Полномочия ревизоров: грани разумного

294
 Бирюков А.
Ведущий эксперт Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
Контроль не является самоцелью. Он – неотъемлемая часть системы регулирования, направленной на выявление нарушений и предотвращение их в будущем. Об этом заявлено в Лимской декларации руководящих принципов контроля, к которой Россия присоединилась в 1995 г. Однако ревизоры нередко пренебрегают установленными нормами и превышают свои полномочия. О том, какие действия сотрудников Росфиннадзора выходят за рамки дозволенного, читайте далее.

Чтобы четко очертить границы полномочий проверяющих, важно понимать цели, которые должны достигаться с помощью контроля. Они изложены в ст. 1 Лимской декларации. Прежде всего, в ней сказано, что организация контроля – это обязательный элемент управления общественными финансовыми средствами, поскольку такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.

Контроль осуществляется для выявления отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии.

Это позволит принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Следовательно, контроль представляет собой целенаправленные практические действия, которые дают возможность убедиться в правильности ведения управленческой деятельности, в т. ч. в области государственных финансов, по сбору и формированию, распределению (перераспределению), использованию ресурсов, ведению учета и составлению отчетности.

Права и обязанности

Контрольной деятельностью Росфиннадзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля регионального и муниципального уровней, Федерального казначейства (финорганов субъектов РФ или муниципальных образований) является внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений (п. 3 ст. 265 БК РФ). Полномочия данных органов власти определены ст. 269.1, 269.2 БК РФ.

В целях исполнения Росфиннадзором государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере Минфином России утверждены:

  • Административный регламент (приказ от 20.03.2014 № 18н);
  • Положение о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля (приказ от 25.12.2008 № 146н).

Должностными лицами Росфиннадзора, осуществляющими контроль в финансово-бюджетной сфере, являются:

  • руководитель Росфиннадзора (территориального органа);
  • заместители руководителя Росфиннадзора (территориального органа), к компетенции которых относятся данные вопросы;
  • руководители (заместители руководителей) структурных подразделений Росфиннадзора (территориального органа), ответственные за организацию контрольных мероприятий;
  • федеральные государственные гражданские служащие Росфиннадзора (территориального органа), уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий в соответствии с приказами Росфиннадзора (территориального органа).

Права и обязанности должностных лиц Росфиннадзора (территориального органа) в пределах установленных должностными регламентами полномочий при исполнении государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере представлены в таблице.

Права и обязанности должностных лиц Росфиннадзора (территориального органа) при проведении контрольных мероприятий


Контрольные действия

В соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, деятельность органов государственного (муниципального) финансового контроля подлежит обязательному планированию.

Для подготовки и проведения контрольного мероприятия органом государственного (муниципального) финансового контроля издается приказ, в котором определяются следующие параметры:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество (при наличии) объектов контроля;
  • ОГРН, ИНН каждого объекта контроля;
  • наименование и основание проведения мероприятия;
  • проверяемый период;
  • дата начала контрольного мероприятия и срок его проведения;
  • должности, фамилии и инициалы федеральных государственных гражданских служащих, которым поручается проведение контрольного мероприятия, с указанием руководителя проверочной (ревизионной) группы;
  • должность, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица, назначившего контрольное мероприятие;
  • должности, фамилии и инициалы специалистов, экспертов в случае их привлечения к проведению контрольного мероприятия.

Следует учесть!

При проведении планового контрольного мероприятия в отношении организации, имеющей обособленные структурные подразделения в иных субъектах РФ, руководитель территориального органа, осуществляющего проверку, вправе привлекать должностных лиц территориальных органов (по согласованию) по месту нахождения обособленных подразделений для их проверки. Приказ о проведении проверки обособленного подразделения может быть издан руководителем территориального органа по месту нахождения такого подразделения.

Программа контрольного мероприятия составляется и утверждается до начала контрольных действий и должна содержать наименование объекта финконтроля, метод, тему контрольного мероприятия, а также перечень основных вопросов, подлежащих проверке.

Пунктом 69 Административного регламента установлен набор контрольных действий, который контролер-ревизор может использовать при проведении контрольных мероприятий.

В ходе выездных проверок им проводятся документальное и фактическое изучение деятельности учреждения с целью установления обстоятельств, имеющих значение для контроля, а также сбор доказательств.

Документальное изучение подразумевает исследование финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов по планированию и осуществлению закупок, иных документов, анализ и оценку полученной из них информации с учетом устных и письмен ных объяснений, справок и сведений должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля.

Фактическое изучение проводится путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и фиксируется соответствующими актами.

При проведении контрольного мероприятия члены ревизионной группы обязаны строго исполнять пункты приказа органа государственного (муниципального) финансового контроля, руководствуясь принципами независимости, профессиональной компетентности, должной тщательности и обязательности, объективности.

Ничтожные действия

Контролеры-ревизоры органов государственного (муниципального) финансового контроля в ходе проверочных действий обязаны строго соблюдать требования бюджетного законодательства, приказов о проведении контрольных мероприятий, программ проверок, должностных регламентов.

Однако практика показывает, что представителями органов финансового контроля допускаются многочисленные отклонения. А так как данные действия являются изначально ничтожными, то и объекты контроля не несут в полном объеме правовых последствий.

Одним из распространенных нарушений является вмешательство в оперативную деятельность объектов контроля (п. 7.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановления Правительства РФ от 04.02.2014 № 77).

Пример 1

В ходе проверки контролеры поставили под сомнение целесообразность наличия двух штатных единиц заместителя начальника административного отдела, тогда как в других отделах для аналогичной должности предусмотрена одна штатная единица. Подобные действия проверяющих являются вмешательством в оперативную деятельность объекта контроля, поскольку установление штатной численности учреждения – прерогатива его руководителя.

Планирую тся и проводятся проверки исполнения объектом контроля требований федеральных законов № 94-ФЗ* и № 79-ФЗ**, трудового законодательства, не входящие в компетенцию органов государственного финансового контроля.

Пример 2

Согласно ст. 17 Закона № 94-ФЗ контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов осуществлялся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На момент действия данного закона таким органом власти являлась Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Росфиннадзор не был наделен полномочиями по осуществлению государственного контроля в указанной сфере, однако проводил и продолжает проводить проверки соблюдения требований Закона № 94-ФЗ, чем грубо нарушает законодательство. В то же время, начиная с 1 января 2014 г., в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля получили право осуществлять контроль в данной сфере.

Без документального согласования и в нарушение требований Административного регламента, а также приказов органов финконтроля о назначении контрольных мероприятий имеют место случаи:

  • приостановления и возобновления проверок, назначения встречных проверок по вопросам, не относящимся к теме контрольного мероприятия;
  • самовольного изменения периода и сроков проведения проверки;
  • проверок вопросов, не предусмотренных программой;
  • утверждения программ проверок, противоречащих приказам об их назначении;
  • проведения экспертиз и замеров объемов выполненных строительных и иных работ, которые не входят в компетенцию органов государственного (муниципального) финансового контроля.

В ходе подготовки материалов проверок и составления акта выявленные нарушения оформительского характера и ошибки в ведении бухгалтерского учета и составления отчетности отражаются в рублевом эквиваленте в качестве сумм финансового нарушения.

Пример 3

В договоре на получение услуги стоимостью 1 млн руб. контролеры выявили ошибки в оформлении. Они обязательно отражаются в акте проверки с указанием сумм договора, но ни в коем случае не квалифицируются как финансовое нарушение в размере 1 млн руб.

Имеют место случаи, когда руководители органов финансового контроля направляют в правоохранительные органы материалы проверок, в которых отсутствуют признаки состава преступления.

Все эти действия, осуществляемые вопреки требованиям нормативных правовых актов, приводят к тому, что в ходе досудебного рассмотрения и судебных заседаний органы финансового контроля не могут доказать свои выводы по выявленным нарушениям или опровергнуть доводы объектов контроля. В результате суды отменяют предписания и представления органов финансового контроля.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×