Информационные системы войдут в Бюджетный кодекс

164
 Селезнева А.
Советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
На специально созданном Минфином России сайте – http://budcodex.ru, а также на едином портале – http://regulation.gov.ru выложен (с целью общественного обсуждения) проект нового Бюджетного кодекса РФ. Минфин России планирует утвердить и «запустить» его в работу с января 2016 г. В проекте полностью изменена структура Кодекса. В связи с этим представляет интерес выделение отдельной главы, устанавливающей нормы об информационном обеспечении в сфере бюджетных правоотношений (глава 5 раздела I «Общие положения»). Рассмотрим, в чем состоят новаторские положения данной главы.

Содержание главы

В действующей редакции Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) есть положения, касающиеся передачи определенных сведений в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах – в части бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета и Федерального казначейства (ст. 160.1, 166.1), а также – на Единый портал бюджетной системы Российской Федерации (ст. 241.2).

В новом проекте Кодекса законодатели попытались аккумулировать весь спектр вопросов, связанных с электронным взаимодействием органов и организаций госсектора как между собой, так и с потребителями государственных (муниципальных) услуг (функций).

Глава 5 «Информационное обеспечение в сфере бюджетных правоотношений» проекта БК РФ состоит из пяти статей:

1 Информационные системы (ст. 29);

2 Федеральная государственная информационная система (ст. 30);

3 Информационное взаимодействие информационных систем (ст. 31);

4 Организация электронного документооборота (ст. 32);

5 Публичные информационные ресурсы в сфере бюджетных правоотношений (ст. 33).

Основной постулат, который мы можем вынести из данной главы, – полный и безоговорочный переход на информационно-коммуникационные технологии во всех сферах деятельности организаций (и органов власти) госсектора, в т. ч. ведение электронного документооборота. Более того – все ветви власти, госорганы, образно говоря, будут «провязаны» между собой (в плане оперативного обмена необходимой информацией).

Для этого должны быть созданы и внедрены в эксплуатацию информационные системы (они подразделяются по уровню принадлежности – федеральная, субъекта РФ. В этих системах будет формироваться, обрабатываться, храниться и предоставляться в случае запроса вся информация, используемая при реализации бюджетных правоотношений.

Соответственно, и называться ресурс будет – «Информационные системы в сфере бюджетных правоотношений» (далее – ИСБП).

Новое на основе старого

В самой идее ничего нового нет – весь прогрессивный мир давно перешел на компьютерные базы данных, онлайн-обслуживание, в т. ч. потребителей государственных (муниципальных) услуг, электронные очереди.

В России уже несколько лет реализуется система многофункциональных центров, действующих по принципу межведомственного взаимодействия. То есть единожды загруженный в систему документ (справка, свидетельство, личные данные) может быть без лишних временных и трудозатрат (в т. ч. клиента) получен в случае такой надобности.

Соответствующие положения сегодня присутствуют в различных нормативно-правовых актах (Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.). Теперь же их пытаются структурно «вклинить» в БК РФ, т. е. сделать основополагающим фактором бюджетных правоотношений.

Нормативный документ

Проект БК РФ разработан в соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р) и государственной программой РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 320) – основное мероприятие «Совершенствование бюджетного законодательства».

В статье 29 гл. 5 проекта БК РФ перечислены принципы ИСБП. К ним относятся:

  • полнота, достоверность, своевременность предоставления информации для включения в ИСБП и общедоступность такой информации, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами;
  • однократность ввода информации для включения в ИСБП;
  • взаимодействие ИСБП и иных информационных систем;
  • доступность и бесплатность программных средств федеральной государственной ИСБП, необходимых субъектам информационных систем в целях реализации ими бюджетных полномочий и предоставления ими в обязательном порядке информации для включения в федеральную государственную ИСБП;
  • использование усиленной электронной подписи в ИСБП для обеспечения юридически значимого электронного документооборота;
  • использование в ИСБП единых для бюджетов реестров, классификаторов и справочников, а также соблюдение единых требований и правил к реализации бюджетных полномочий с применением ИСБП.

Главный же вопрос, возникающий у пользователей при переходе на ИСБП, – насколько технически мы к этому готовы. Ведь для выстраивания столь сложного информационного «организма» необходимо не только соответствующее оборудование, но и специально обученные кадры, которые будут его обслуживать. Безусловно, потребуется и переобучение сотрудников организаций госсектора. Не секрет, что в ряде отдаленных муниципальных образований нашей страны даже бюджетный учёт ведется без использования специальных автоматизированных программ, что уж говорить про межведомственное взаимодействие.

Будут ли на все это предусмотрены денежные средства в достаточном объеме с учетом нынешней экономической ситуации – большой вопрос.

Запомнить

В проект БК РФ введено новое понятие «получатель средств из бюджета». Оно консолидирует неучастников бюджетного процесса, которым предоставляются средства из бюджета, в т. ч. бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия и др.

Прозрачность и доступность

Вторая серьезная задача ИСБП – обеспечить прозрачность (открытость) и доступность информации о бюджетной системе и бюджетных правоотношениях. Попросту говоря – «вывешивать» на всеобщее обозрение все этапы деятельности организаций госсектора – планы, закупки, отчетность.

Данные направления реализуются и сейчас. Существует официальный сайт для размещения информации об учреждениях – http://www.bus.gov.ru, единый портал – http://budget.gov.ru (положения о нем введены в действующую редакцию БК РФ Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ), а также всем известный портал госзакупок – http://www.zakupki.gov.ru, на смену которого в 2016 г. придет Единая информационная система в сфере закупок.

Представляется, что цель разработчиков проекта БК РФ опять-таки из разрозненных источников сформировать цельную структуру публичных ИСБП. И «заставить» учреждения воспринимать официальный сайт для размещения информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений, единый портал бюджетной системы РФ в сети Интернет (именно эти две системы определены проектом в качестве публичных информационных ресурсов в сфере бюджетных правоотношений) как нечто первостепенное, требующее серьезного внимания и качественного наполнения. На сегодняшний день сведения об учреждениях на официальном сайте зачастую вносятся формально и имеют массу недоработок.

Структурные перемены

Основные изменения структуры БК РФ связаны с отказом от деления его на части (по словам разработчиков, они носят условный характер и не имеют практического смысла (см. Пояснительную записку к проекту Федерального закона «Бюджетный кодекс Российской Федерации»). Новый документ будет состоять из 9 разделов, 33 глав и 313 статей.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль