Не знаешь закон – не получишь льготу

236
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Федеральным законом от 02.05.2015 № 110-ФЗ внесены уточнения в ст. 284.1 Налогового кодекса РФ об условиях применения налоговой ставки 0% организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность. В частности, с 1 января 2016 г. деятельность по присмотру и уходу за детьми освобождается от уплаты налога на прибыль. Между тем учреждения госсектора могут рассчитывать не только на эти, но и массу других привилегий при налогообложении. Напомним, что это за льготы.

О льготах

В пункте 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) сказано, что льготами признаются преимущества (включая возможность не уплачивать налог или хотя бы снизить его), предоставляемые одним категориям налогоплательщиков и отсутствующие у других. Таких льгот довольно много, причем практически по каждому налогу.

Налог на прибыль

При определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества (включая наличные и безналичные денежные средства – ст. 128 Гражданского кодекса РФ), полученного в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

Применительно к государственным (муниципальным) учреждениям это означает, что в доходы не включаются:

  • лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенные до казенных учреждений;
  • субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям (на выполнение государственного (муниципального) задания и на иные цели).

Нормативный документ

Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0% по налогу на прибыль организаций, установлен постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917.

Разумеется, при этом должна неукоснительно исполняться обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Особо следует сказать о казенных учреждениях. При определении налоговой базы они не учитывают доходы (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ):

  • от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
  • исполнения иных государственных (муниципальных) функций.

Вполне логично, что и затраты казенных учреждений, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций, в расходах не учитываются (п. 48.11 ст. 270 НК РФ). В рамках приносящей доход деятельности государственные (муниципальные) учреждения тоже могут воспользоваться льготами.

Образовательные и медицинские учреждения могут применять нулевую ставку налога на прибыль (об этом мы уже упоминали). Воспользоваться льготной ставкой можно при соблюдении условий, установленных п. 3 ст. 284.1 НК РФ. Их всего четыре:

1 организация должна иметь лицензию на осуществление образовательной (медицинской) деятельности;

2 в общей структуре облагаемых доходов учреждения за календарный год, доходы от образовательной (медицинской) деятельности, научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, должны составлять не менее 90%;

3 в штате учреждения непрерывно в течение календарного года должно числиться не менее 15 работников;

4 численность медперсонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение календарного года должна составлять не менее 50% (для медицинских учреждений).

С недавних пор ставку 0% могут применять и учреждения социального обслуживания. Для этого должны быть соблюдены три условия (п. 3 ст. 284.5 НК РФ):

1 организация включена в региональный реестр поставщиков социальных услуг (включение в реестр происходит на добровольной основе);

2 доходы организации за налоговый период от деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг составляют не менее 90% ее доходов (либо организация вообще не имеет облагаемых доходов);

3 в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников.

Вышеназванные условия (и для образовательных (медицинских) организаций, и для учреждений соцобслуживания) должны выполняться в совокупности. Если хотя бы одно из них не соблюдается, льгота будет отменена (п. 4 ст. 284.1, п. 4 ст. 284.5 НК РФ).

Определенные преимущества по налогу на прибыль с 1 января 2014 г. предусмотрены в отношении учреждений культуры и искусства, являющихся бюджетными учреждениями.

В частности, стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями в Музейный фонд РФ, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент их приобретения. Данное положение содержится в подп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации вправе применять особый порядок амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимости (п. 7 ст. 259 НК РФ). В данном случае осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества и расходы, осуществленные при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении объектов основных средств, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.

Также театры, музеи, библиотеки, концертные организации не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, а налоговую декларацию представляют только по истечении налогового периода (календарного года) – ст. 286 и 289 НК РФ.

НДС

Реализация товаров (работ, услуг) на территории России по общему правилу признается объектом обложения налога на добавленную стоимость. Об этом сказано в подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Вместе с тем для государственных (муниципальных) учреждений предусмотрено исключение. Объектом налогообложения не признается выполнение работ, оказание услуг (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письмо ФНС России от 22.05.2014 № ГД-4-3/9950):

  • бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, которое финансируется за счет субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Это означает, что налогом облагаются только те работы (услуги), которые не встроены в задание, причем независимо от источника финансирования (письмо Минфина России от 18.03.2014 № 03-07-15/11691);
  • казенными учреждениями (без всяких дополнительных условий).

Впрочем, бюджетные и автономные учреждения могут получить льготы, даже если их работы (услуги) не включены в задание.

Запомнить

Организации социального обслуживания граждан, применявшие налоговую ставку 0% и лишившиеся этой льготы (в т. ч. в связи с несоблюдением установленных условий), не вправе повторно перейти на применение нулевой ставки (п. 9 ст. 284.5 НК РФ). При прочих равных условиях образовательные (медицинские) организации имеют в данном случае преимущество. Они не вправе повторно перейти на применение ставки 0% в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором перешли на применение стандартной ставки (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).

Пример 1

Медицинские и образовательные учреждения могут вообще не платить налог, поскольку реализация медицинских и образовательных услуг освобождена от налогообложения (подп. 2 и 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Также не облагается налогом оказание услуг: по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ); по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями (подп. 6 п. 2 ст. 149 НК РФ); организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства (подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ); санаторно-курортными и оздоровительными организациями (подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Пример 2

Согласно подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС операции учреждений культуры и искусства:

  • по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов этого учреждения, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;
  • по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов;
  • по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек;
  • по доставке читателям и приему у них печатной продукции из фондов библиотек;
  • по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций;
  • по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства;
  • по распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок;
  • по реализации программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов;
  • по предоставлению музейных предметов и коллекций, организации выставок экспонатов, показу спектаклей, концертов, иных зрелищных программ вне места нахождения организации.

Но даже если учреждение не относится к числу льготников, у него есть возможность не платить НДС. Можно воспользоваться правом на освобождение от налога (ст. 145 НК РФ). Главное условие – чтобы за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности два миллиона рублей (без учета налога).

Чтобы получить освобождение, в налоговую инспекцию нужно представить специальное уведомление (его форма утверждена приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342), а также выписки из бухгалтерского баланса и из книги продаж (п. 6 ст. 145 НК РФ).

Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого учреждение использует право на освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Госпошлина

Государственная пошлина – это сбор, который взимается при обращении в различные органы и (или) к должностным лицам за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Ряд учреждений имеют льготы по уплате пошлины. Так, от нее освобождены федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления (подп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Казенные учреждения не платят пошлину за право использования в своих названиях наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний (подп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

Государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные хранилища культурных ценностей не платят госпошлину за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся у них на постоянном хранении (подп. 8 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

Налоги на землю и имущество

Земельный налог является местным, а налог на имущество – региональным. Поэтому и льготы следует искать в региональных и местных нормативных актах. Как правило, там предусматривается полное освобождение государственных (муниципальных) учреждений от уплаты:

  • земельного налога (п. 2 ч. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» (далее – Закон г. Москвы № 74), п. 2-1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 № 611-86 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга “О налоговых льготах”»);
  • налога на имущество организаций (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций», подп. 17 п. 1 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» и др.).

Пример 3

В пункте 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы № 74 приведен перечень организаций, которые не платят земельный налог, а именно:

  • органы госвласти Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в Москве (в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций);
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета Москвы, а также за счет средств профсоюзов (в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, соцобеспечения, физкультуры и спорта);
  • госучреждения Москвы, созданные по решениям правительства Москвы и финансируемые из бюджета Москвы (если участки предоставлены для выполнения возложенных на них функций);
  • организации и физические лица (в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами);
  • учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий (в отношении участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям по законодательству Москвы);
  • негосударственные некоммерческие организации (в отношении участков, используемых для размещения объектов образования, здравоохранения, соцобеспечения, культуры) и др.

Налог на транспорт

Транспортный налог относится к числу региональных. Однако (в отличие от налога на имущество и земельного налога) региональные и местные власти обычно не предоставляют льготы по его уплате государственным (муниципальным) учреждениям.

Тем не менее некоторые послабления можно найти в НК РФ. Так, не облагаются налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ):

  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Запомнить

Чтобы подтвердить право на льготу по земельному участку, организация должна иметь соответствующие документы (п. 10 ст. 396 НК РФ). Их нужно представить в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Спецрежимы

Своего рода льготой можно считать возможность применения спецрежимов. Любое учреждение вправе перевести часть своей приносящей доход деятельности с общего режима налогообложения на «вмененку».

Впрочем, перейти на ЕНВД можно лишь в отношении тех видов деятельности, которые перечислены в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. К ним, в частности, относится:

  • розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (например, через торговые автоматы – абз. 12 ст. 346.27 НК РФ), а также объекты нестационарной торговой сети;
  • оказание услуг общественного питания (например, в буфете или столовой), если площадь зала для обслуживания посетителей не превышает 150 м2 или такой зал отсутствует.

Как правило, использовать «вмененку» выгоднее, чем общий режим налогообложения. Однако, перед тем как принять решение о переходе на ЕНВД, необходимо разобраться в экономической стороне вопроса. Возможно, вменяемый доход окажется намного ниже реального. Тогда применение «вмененки», скорее всего, будет нецелесообразно. Если же реальный доход по конкретному виду деятельности, наоборот, значительно больше вменяемого, то платить ЕНВД будет выгоднее.

Автономным учреждениям повезло еще больше. В качестве альтернативы общему режиму они могут выбрать упрощенную систему налогообложения. Выгода по сравнению с использованием общего режима очевидна: «упрощенный» налог уплачивается по ставкам (пп. 1 и 2 ст. 346.20 НК РФ):

  • 6% – если в качестве облагаемой базы учреждение выбирает доходы;
  • 15% – если в качестве облагаемой базы учреждение выбирает доходы, уменьшенные на расходы.

Очевидным плюсом применения спецрежимов является освобождение от уплаты налога на прибыль, НДС и налога на имущество (п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Запомнить

Не вправе применять ЕНВД государственные и муниципальные органы управления. Платные услуги этих органов нельзя квалифицировать как приносящую доход деятельность, т. к. все полученные доходы они перечисляют в бюджет (постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 561/10 по делу № А59-1211/2008).

Взносы «по травматизму»

Учреждения, как и все остальные организации, обязаны уплачивать взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Ставка взносов зависит от класса профессионального риска (минимальный риск – класс 01, максимальный риск – класс 32). Для деятельности государственных (муниципальных) учреждений, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников, установлен минимальный класс риска – 01 (п. 15 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713). Это означает, что взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с выплат своим работникам за счет указанных средств учреждения уплачивают по тарифу 0,2% (ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ). А вот по остальным видам деятельности тариф определяется на общих основаниях.

Что в итоге

Как видно, федеральные, региональные и местные законодатели предоставляют государственным и муниципальным учреждениям исключительные налоговые льготы, как говорится на любой вкус. Причем чтобы воспользоваться ими, зачастую достаточно просто знать об их существовании. Никаких других действий совершать не нужно.

В то же время считать, что учреждение может вообще не платить налоги, было бы неправильно. Во-первых, круг льгот строго ограничен, и далеко не всякая деятельность учреждения подпадает под них. Во-вторых, существуют налоги и взносы, которые любое государственное (муниципальное) учреждение обязано перечислять в бюджет так же, как и все остальные организации. Это, например, НДФЛ и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, Федеральный фонд ОМС.

«Местные» льготы «выдает» муниципалитет

Местные власти могут предоставлять льготы в виде: необлагаемой площади земельных участков; не облагаемой земельным налогом суммы; уменьшения суммы земельного налога или снижения налоговой ставки. Такие правила содержатся в п. 2 ст. 387 НК РФ и в разделе V Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденного приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@.

По вопросу о предоставлении льготы по уплате земельного налога налогоплательщикам следует обращаться в представительный орган муниципального образования по месту нахождения участка (письмо Минфина России от 29.04.2010 № 03-05-06-02/39).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль