В Минфине разработан новый Бюджетный Кодекс

281
 Селезнева А.
Советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
Идея о полной реструктуризации Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), а по сути – создании нового федерального закона – назрела в недрах финансового ведомства давно. Кодекс как основной документ, регламентирующий бюджетную сферу, всё больше отстаёт от веяний времени, и даже принятая в нём терминология частично представляется нелогичной. Регулярно вносимые поправки лишь запутывают дело, превращая закон в плохо структурированный, тяжёлый для восприятия нормативно-правовой акт. Новую версию БК РФ можно найти, в частности, на специально созданном Минфином России сайте – http://budcodex.ru, а также на едином портале – http://regulation.gov.ru, где предполагается его общественное обсуждение. Проанализируем ключевые положения проекта Кодекса, утверждение и выход в свет которого назначен на январь 2016 г.

Структура

Основные изменения структуры БК РФ связаны с отказом от деления его на части (по словам разработчиков, они носят условный характер и не имеют практического смысла1). Новый документ будет состоять из 9 разделов, 33 глав и 313 статей.

В законопроект вошла львиная доля положений ныне действующего Кодекса, однако практически все они, что называется, пересортированы. Исходя из логики бюджетного процесса, часть статей перекочевала в другие разделы, а также претерпела внутреннюю перестройку текста.

Важным моментом представляется выделение отдельного раздела VI «Планирование бюджета», а также обособленной главы, устанавливающей нормы об информационном обеспечении в сфере бюджетных правоотношений (глава 5 раздела I). Остановимся на этих двух новшествах.

Информационное обеспечение. В действующей редакции БК РФ есть положения, касающиеся передачи определённых сведений в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах – в части бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджет и Федерального казначейства (ст. 160.1, 166.1), а также – на Единый портал бюджетной системы Российской Федерации (ст. 241.2).

В новом проекте Кодекса законодатели попытались аккумулировать весь спектр вопросов, связанных с электронным взаимодействием органов и организаций госсектора как между собой, так и с потребителями государственных (муниципальных) услуг (функций).

Глава 5 «Информационное обеспечение в сфере бюджетных правоотношений» проекта БК РФ включает 5 статей: 1) Информационные системы (ст. 29).
2) Федеральная государственная информационная система (ст. 30).
3) Информационное взаимодействие информационных систем (ст. 31).
4) Организация электронного документооборота (ст. 32).
5) Публичные информационные ресурсы в сфере бюджетных правоотношений (ст. 33).

Основной постулат, который мы можем вынести из данной главы, – полный и безоговорочный переход на информационно-коммуникационные технологии во всех сферах деятельности организаций (и органов власти) госсектора, в т. ч. ведение электронного документооборота. Более того – все ветви власти, госорганы, образно говоря, будут «повязаны» между собой (в плане оперативного обмена необходимой информацией).

Для этого должны быть созданы и внедрены в эксплуатацию информационные системы (они подразделяются по уровню принадлежности – федеральная, субъекта РФ, муниципальная).

В этих системах будет формироваться, обрабатываться, храниться и предоставляться в случае запроса вся информация, используемая при реализации бюджетных правоотношений. Соответственно, и называться ресурс будет – информационные системы в сфере бюджетных правоотношений (далее – ИСБП).

В самой идее ничего нового нет – весь прогрессивный мир давно перешёл на компьютерные базы данных, онлайн-обслуживание, в т. ч. потребителей государственных (муниципальных) услуг, и электронные очереди. В России уже несколько лет реализуется система многофункциональных центров, действующих по принципу межведомственного взаимодействия. То есть единожды загруженный в систему документ (справка, свидетельство, личные данные) может быть без лишних временных и трудозатрат (в т. ч. клиента) получен в случае такой надобности.

Соответствующие положения сегодня присутствуют в различных нормативно-правовых актах (Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.).

Теперь же их пытаются структурно «вклинить» в БК РФ, т. е. сделать основополагающим фактором бюджетных правоотношений.

В статье 29 гл. 5 проекта БК РФ перечислены принципы ИСБП:

  • полнота, достоверность, своевременность предоставления информации для включения в ИСБП и её общедоступность, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами;
  • однократность ввода информации для включения в ИСБП;
  • взаимодействие ИСБП и иных информационных систем;
  • доступность и бесплатность программных средств федеральной государственной ИСБП, необходимых субъектам информационных систем в целях реализации ими бюджетных полномочий и предоставления ими в обязательном порядке информации для включения в федеральную государственную ИСБП;
  • использование усиленной электронной подписи в ИСБП для обеспечения юридически значимого электронного документооборота;
  • использование в ИСБП единых для бюджетов реестров, классификаторов и справочников, а также соблюдение единых требований и правил к реализации бюджетных полномочий с применением ИСБП.

Главный же вопрос, возникающий у пользователей при переходе на ИСБП, – насколько технически мы к этому готовы. Ведь для выстраивания столь сложного информационного «организма» необходимо не только соответствующее оборудование, но и специально обученные кадры, которые будут его обслуживать. Безусловно, потребуется и переобучение сотрудников организаций госсектора. Не секрет, что в ряде отдалённых муниципальных образований нашей страны даже бюджетный учёт ведётся без использования специальных автоматизированных программ, что уж говорить про межведомственное взаимодействие.

Будут ли на всё это предусмотрены денежные средства в достаточном объёме, с учётом нынешней экономической ситуации, – большой вопрос.

Вторая серьёзная задача ИСБП – обеспечить прозрачность и доступность информации о бюджетной системе и бюджетных правоотношениях.

Попросту говоря – «вывешивать» на всеобщее обозрение все этапы деятельности организаций госсектора – планы, закупки, отчётность. Данные направления реализуются и сейчас. Существует официальный сайт для размещения информации об учреждениях – http://www.bus.gov.ru, единый портал – http://budget.gov.ru (положения о нём введены в действующую редакцию БК РФ Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ), а также – всем известный портал закупок – http://www.zakupki.gov.ru, на смену которого в 2016 г. должна прийти Единая информационная система в сфере закупок.

Представляется, что цель разработчиков проекта БК РФ опять-таки из разрозненных источников сформировать цельную структуру публичных ИСБП. И «заставить» учреждения воспринимать официальный сайт для размещения информации о деятельности учреждений, единый портал бюджетной системы РФ (именно эти две системы определены проектом в качестве публичных информационных ресурсов в сфере бюджетных правоотношений) как нечто первостепенное, требующее серьёзного внимания и качественного наполнения. Сегодня сведения об учреждениях на официальном сайте зачастую вносятся формально и имеют массу недоработок.

Планирование бюджетов. Выделение данной составляющей бюджетного процесса в отдельный блок также вполне объяснимо. Уже несколько лет специалисты Минфина настаивают (и в этом с ними трудно не согласиться), что эффективное расходование бюджетных средств возможно только при условии грамотного и чёткого планирования.

Каждая закупка, каждый выплаченный подрядчику (исполнителю, поставщику) рубль должен иметь целевой контекст, более того, – жёсткую увязку с государственными (муниципальными) программами.

Раздел VI «Планирование бюджета» состоит из пяти глав: 1) Составление проекта бюджета (гл. 20);
2) Внесение проекта закона (решения) о бюджете (гл. 21);
3) Рассмотрение и у тверждение проекта закона (решения) о бюджете (гл. 22);
4) Внесение изменений в закон (решение) о бюджете (гл. 23);v 5) Сводная бюджетная роспись (гл. 24).

Разработчики посчитали, что положения о сводной бюджетной росписи, бюджетной смете относятся к инструментам бюджетного планирования и совершенно необоснованно размещать их в разделе «Исполнение бюджета», как это сделано сейчас.

В Кодексе предлагается закрепить приоритет трёхлетнего периода бюджета, поэтому положения, регулирующие период, на который распространяется какой-либо документ, оформлены следующим образом – очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год).

Большое внимание уделяется прогнозам социально-экономического развития (которые, по мнению Минфина, должны носить консервативный характер) и доходной составляющей (ведь организации госсектора не только тратят, но и получают деньги). В связи с этим, в частности, предполагается повысить качество собираемости налогов, а также проводить оценку налоговых и неналоговых расходов бюджета, эффективности налоговых льгот и иных преференций.

На сегодняшний день, кстати, уже принят Федеральный закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ, направленный на повышение собираемости НДФЛ.

Кроме того, законопроектом предусматривается:

  • установление дифференцированных форм обоснований бюджетных ассигнований в зависимости от видов расходов бюджетов;
  • право главных распорядителей расходов бюджета, в ведении которых находятся администраторы расходов бюджета, осуществляющие приносящую доходы деятельность (далее – ПДД), планировать и распределять бюджетные ассигнования между указанными администраторами с учётом объёмов доходов от ПДД, осуществляемой этими администраторами, зачисляемых в соответствующий бюджет;
  • составление финансово-экономического обоснования, содержащего оценку финансовых последствий принятия и исполнения новых (принимаемых) расходных обязательств, для бюджетов, в т. ч. оценку влияния на доходы и (или) расходы соответствующих бюджетов.

В проекте откорректирован порядок планирования бюджетных ассигнований, в т. ч. на осуществление бюджетных инвестиций и на предоставление субсидий с целью капитальных вложений в объекты капстроительства.

Другие новации Основные структурные коррективы опишем в таблице:

Понятийный аппарат

Углубившись в структуру проекта БК РФ, мы обошли вниманием такую важную его составляющую, как понятийный аппарат. Между тем, здесь предполагается немало преобразований. В частности, уточнены понятия:

  • «бюджетная система Российской Федерации» – сюда предполагается включить не только совокупность бюджетов (как консолидированный бюджет), но и участников бюджетного процесса, и бюджетных правоотношений;
  • «бюджетный процесс» – является совокупностью стадий бюджета: планирования (в т. ч. составление органами исполнительной власти проекта бюджета и формирование сводной бюджетной росписи, рассмотрение законодательными (представительными) органами проектов законов (решений) о бюджетах и утверждение ими законов (решений) о бюджетах;
  • исполнения; отчётности.

Государственный и муниципальный контроль исключается из бюджетного процесса, поскольку этот вид бюджетной деятельности осуществляется на всех его стадиях и в качестве последующего контроля, когда текущий цикл бюджетного процесса завершился.

Вводятся новые понятия:

  • «получатель средств из бюджета» – консолидирует неучастников бюджетного процесса, которым предоставляются средства из бюджета (унитарные предприятия, бюджетные и автономные учреждения и др.);
  • «публичные обязательства» – разграничивает обязанность государства предоставить средства, которая может не привести к формированию расходов и быть связана с исполнением долговых обязательств;
  • «лимит долгосрочных контрактных обязательств» – подразумевает учёт обязательств, выходящих за пределы периода действия бюджета;
  • «казначейское обслуживание», «единый казначейский счёт», «казначейский счёт» и «временно свободные средства» – в рамках реализации концепции единого казначейского счёта и системы бюджетных платежей.

Ряд действующих сегодня терминов будет заменён, в частности:

  • «главный распорядитель бюджетных средств», «распорядитель бюджетных средств» и «получатель бюджетных средств» на соответственно «главный распорядитель расходов бюджета», «распорядитель расходов бюджета» и «администратор расходов бюджета» – поскольку они занимаются распределением и управлением не денежных средств, а расходов;
  • «источник финансирования дефицита бюджета» на «источник финансирования бюджета» – поскольку при утверждении бюджета с профицитом продолжается проведение операций с источниками финансирования бюджета;
  • «кассовое обслуживание» на «казначейское обслуживание» – в условиях современных платёжных и расчётных технологий Федеральное казначейство осуществляет операции преимущественно в безналичной форме, а не через кассу.

Некоторые понятия из проекта БК РФ исключены:

  • «собственные доходы» – ввиду изменения критерия оценки «дотационности» регионов и муниципалитетов;
  • «межбюджетные отношения» – из-за отсутствия применения этого термина по тексту Кодекса (см. таблицу выше);
  • «бюджетная роспись» – предлагается отказаться от этого документа в бюджетном процессе.

При всём этом в ст. 5 проекта БК РФ включены только те понятия, которые используются в двух и более разделах документа. Все остальные термины перенесены в статьи, в которых они применяются.

Введение в действие

Таким образом, в проекте БК РФ специалисты Минфина России попытались консолидировать в единую систему принятые за последние годы федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, а также подготовленные в Правительстве РФ в 2015 г. законопроекты, предусматривающие внесение изменений в действующий Кодекс. Основная цель, которая преследовалась при этом – принятие системного и удобного для правоприменения кодифицированного акта.

Отдельные нормы бюджетного законодательства, которые в настоящее время не включены в Кодекс, предлагается урегулировать и распространить на бюджетные и автономные учреждения, а также унитарные предприятия, государственные корпорации и компании.

По мнению разработчиков, законопроект позволит:

  • системно описать бюджетный процесс и реализовать комплексно отдельные новации;
  • обеспечить большую стабильность норм бюджетного законодательства;
  • провести масштабную работу по юридико-техническому уточнению норм, в т. ч. в части исключения положений, утративших силу, актуализации структуры БК РФ для приведения его в соответствие с современными требованиями оформления законодательных актов.

Планируется, что после утверждения законопроекта, в 2016 г. будут введены в действие нормы, позволяющие подготовить проекты бюджетов на 2017 и плановый период 2018–2019 гг., а с 1 января 2017 г. исполнение бюджетов будет осуществляться в соответствии с новой редакцией БК РФ.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×