединяемых юрлиц переходят к тому учреждению, к которому они присоединяются. На первый взгляд слияние и присоединение как формы реорганизации схожи между собой.

Отличие заключается в том, что при слиянии появляется абсолютно новое учреждение, с новым названием, регистрационными данными (ИНН, ОГРН), а при присоединении «базовое» учреждение продолжает существовать, но, если можно так выразиться, в укрупненном виде, приняв на себя права и обязанности присоединившихся организаций;

3 разделение учреждения на два или несколько – в этом случае права и обязанности переходят ко вновь возникшим юридическим лицам с прекращением существования разделяемого учреждения;

4 выделение – форма реорганизации, при которой из состава реорганизуемого учреждения выделяются два или несколько новых учреждений с продолжением существования реорганизующегося.

Запомнить

Для автономных учреждений присоединение, разделение и выделение содержат ограничение. Такие формы реорганизации могут быть использованы только учреждениями соответствующей (аналогичной) формы собственности. Это означает, что участниками данных форм реорганизации могут быть только учреждения, каждое из которых создано либо на базе федерального имущества, либо одного и того же субъекта РФ, либо на базе имущества одного и того же муниципального образования.

Как и в случае сравнения слияния с присоединением, отличие выделения от разделения будет в том, что при выделении существование реорганизуемого юридического лица не прекращается, а при разделении «старое» учреждение полностью прекращает свою деятельность.

Пример 1

Практическое отличие двух последних видов реорганизации можно проиллюстрировать следующим. Учреждение дополнительного образования, предоставляющее соответствующие услуги жителям нескольких районов, намеревается оказывать прежний перечень услуг в полном объеме, но при этом хочет выполнять свои функции отдельно для каждого района – в этом случае речь может пойти о реорганизации в форме разделения.Б/ БзЮЕсли же территория оказания услуг не меняется, но при этом учреждение хочет отдельно оказывать услуги спортивной и творческой направленности, более правильным будет представляться выделение. Тогда в отдельное юридическое лицо будет выделено самостоятельное направление деятельности с прекращением его осуществления первоначально существовавшим юридическим лицом.

Новеллой гражданского законодательства (ст. 57 ГК РФ) является возможность сочетания различных форм реорганизации одновременно.

Пример 2

Логичным представляется слияние двух бюджетных учреждений – станций скорой медицинской помощи двух районных центров и одновременно присоединение к образовывающемуся юридическому лицу автотранспортного учреждения, которое до процедуры реорганизации предоставляло сливающимся учреждениям специализированный медицинский транспорт (машины скорой помощи) на основании заключаемых договоров.

Решение о реорганизации

Порядок принятия решения о реорганизации для бюджетных и для автономных учреждений будет отличаться. Согласно п. 3 ст. 9 Закона № 174-ФЗ вопросы реорганизации автономного учреждения отнесены к компетенции его учредителя.

Однако, прежде чем такое решение будет принято, должна быть соблюдена следующая процедура:

  • с предложением о реорганизации автономного учреждения в наблюдательный совет учреждения должен обратиться его руководитель или учредитель;
  • наблюдательный совет рассматривает соответствующее предложение о реорганизации и дает учредителю рекомендации по данному вопросу(п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ). При этом рекомендации должны быть утверждены большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета;
  • решение учредителя о реорганизации принимается после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета, на их основании.

При принятии решения о реорганизации должны быть учтены требования ч. 4 ст. 18 Закона № 174-ФЗ, а именно такое решение не должно повлечь нарушения конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в т. ч. права на получение бесплатной медицинской помощи, права на образование, права на участие в культурной жизни.

Нормативный документ

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений установлен постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539.

Бюджетное учреждение, если иное не установлено актом правительства РФ, может быть реорганизовано по решению и в порядке, установленном:

  • Правительством РФ – в отношении федеральных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении учреждений субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальныхучреждений.

В случае разделения либо выделения решение о реорганизации будет приниматься непосредственно реорганизуемым юридическим лицом. Если же речь идет о слиянии или присоединении, то решение должно быть принято каждым из участвующих в процедуре реорганизации учреждений.

В течение трех рабочих дней после принятия решения учреждение обязано уведомить в письменной форме орган, осуществивший его государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации с указанием ее формы.

В случае если в процессе участвует два и более лица, такое уведомление направляется последним из принявших решение о реорганизации. На основании такого уведомления в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) будет внесена запись о начале процедуры реорганизации.

Кроме того, реорганизуемое учреждение дважды с периодичностью один раз в месяц обязано опубликовать в средствах массовой информации, где печатаются данные о государственной регистрации юридических лиц, сведения о начале процедуры реорганизации с указанием ее формы, описанием порядка и условий заявления кредиторами своих требований и иных предусмотренных законом сведений.

В настоящее время такие сведения публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации» согласно приказу ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@. Раскрытие информации о реорганизации служит целям защиты интересов кредиторов, которые по общему правилу имеют возможность в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательств реорганизуемого должника, если это обязательство возникло до момента первого опубликования уведомления о реорганизации.

Если кредиторы не потребовали досрочного исполнения обязательств, то реорганизуемые учреждения будут нести перед ними ответственность в рамках прав и обязанностей, принятых согласно передаточному акту. Передаточный акт является единственным и основным документом, который содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого учреждения (учреждений) в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства.

До 1 сентября 2014 г. положения о правопреемстве содержались в передаточном акте – для случаев слияния и присоединения и в разделительном балансе – для разделения и выделения. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99ФЗ исключил возможность составления разделительного баланса и в качестве общего документа для всех случаев реорганизации определил передаточный акт.

Указанный акт подлежит утверждению учредителем автономного учреждения, а для бюджетного учреждения – органом, принявшим решение о его реорганизации. Затем вместе с учредительными документами создаваемого в результате реорганизации учреждения (либо вместе с изменениями учредительных документов для случаев присоединения и выделения) передаточный акт предоставляется в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц. Если передаточный акт не будет представлен либо в нем будут отсутствовать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица, то в государственной регистрации юридических лиц может быть отказано.

Трудовые отношения

Вопрос, касающийся трудовых отношений с работниками реорганизуемого учреждения, представляется достаточно сложным. Согласно ст. 75 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) изменение подведомственности (подчиненности) или реорганизация учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками.

То есть работникам гарантируется возможность продолжать трудовые отношения на условиях, существовавших до реорганизации. Причем запрет на увольнение действует и в отношении руководителя реорганизуемого учреждения.

В части регулирования трудовых отношений это является основным отличием реорганизации от ситуации смены собственника имущества, при которой увольнение руководителя допускается.

Договорные риски

Заключенными договорами может быть предусмотрено, что реорганизация учреждения является самостоятельным и безусловным основанием для прекращения ранее существовавших договорных отношений. В этом случае даже передаточный акт не сможет подтвердить переход к созданному в результате реорганизации юрлицу прав и обязанностей по подобному договору. А значит, существует риск потерять возможность требовать от контрагента исполнения договорных обязательства, в т. ч. лишиться права на использование имущества. Так, Арбитражным судом Чукотского автономного округа было рассмотрено дело № А80-160/2014, в ходе которого были оценены положения договора безвозмездного пользования (ссуды) нежилым помещением, находящимся в федеральной собственности. Одним из пунктов договора было определено, что он прекращается в случае реорганизации ссудополучателя. Соответственно, после того как реорганизация учреждения-ссудополучателя была произведена, дальнейшее использование федерального имущества было оценено как использование без согласия собственника и без заключения договора. В свою очередь, данные обстоятельства послужили основанием для привлечения реорганизованного учреждения к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.

В зависимости от формы и конечных целей реорганизации ситуации могут возникать следующие:

1 структура, наименования должностей, трудовые функции работников сохраняются, происходит только увеличение штатной численности (например, при слиянии) – в этом случае потребуется лишь внесение в трудовую книжку работников соответствующей записи о произошедшей реорганизации.

Инструкция о порядке заполнения трудовых книжек, утвержденная постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», особых требований применительно к реорганизации не устанавливает, на практике же соответствующие изменения вносятся в порядке, предусмотренном п. 3.2 указанной инструкции, который устанавливает порядок внесения сведений при переименовании юридического лица;

2 в связи с реорганизацией условия труда работников меняются (например, при выделении в связи с необходимостью обособления какоголибо вида деятельности отпадает необходимость организовывать работу сотрудников по графику и им устанавливается нормальная продолжительность рабочего дня).

В этом случае работодателю следует руководствоваться требованиями ст. 74 ТК РФ, регулирующей порядок изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Одним из оснований возможности такого изменения как раз и является корректировка организационных условий труда (структурная реорганизация производства).

Порядок действий при этом будет следующим:

  • работники, условия труда которых меняются, должны быть предупреждены об этом не менее чем за два месяца до предстоящих изменений. Такое предупреждение может быть направлено только после принятия решения о реорганизации, т. е. после подтверждения самого факта изменений, в связи с которыми прежние условия труда не могут быть сохранены;
  • непосредственно трудовая функция (т. е. выполнение работы по определенной специальности, должности) не может быть изменена. К примеру, ни одна реорганизация не может служить обоснованием для возложения на терапевта трудовой функции медсестры. Меняться могут такие условия трудового договора, как, например, режим рабочего времени, система оплаты труда, иные условия, указанные в ст. 57 ТК РФ и не относящиеся к трудовой функции;
  • работодатель должен доказать, что сохранение прежних условий труда невозможно. Сам факт реорганизации таким доказательством не является. Должно быть обосновано, почему именно условия трудового договора должны быть изменены (п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2). Например, при разделении на два юрлица объем работы конкретного специалиста разделяемого учреждения может уменьшаться, и, соответственно, прежняя заработная плата не может быть сохранена. Но в любом случае положение работника не может быть ухудшено по сравнению с предусмотренным действующим коллективным договором либо соглашением (ч. 8 ст. 74 ТК РФ).

Если работник не согласен на продолжение работы в измененных условиях и при этом иные вакантные должности в учреждении отсутствуют либо работник от них отказался, трудовой договор с ним подлежит прекращению на основании п. 7 ст. 77 ТК РФ – отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора. Работнику в этом случае выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).

Нарушение любого из вышеуказанных требований может послужить основанием для признания увольнения работника по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК незаконным. Особое внимание следует обратить на предупреждение о предстоящих изменениях – оно должно носить не просто формальный характер, а содержать информацию о конкретных изменениях, ожидающих работника. Отсутствие этих данных в дальнейшем может не позволить сделать вывод о том,что в результате реорганизации действительно менялись определенные сторонами условия трудового договора и, следовательно, имелись основания для увольнения в связи с отказом от продолжения работы;

3 в связи с реорганизацией необходимость выполнения работы по определенной должности отпадает. Как правило, такая ситуация характерна для слияния и присоединения, когда должности сотрудников учреждений, участвующих в реорганизации, дублируются – например, руководители, главные бухгалтеры, бухгалтеры по заработной плате и т. д.

Конечно, на практике уполномоченные лица, принимающие решение о реорганизации, стремятся к достижению договоренностей с сотрудниками, которым предлагаются должности заместителей или иные вакантные, соответствующие уровню их квалификации. В этом случае наиболее простым вариантом будут увольнение и последующий прием в реорганизованном учреждении в новой должности. Однако, если договориться не удастся, необходимо соблюдать процедурные моменты в зависимости от занимаемой работником должности.

Для руководителя учреждения может быть применена ст. 278 ТК РФ, которая устанавливает такое дополнительное основание его увольнения, как принятие уполномоченным лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Данное решение более корректным будет принять до внесения в ЕГРЮЛ записи о завершении процедуры реорганизации (одновременно с подачей документов для внесения такой записи), поскольку после завершения процедуры возникнет уже новое юридическое лицо, с новым штатным расписанием и вопрос об увольнении «дублирующего» руководителя, но при этом фактически допущенного к работе в новом учреждении, может стать спорным и дающим вероятность судебного оспаривания.

Для иных сотрудников, сохранение должности которых невозможно, необходимо будет провести процедуру сокращения с выплатой всех полагающихся компенсаций и соблюдением процедуры предупреждения о предстоящем сокращении. Сокращение также необходимо провести до окончания реорганизации.

Запомнить

При сокращении работнику должны быть предложены все вакантные должности, имеющиеся в организации, в т. ч. те, которые планируется ввести у правопреемника после завершения реорганизации.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль